Файл: Содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности в сфере ремонта и обслуживания автотранспортных средств и мотоциклов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для многих людей ремонт собственного автомобиля это большая проблема и большинство автолюбителей готовы платить деньги, чтобы не заниматься самостоятельно ремонтом двигателя, коробки переключения передач и иных механических узлов автомобиля.

Бесспорно, для обслуживания и тем более для ремонта необходимы финансы, место, где будет проходить ремонт/обслуживание (например, гараж), и знания, хотя бы на уровне любителя, чтобы разобраться в некоторых тонкостях ремонта ТС. На практике, причин, так называемых «автомобильных болезней», может быть масса, ни один автомобиль от них не застрахован и не каждый владелец сможет справиться сам, даже если он опытный в вопросе ремонта ТС.

Во многом отказ от самостоятельного ремонта ТС связан с тем, что новые автомобили и старые иномарки являются технически сложными, даже если они выпущены 10-15 лет назад. Их обслуживание требует специализированного оборудования и специалистов умеющих работать с техникой и с этим оборудованием, а также способных качественно проводить работы.

С другой стороны, люди не хотят или просто не готовы заниматься даже мелким ремонтом по абсолютно ясным и банальным причинам - отсутствие желания и трата личного времени, отсутствие знаний и опыта работы с техникой.

Подобные знания и тяга к ручному честному труду закладывались в поколения во времена существования СССР, но конечно же далеко не все всё знали и могли починить и наладить собственными руками, точно также были и СТО со своими специалистами, которые проводили обслуживание ТС. Дело в том, что в те времена люди были больше подготовлены к нештатным ситуациям любого характера и обладали первичной базой знаний по устранению различных неисправностей, будь то неполадка с карбюратором или ремонт дверного электрического звонка.

Сегодня для каждого вида работ есть узконаправленные специалисты и из этой логики выходит так, что совсем не обязательно знать какие-то тонкости. Однако, автолюбитель должен помнить, что выезжая на дорогу, какой бы она ни была, он несет гражданскую, административную и уголовную ответственность, поскольку при движении на неисправном, аварийном, плохо обслуженном ТС он может нанести различного рода ущерб себе и окружающим. Из этого следует, что автолюбитель должен быть готов к потенциальным неисправностям и нештатным ситуациям, что же касается ремонта и обслуживания, некоторые неполадки и неисправности водитель может исправить самостоятельно, но если не хватает времени на ремонт автосервисы предлагают свои услуги.


Актуальность данной темы обусловлена тем, что автомобилей становится все больше и больше, а вместе с ними новые поломки и работа для мастеров, следовательно, спрос на качественный, быстрый и недорогой ремонт транспортных средств только растет.

Целью настоящей курсовой работы является изучение терминов и понятий, изучение функционирования системы управления и развития автосервиса.

Объектами исследования являются теоретические знания и примеры, а также бизнес-модель автосервиса и тонкости организации.

Глава 1. Отличительные особенности автосервиса от СТО и сервисных центров, термины и понятия

1.1. Общие представления об автосервисах и их деятельности

Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, ремонт и обслуживание транспортного средства - это большая проблема для автолюбителей и профессиональных водителей.

На сегодняшний день, практически любой владелец любого автомобиля поедет менять масло в двигателе или КПП в автосервис или на СТО (станция тех. обслуживания), поскольку процедура не дорогая, в среднем 500 рублей (без учета стоимости масла), и занимает 20-30 минут, а при самостоятельном обслуживании требуются необходимыеинструменты, знания расположения гайки слива масла на поддоне ТС, заливной горловины в двигатель и иметь в наличии или знать расположение технической ямы или эстакады.

Несмотря на одновременную сложность (для простого владельца ТС), и простоту (для знающего владельца), замены масла, никто из мастеров не сидит без работы: спрос на авторемонтные услуги остается открытым.

Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки, особенно старые машины. Общая масса организаций оказывающих техническое обслуживание ТС работают больше с подержанными машинами, поскольку мастера знают эти машины, а для ремонта новых требуется повышение квалификации персонала, новое оборудование, которое не всегда по карману работодателю или отсутствие интереса развития. Это связано с тем, что многие владельцы автосервисов «застряли в прошлом» и оказывают достаточно примитивные услуги и не выходят за рамки, так как попросту не видят перспектив развития в купле нового оборудования, обучению персонала работе с новой техникой (ТС) и т.д.


Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России. Начинающие водители, порой даже и водители со стажем, не могут найти места ремонта, где их будет утраивать качество работы, а начинающие водители даже не знают, куда обращаться в случае поломки.

1.2. Различия между автосервисом, станцией технического обслуживания (СТО), и сервисным центром

Автосервис, сервисный центр или же СТО (станция технического обслуживания) в понимании обычного обывателя является одним и тем же, однако, между ними существует заметная разница.

СТО, как правило, занимается всеми видами авторемонта всех марок автомобилей. В таких мастерских могут и масло в двигателе поменять, перебрать ходовую и проверить КПП, но широкий спектр услуг подразумевает широкую специализацию мастеров. Качество особо сложных работ, например, ремонт электросистемы, АКПП или бортового компьютера, может быть недостаточно высоким. Если требуется просто заменить масло или выполнить несложный ремонт на отечественном или импортном авто, то можно обратиться в СТО или в автомастерскую. Стоимость обслуживания в таких предприятиях заметно дешевле, а качество выполнения работы можно проследить лично, в редких случаях даже подавая мастеру инструменты или детали. В случае замены автозапчастей потребителю необходимо потребовать от персонала справку-счет на покупку новой запчасти и возврат вышедшей из строя детали.

