Файл: Процессы принятия решений в организации (1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятие решения – это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели[24, с. 95].

Процесс принятия решения – это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив[20].

Процесс принятия управленческих решений состоит из 5 последовательных этапов, за которыми следует реализация решений и обратная связь (Рис. 5).

Рис. 5 – Этапы процесса принятия управленческих решений

Диагностика проблем-анализ значений и соотношений параметров организационно-производственной системы и рыночной среды для определения причины возникновения проблем, а также изменения этих соотношений, задача должна основываться на сырой диагностике, знании функций объекта управления в процессе нормальной эксплуатации и совокупности структуры и параметров.

Первым шагом в диагностике сложной проблемы является выявление и понимание симптомов трудностей и имеющихся возможностей (низкие доходы, продажи, качество продукции (услуг), высокие затраты и т. д.).

Второй этап заключается в определении причины проблемы. Для этого необходимо собирать и анализировать внутреннюю и внешнюю информацию, которая может быть использована как официальными, так и неофициальными методами. Данные, относящиеся только к конкретным проблемам, людям, целям и периодам.

Третий этап заключается в определении характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, так как от него зависит выбор основного подхода к ее решению. [6, с. 115].

Разработка пределов и стандартов для принятия решений. Очень важным условием правильного формирования альтернативных решений и выбора наиболее благоприятных является определение ограничений и разработка критериев принятия решений.

Ограничения варьируются в зависимости от ситуации и конкретного администратора. Можно выделить следующие общие ограничения:

1) ограничение несоответствия;

2) ограничения в отношении персонала;

3) финансовые ограничения;

4) предел технического прогресса;

5) рыночные ограничения;

6) правовые и морально-этические ограничения;

7) ограничение полномочий.

Определение альтернатив. В идеале желательно сформировать все возможные варианты решения проблемы, а именно "альтернативные дисциплины" [7, с. 111]. Однако на практике менеджеры редко имеют достаточно знаний или времени, чтобы сформулировать и оценить каждый из своих вариантов, поэтому лучше ограничить количество вариантов сравнения.


Оценки альтернатив. После создания списка решений необходимо перейти к оценке каждой альтернативы. Оценка альтернативы предполагает определение плюсов и минусов каждого из них, а также возможных последствий их выбора. В связи с неизбежными негативными последствиями, связанными с альтернативой, практически все важные управленческие решения разрабатываются с учетом компромисса.

Для сравнения решений используются критерии принятия решений, установленные на этапе составления ограничений и критериев [7, с. 113]. Одни критерии отбора имеют количественное выражение, другие-качественные характеристики. Если альтернатива не может соответствовать одному или нескольким установленным стандартам, она не считается реалистичной.

Выберите альтернативу. Если предварительный этап разработки управленческих решений проводится тщательно, альтернативные решения оцениваются и оцениваются, то руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятным рейтингом и результатами.

Оптимальное решение является наиболее эффективным из всех альтернативных решений, выбранных по нескольким критериям оптимальности.)

Осуществление принятого решения. Фактическая ценность решения становится очевидной только после его реализации. Для решения задачи с использованием выбранного варианта необходимо эффективно организовать и мотивировать исполнителя в процессе реализации решения.

После того, как решение с обратной связью было принято во внимание, обратная связь должна быть установлена для мониторинга и обеспечения того, чтобы фактический результат соответствовал тому, что было запланировано на момент принятия решения.

На этом этапе результаты решения измеряются и оцениваются, а фактические результаты сравниваются с результатами, которые руководитель надеялся получить. Информация по обратной связи мы реализовали пре -, промежуточное и пост-решение для того, что произошло. Кроме того, менеджер должен выбрать правильное действие без значительного ущерба[8].

1.3. Классификация моделей принятия управленческих решений

Анализ теоретических источников позволил выделить несколько вариантов классификациимоделейпринятия управленческих решений. Проведем систематизацию и анализ выявленных методов принятия управленческих решений по Мескону М. [11]:


Таблица 1

Методы принятия управленческих решений

Продолжение таблицы 1

В таблице 1 показаны различные способы принятия эффективных управленческих решений. Каждый метод имеет набор шагов, которые являются важной составляющей процесса принятия решений по контролю качества [9].

При принятии управленческих решений руководитель должен оценить все возможные негативные последствия выбранного варианта, особенно то, что решение было принято.

Роберт Кац, эксперт в области изучения вопросов управления, разработал принципы, лежащие в основе этого компромисса:

  • выбранный вариант имеет существенные недостатки;
  • лидер, который работает эффективно, не терпит недостатков решений, которые могут парализовать его волю;
  • пропущенные решения часто имеют больший негативный эффект, чем неправильные решения;
  • в некоторых случаях управленческие решения приходится откладывать [11].

Эффективность управленческого решения зависит не только от того, как его принимать, но и от качества альтернативных вариантов, правильного выявления причин и следствий. Часто руководители предприятий прибегают к различным решениям, чтобы найти конкретные проблемы, с которыми столкнутся коллеги или подчиненные. Для этого также используются некоторые методы поиска идей. Основные из них приведены в таблице 2.

