Файл: Российское гражданство основания его приобретения и прекращения.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Последняя позиция связана с выполнением Международной конвенции о сокращении без гражданства.
Перечисленные основания отказа в выходе из гражданства не умаляют права гражданина изменить свое гражданство. Поскольку основания отказа в выходе из российского гражданства минимальны и соответствуют общепринятым международным стандартам. Кроме того, они носят временный характер и по истечении определенного периода могут потерять свою актуальность в отношении конкретного гражданина, желающего прекратить правовую связь с Российским государством.
Полномочными органами, ведающими делами гражданства Российской Федерации, являются: Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Их полномочия определены федеральным законом.
Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в исключительной компетенции главы государства. Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ российский гражданин не может быть лишен своего гражданства. Так же существует обычная норма международного права, запрещающая произвольное лишение гражданства. Впервые это положение было закреплено в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.
Заключение
Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР»[17] (далее — Закон 1991 года). Он принимался в сложной для России обстановке: в условиях фактического распада СССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтной политической ситуации, напряженных социальных отношений. Однако главную свою задачу Закон 1991 года решил: закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживавших на территории России, как граждан суверенной России, учел возникшие новые взаимоотношения с независимыми государствами бывшего СССР и предоставил возможность бывшим гражданам СССР реализовать свои права на гражданство в России. В отличие от советского законодательства, которое закрепляло лишение гражданства как форму его утраты, Закон 1991 года установил, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Содержащийся в нем запрет на лишение гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между ним и государством, что предполагало расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию. В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства. Развитие законодательства о гражданстве постсоветского периода шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию