Файл: Процессы принятия решений в организации (1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1. Сущность понятия «решение» в менеджменте и его классификация
1.2. Этапы процесса принятия рациональных управленческих решений
1.3. Классификация моделей принятия управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Новый Дом»
2.2. Анализ эффективности и качества управленческих решений в ООО «Новый Дом»
2.3. Проблемы процесса принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
3. Предложения по совершенствованию организации принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
3.1. Методы повышения эффективности и качества управленческих решений
Введение
Актуальность. Любая целенаправленная деятельность человека связывается с разработкой, анализом, реализацией и оценкой последствий принимаемых управленческих решений. Один испанский философ Хосе Ортега–и–Гассет заметил: «обстоятельства и решения — вот два основных элемента, из которых слагается жизнь». А ведь действительно, в нашей жизни мы каждый день принимаем решения. Они могут быть осмысленные и легкомысленные, связанные с бизнесом, а также личными и социальными делами. Но уже само по себе принятие решения является компромиссом.
Основной подготовкой к повышению эффективности производства является повышение качества принимаемых менеджером решений [2, с. 95].
В России долгое время не уделялось внимания вопросу подготовки управленческих кадров. Причина в том, что в системе исполнительной власти основные решения принимались на уровне министерств. На нижних уровнях эти решения только выполнялись, а на нижних уровнях принимались тактические решения, которые контролировались даже вышестоящими инстанциями. Ответственность за принятие решений руководителей всех уровней при переходе к рыночной экономике существенно возрастает. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на позицию данной конкретной организации, необходимо разработать и проконтролировать принятие дипломатических решений.
В связи с этим целью данной курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Теория менеджмента», а также формирование компетенций в процессе анализа моделей принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Рассмотрение теоретических аспектов принятия управленческих решений.
- Анализ принятия управленческий решений в ООО «Новый Дом».
- Предложение методов повышения эффективности и качества управленческих решений.
Таким образом, объектом данной курсовой работы является ООО «Новый Дом» г. Ижевск. Предметом– процесс принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом».
В научной литературе предлагается ряд методов принятия управленческих решений, которые могут быть использованы руководителями предприятий для повышения их эффективности и рассмотрения всех возможных последствий принимаемого решения. В связи с этим, теоретическую основу составили труды таких авторов по теме исследования, как Голубева А.В., Колган Е. А., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. и др.
Методологическую основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методовсистемно–структурного, функционального и экономического анализа.
Структурно работа состоит из трех глав основной части, введения, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована 9 рисунками и 4 таблицами.
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1. Сущность понятия «решение» в менеджменте и его классификация
Главная задача любого руководителя-своевременно принимать правильные, но в то же время справедливые решения. Неправильные решения могут дорого обойтись компании и даже иметь катастрофические и непоправимые последствия, например, разорение компании до такой степени, что она перестанет существовать. [2, с. 110]. Менеджер хорошо обучен, и процесс принятия решений должен быть ему хорошо знаком. Продуктивное и своевременное принятие решений-важная составляющая успеха в бизнесе. Руководитель должен знать методы принятия решений, факторы эффективности, методы и принципы.
Процесс управления связан с непрерывным развитием и принятием решений. Решение разрабатывается в каждом управленческом цикле, на каждом этапе и даже при выполнении каждой функции. Сам процесс управления осуществляется путем принятия и реализации решений [1. с. 98].
Из этого следует, что решение является результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернатив из различных вариантов достижения той или иной цели.
Различают решения, принятые в условиях:
а) определенности;
б) вероятностной определенности (риска);
в) в условиях неопределенности (ненадежности) [1, c. 100].
Когда решения принимаются на условиях определенности (надежности), эффективность разработки повышается, а стоимость выбора правильного варианта снижается. Преимущество данной ситуации заключается в том, что все переменные для расчетов вводятся самим субъектом управления при одном и том же условии (объекте) при одних и тех же условиях.
Если решение принимается в условиях риска (измеримой неопределенности), неопределенность значительно уменьшается путем введения ожидаемых оценок.
В процессе принятия решения, в зависимости от причин его возникновения, возникают следующие виды неопределенностей:
- Информация вследствие отсутствия или неточности информации по техническим, социальным и иным причинам;
- Затраты на совершение определенности слишком дорогие или недоступные;
- Эксперты в результате недостаточного профессионализма лица, принимающего решение;
- Внешняя среда, связанная с реакцией спортсмена на его действия или процессы принятия решений [4, С. 13].
Одним из видов умственной деятельности и проявления воли человека является целеустремленность. Он характеризуется следующими особенностями:
1) способность выбирать из множества вариантов, если нет выбора, нет выбора, нет необходимости в решении;
2) наличие цели, то есть выбор без цели не считается решением;
3) необходимость волеизъявления лица, принимающего решение, при выборе лица, принимающего решение, поскольку лицо, принимающее решение, формирует его через борьбу мотивов и мнений [20, 56].