Таблица 2

Методы поиска идей

Продолжение таблицы 2

Темпы развития современного мира побуждают лидеров бизнеса к поиску новых решений, разнообразию конкретных способов решения одной и той же проблемы, и, наконец, новый взгляд на проблему позволит значительно увеличить количество принимаемых бизнес-решений[10, С. 45], повысить эффективность.

Использование этих методов поиска идей характерно для крупных компаний и небольших компаний общего собрания, где сотрудники находятся в разных городах, круглогодично и круглогодично. Также менеджеры компании могут организовывать данные встречи за пределами офиса в неформальной обстановке, что в свою очередь не только позволяет открыться всем творческим способностям сотрудников, новым творческим идеям, но и сплотить коллектив в целом, что окажет свое влияние на эффективность работы в дальнейшем.


2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Новый Дом»

ООО "НОВЫЙ ДОМ" ИНН 1831057110, ОГРН 1021801158774 зарегистрировано 23.06.1998 в регионе Удмуртская Республика по адресу: 426053, респ Удмуртская, город Ижевск, улица Салютовская, 31.

Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор - Телицына Елена Александровна, ИНН 183400720034.

У организации 2 Учредителя. Основным направлением деятельности является "производство прочих красок, лаков, эмалей и аналогичных материалов для нанесения покрытий, художественных и полиграфических красок".

Компания «Новый дом» является одним из крупнейших предприятий России по производству лакокрасочных материалов. История предприятия началась в 1998 году в г. Ижевске с открытия производства красок и эмалей с 10 рабочими местами. Сегодня это современное технологичное предприятие с собственными производственными и складскими площадями, лабораторией европейского уровня, с новейшим цветоизмерительным оборудованием, развитой системой транспортной логистики. Штат сотрудников компании составляет более 300 человек.

Компания специализируется в области создания цвета. На сегодняшний день предприятие выпускает все виды пигментных концентратов и колеровочные системы практически для любых областей бизнеса.

Работа предприятия осуществляется по системе менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ИСО 9001, что гарантирует потребителям оперативное получение продукции и услуг стабильного качества в полном объеме. Предприятие занесено на доску почета Удмуртской Республики.

Далее приведем анализ финансового состояния ООО "НОВЫЙ ДОМ" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 г. (3 года). Деятельность ООО "НОВЫЙ ДОМ" отнесена к отрасли "Производство химических веществ и химических продуктов" (класс по ОКВЭД 2 – 20), что было учтено при качественной оценке значений финансовых показателей.

В приведенной ниже таблице 3 обобщены основные финансовые результаты деятельности ООО "НОВЫЙ ДОМ" за весь рассматриваемый период.

Таблица 3

Анализ эффективности деятельности ООО "НОВЫЙ ДОМ" за 2016-2018 гг.


Данные таблицы иллюстрируют, что годовая выручка ООО «Новый Дом» за 2018 год составила 769 959 тыс. руб. Годовая выручка за весь рассматриваемый период возросла на 139 067 тыс. руб., или на 22%.

За период 01.01–31.12.2018 значение прибыли от продаж составило 114 670 тыс. руб. В течение анализируемого периода (с 31.12.2015 по 31.12.2018) отмечен сильный рост финансового результата от продаж, на 26 789 тыс. руб.

Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на реализованные товары (работы, услуги).

Проверка взаимного соответствия за последний отчетный период показателей "Бухгалтерского баланса" и "Отчета о финансовых результатах" подтвердила корректность отражения отложенных налоговых активов и обязательств.

Ниже на графике наглядно представлено изменение выручки и прибыли ООО "НОВЫЙ ДОМ" в течение всего анализируемого периода.

Рис. 6 – Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Новый Дом» за 2016-2018 гг.

Таким образом, можно констатировать стабильное увеличение обоих показателей на графике.

Таблица 4

Анализ рентабельности ООО "НОВЫЙ ДОМ" за 2016-2018 гг.

Таблица 4 иллюстрирует, что все три показателя рентабельности за период 01.01–31.12.2018, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.

Проведем анализ трудовых ресурсов и организационной структуры компании ООО «Новый Дом». Коллектив компании «Новый дом» — это слаженная команда специалистов, которая стремится к достижению максимальных профессиональных результатов. На 01.01.2019 в ООО "НОВЫЙ ДОМ" числился 191 сотрудник. К февралю 2020 года штат сотрудников компании составляет более 200 человек.

Компания для активных и энергичных людей, для тех, кто стремится к карьерному и личностному росту, кто способен рождать интересные идеи и успешно воплощать их в жизнь. Работа в компании строится на принципах комплексного развития, взаимного доверия и уважения. Каждому, кто приходит в коллектив компании, она предоставляет равные условия и возможности для карьерного роста и развития.

Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в его рамках люди могли наиболее успешно добиться поставленной перед ними цели.