Сервисный центр, в отличие от СТО, занимается обслуживанием автомобилей определенной марки. Например, если возникла неисправность в импортном авто последней модели, то целесообразней отогнать машину в сервисный центр, обслуживающий автотехнику конкретной марки. Специалисты в таких мастерских регулярно проходят повышение квалификации и в курсе всех новинок, которые выпускает автопроизводитель, машины которого они обслуживают. В сервисном центре можно не только устранить неисправность, но пройти плановый технический осмотр, в ходе которого будут проверены все рабочие узлы, агрегаты и системы.

Автосервис, в отличие от сервисного центра и СТО, это предприятие, проводящее и оказывающее комплекс услуг, работ и мероприятий по техобслуживанию, текущему, восстановительному и капитальному ремонту автотранспорта, а также по установке на него дополнительного оборудования. Подразумевает широкий спектр работ и услуг различной сложности и профессиональных тонкостей.


Автосервисы бывают разные, различаются по своей престижности, по оказываемым услугам (как правило, они типовые), различаются по качеству оказываемых услуг и общей специфики деятельности в целом. Это больше относится к малым и средним автосервисам, например, в одном оказывают услуги регулировки клапанов и ремонт двигателя, в то время как в другом нет мастера-моториста, но есть карбюраторщик. В больших предприятиях-автосервисах, как правило, все немного иначе. Присутствует дорогостоящее оборудование, более квалифицированный персонал, широкий спектр услуг, общее качество сервиса выше среднего. Такие автосервисы обычно быстрее завоевывают доверие, особенно если это сеть автосервисов и/или проведена успешная рекламная компания.

Глава 2. Бизнес-идея автосервиса. Организация оказания услуг и проведения работ по обслуживанию ТС

2.1. Бизнес-идея автосервиса, внутренние организационные тонкости и тонкости регистрации

Сам автосервис как проект является достаточно сложным видом бизнеса, требующего серьезных финансовых вложений и опыта ведения бизнеса в автомобильной или около - автомобильной отрасли, порой для запуска данного вида старт-апа желательно наличие партнера разбирающегося в специфике ведения автосервиса как бизнеса.

Лучше всего рассматривать будущий автосервис как мультифункциональное предприятие и совместить отдельные элементы автомобильной тематики в одном месте:

  • Head-office с генеральным директором и его коллегами и штатом маркетологов по управлению автосервисом или сетью, а для отдельной торговой точки - офис главного управляющего/администратора/директора торговой точки;
  • Столовая, где водители смогут ожидать, отдохнуть и принять пищу (сдавать такое помещение/территорию в субаренду);
  • Ремонтные мастерские со всем необходимым оборудованием для ремонта и специалистами (мастерами) обслуживания ТС;
  • Покрасочные камеры со всем необходимым оборудованием и специалистами;
  • Магазин запчастей, комплектующих, «расходников», сопутствующих товаров и т.п.;
  • Мойку ТС.

Таким образом, удается охватить большее число потенциальных клиентов в одном месте (точка обслуживания, также возможна и сеть автосервисов), предложить и оказывать широкий спектр услуг единовременно, тем самым увеличивая выручку.

Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 миллиона единиц, 84% из которых приходилось на легковые автомобили. Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и скорым износом транспорта, поскольку в нынешние автомобили в отличии от старых, закладывается программа «ускоренного старения», эта программа относится не только к автомобилям[1].

От поломок не застрахован никто и автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.

Высоким спросом пользуются следующие услуги:

  • Заказ запчастей и комплектующих и их потенциальная установка на мощностях автосервиса;
  • Замена масла;
  • Замена тормозных дисков/колодок и обслуживание тормозной системы;
  • Автомойка;
  • Кузовной ремонт;
  • Шиномонтаж;
  • Подготовка б/у автомобиля для продажи;
  • Реже восстанавливают автомобиль после серьезного ДТП;
  • И д.р.

Из менее популярных услуг:

  • Тюнинг (делается, как правило, для хозяина и не окупается при продаже ТС, исключительно индивидуальная опция);
  • Стайлинг (чем-то схоже с тюнингом только изменят внешность автомобиля, а именно это цвет, применяемая краска и растворы, работа над общим стилем автомобиля с внешней стороны).

Нельзя забывать и о том, что любая из перечисленных услуг может включать в себя огромный перечень дополнительных работ и операций. Все, работы и услуги, которые будут оказываться клиентам автосервиса, необходимо подробно расписать, чтобы знать, какое оборудование необходимо будет приобрести и, какое помещение нужно искать.

Для мульти - предприятия, в котором есть автосервис, мойка, покрасочные камеры, магазин, столовая, где все это находится на одной территории и является одной системой, подойдет территория пром.зоны (опустевшие заводские цеха в хорошем состоянии рядом или на территории города), цеха, гаражи, ангары бывшей автобазы (на территории города), и т.п. Можно строиться с нуля, но это является слишком затратным подходом для старт-апа.