Файл: Понятие и система источников гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Обновление гражданского законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников гражданского права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов гражданского права как науки.

Актуальность темы на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество».

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам — участникам гражданских правоотношений.

Целью данной работы является изучение необходимой литературы и выявление определения, понятия, становления и влияния источников гражданского права на право в целом.

Предметом исследования являются непосредственно источники гражданского законодательства.

Объектом данной работы являются законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные договоры, деловые обыкновения обычаи делового оборота и правила морали и нравственности, постановления судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент, а также их особенности.


При написании работы использованы различные литературные источники, в том числе Гражданский Кодекс Российской Федерации, законы и подзаконные акты, научно-практическая литература, решения судебных органов Российской Федерации, статьи юристов в печатных изданиях их теоретические и практические знания.

Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав разбитых на пункты, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и виды источников гражданского права

Термин «источник права» пришел из римского права и понимается как форма выражения и осуществления юридических норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, «источники права - это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие и санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнителя»[1].

Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которое после становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят обобщенный характер, на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.

Прецедент формально не считается источником права, несмотря на фактическое значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.

Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.

Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера, которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.


Источниками гражданского права являются нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты образуют в совокупности гражданское законодательство в широком смысле.

Так, источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность. Следовательно, источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

Глава 2. Нормативные акты как источники гражданского права

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение имеет особое теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами или подзаконными актами.

Понятие юридической силы включает в себя указания на место нормативного акта в общей системе источников права и зависит от конституционных полномочий и компетенции, которыми наделен орган, его издавший.Под нормативно-правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего поведения.

Основное количество норм гражданского права заложено в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актах. Федеральный закон представляет собой принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Федеральные законы, как основной источник российского гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы.

2.1 Конституция РФ

Среди федеральных конституционных законов «…конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»[2].


Являясь главным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права, среди которых есть и нормы гражданского права. Например, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ в Конституции РФ составляют «право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами»[3], «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно»[4].

Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, которые возникают по поводу духовных ценностей (честь, достоинство гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.) содержатся в ст. 20-25 Конституции РФ. Она имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам, но их действие носит уточняющий характер.

2.2 Гражданский кодекс Российской Федерации

Главное место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться непосредственно им, если в самом Кодексе не предусмотрено иное. Круг общественных отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, широк, и Гражданский кодекс РФ предполагает принятие ряда федеральных законов, которые раскрывают те или иные положения Кодекса.

Структура Гражданского кодекса РФ опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой Гражданского кодекса РФ имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

Гражданский кодекс РФ в качестве отраслевого кодифицированного законодательного акта призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно - стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим нормативным актом закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, имеющие значение для всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой Гражданского кодекса РФ является то, что он составляет основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях современной рыночной экономики. В нем дано определение предпринимательской деятельности и имеется немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.


2.3. Основы гражданского законодательства СССР и республик

Другим нормативным актом гражданского законодательства, действовавшим ранее на территории Российской Федерации, являются Основы гражданского законодательства СССР и республик. Гражданское право закрепляло принцип социализма в развитии имущественных отношений.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были призваны обслуживать социалистическую систему ведения народного хозяйства и провозглашали отсутствие частной собственности на средства производства. На уровне союзного государства такого рода акт принимался впервые. Основы закрепляли нормы, определяющие единые для Советского государства принципы регулирования гражданско-правовых отношений, суть которых сводилась к следующему.

Основы закрепляли следующие формы собственности: государственную, кооперативно-колхозную, профсоюзную, общественных организаций, личную собственность граждан; собственником всего государственного имущества являлось Советское государство, оно могло передавать предприятиям часть своего имущества в оперативное управление;

в обязательственном праве основное внимание уделялось договорному регулированию как основному способу реализации хозяйственных планов;

устанавливалась государственная защита личной собственности граждан, однако оговаривалось ее обязательное трудовое происхождение и единственное назначение - для удовлетворения материальных и культурных личных потребностей граждан.

В соответствии с Основами 11 июня 1964г. Верховный Совет РСФСР принял Гражданский кодекс РСФСР, который содержал следующие разделы:

1. Общие положения, определяли цели и задачи гражданско-правового регулирования, запрещали частное предпринимательство, провозглашали наличие социалистической собственности на орудие и средства производства, планирование - как единственный метод развития народного хозяйства.

2. Право собственности, государство признается единственным собственником всего государственного имущества, закрепляется самостоятельная собственность профсоюзов, колхозов и других общественных организаций, регламентируется право оперативного управления государственным имуществом.