Это решение является результатом оценки ситуации путем обработки информации, выступающей в качестве результата административной работы, в этом случае информация подлежит обработке.
На разных уровнях управления существование организации невозможно без постоянного ежедневного подбора персонала и выполнения определенных решений. При этом управленческие решения должны быть направлены на достижение наиболее оптимальных результатов функционирования организационно-производственных систем. Все тонкие знания и понимание процессов принятия решений в различных условиях, использование различных методов и моделей принятия решений имеют важное значение в повышении эффективности управленческого персонала.
Стоит отметить, что решение считается готовым только в том случае, если желаемый результат уже достигнут. Руководитель должен участвовать во всех этапах принятия решения. Прежде всего, его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов, которое должно принять окончательное правильное решение[13]. Раньше менеджер принимал решения самостоятельно, но все чаще практикуется принятие решений группой. Вот почему с длиной нужно работать.
Прежде чем принять решение, люди мысленно проигрывают различные варианты и считают это лучшим способом найти более подходящий и оптимальный вариант [19, С. 30]. Однако конфликтные ситуации обычно способствуют быстрому решению. В этой ситуации не следует полагаться на эмоции. Как правило, эмоции-плохие советчики. И если вы ждете решения, проблема часто исчезает сама собой. В таких случаях лучшее решение-ничего не предпринимать.
Рис. 1 – Типология по степени участия руководителей разного уровня и специалистов
По степени участия руководителей разного уровня и специалистов управленческие решения бывают (Рис. 1).
Рассмотрим их более подробно:
Коллективные (демократические) решения –это решения, принятые большинством сотрудников организации, совместно трудовым коллективом или малой группой. Такие решения принимаются в ходе тайного голосования, использования методов экспертных оценок.
Коллегиальное решение –это решение, принятое группой руководителей и специалистов.
Индивидуальное управленческое решение –это решение, которые принимаются руководителем единолично[4, с. 15].
По уровням планирования и времени реализации мероприятий можно выделить стратегические, тактические и оперативные управленческие решения (Рис. 2).
Рис. 2 – Типология принятия управленческих решений по уровням планирования и времени реализации мероприятий
Оперативные управленческие решения — это, например, закупка материалов, ремонт офисного оборудования, направление работников на определенные участки для выполнения технических заданий, заключение договоров с потребителями, — это примеры оперативных управленческих решений[21]. Такие решения принимаются в процессе ежедневной, напряженной работы трудового коллектива и требуют регулярного контроля со стороны руководителя.
За стратегическими управленческими решениямиследует разработка стратегического плана, производственной программы организации.
К тактическим управленческим решениям относятся продажи, производства или предоставления услуг[10].
По содержанию управленческого процесса выделяют следующие управленческие решения (Рис. 3):
Рис. 3 – Типология принятия управленческих решений по содержанию управленческого процесса
Рассмотрим их более подробно.
Принятие экономических решений связано с функционированием бизнес-системы, оно необходимо для повышения экономической эффективности организации, рентабельности, восстановления активов и повышения ликвидности[23, С. 350]. Как лучше управлять ресурсами, сделать компанию прибыльной и увеличить прибыль-с этими и другими проблемами сталкиваются менеджеры, принимающие экономические решения.
Социальные решения-это решения, которые влияют на социальную структуру организации, персонал, корпоративную культуру, климат и общие ценности. Социальные решения призваны оптимизировать работу персонала, повысить мотивацию сотрудников и систему социальной поддержки, имидж организации в обществе, миссию организации.
Решение организации - это решение, связанное с методом управления и способом достижения цели[24, С. 90]. Организация работы сотрудников по выполнению поставленных задач, перераспределение функций и полномочий, проведение общего собрания является примером решения организации. Такие решения являются неотъемлемой частью процесса управления.
Технические решения-это оперативные решения, необходимые для обеспечения безопасности трудовых и производственных процессов и предоставления необходимых ресурсов, материалов и информации. Установка программного обеспечения в отделе, замена сломанных машин, оплата командировочных расходов и отправка сотрудников на ответственные производственные участки - это техническое решение.
В зависимости от уровня иерархии различают высшие, средние и низшие управленческие решения.
Также существует типология принятия управленческих решений по условиям принятия (Рис. 4):
Рис. 4 –Типология принятия управленческих решений по условиям принятия
По юридическому возникновению различаютуправленческие решения в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции, указания.
В заключение рассмотрим подробно типологию по характеру процесса принятия решения:
- интуитивные решения – выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения;
- решения, основанные на суждениях, – выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
- рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса (основаны на методах экономического анализа, оптимизации) [11].