Файл: Юридические факты в гражданском праве (Функции и классификация юридических фактов в гражданском праве).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, сущность и значение юридических фактов в гражданском праве
1.1. Понятие юридического факта
1.2. Состав юридического факта
2. Функции и классификация юридических фактов в гражданском праве
2.1. Функции юридических фактов в механизме правового регулирования имущественных отношений
Весь механизм правового воздействия так или иначе основывается на разветвленной системе фактических предпосылок - юридических фактов и фактических составов. Их взаимодействие со смежными элементами механизма правового регулирования (правовая норма, правоотношение), раскрываемыми через функциональные особенности юридических фактов, и является целью настоящего исследования.
Функция представляет собой проявление сущностных признаков предмета исследования в его динамике. При этом справедливо следует подчеркнуть, что понятие "функция" призвано охарактеризовать наиболее существенные черты взаимосвязи взаимодействующих структур. Иными словами, термин "функция" характерен для любых динамических структур[18].
При этом отметим, что понятие "функция" позволяет исследовать взаимодействие различных элементов внутри более сложного образования, рассматриваемого как система, выявить задачи, которые осуществляет каждый элемент по отношению к иным элементам и к системе в целом.
Понятие юридического факта находится в неразрывной связи с понятием права. Кроме того, юридический факт состоит в генетической, причинной, функциональной и гносеологической связи с этой категорией, как и правовая норма, правовое отношение. С их помощью обусловливается трансформация правовой заданности общественных отношений к их действительному содержанию.
В то же время научное исследование правовой категории юридических фактов не стоит ограничивать лишь вопросами их правовой онтологии, раскрывающими особенности этой правовой категории в статическом аспекте. Юридический факт - явление, активно "работающее". Без использования этого элемента практически не обходится ни один участок правотворческого и правореализационного процессов. Он носит инструментальный характер. Поэтому сущностный анализ юридических фактов, бесспорно, следует дополнить исследованием их в динамическом, функциональном аспектах[19].
По утверждению В.Б. Исакова, "функции юридических фактов - обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования"[20].
Функции юридических фактов обеспечивают взаимодействие частей механизма правового регулирования. Находясь в прямой зависимости от особенностей правовой системы (способов нормативного закрепления и форм осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, от принятых мер защиты нарушенного права), функции юридических фактов обусловлены функциями права.
В то же время В.Б. Исаковым приводится иной взгляд на исследуемую проблематику. В частности, он подчеркивает, что исходя из того, что "функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования", а "правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты". Правовое значение юридических фактов в механизме правового регулирования раскрывается им через анализ основных, дополнительных и специальных функций юридических фактов[21].
При этом основной функцией юридических фактов в правовом регулировании является обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Обосновывая изложенный подход, В.Б. Исаков, с одной стороны, предполагает обобщенную характеристику функций юридических фактов в регулировании общественных отношений, с другой - указывает, что функции юридических фактов в конкретных правоотношениях неповторимы. Посему юридические факты наряду с основной функцией выполняют и дополнительные. Следует отметить, что данная правовая позиция не является единичной в цивилистике. В частности, Н.П. Воронина в своей работе пишет: "Юридические факты... служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права"[22]. Идея Н.П. Ворониной в данном случае состоит в том, что юридический факт, закрепленный в норме права, не только создает правоотношение, но также выполняет и иную функцию - он выступает гарантией законности.
К следующей дополнительной функции юридических фактов относят функцию предварительного воздействия норм права на общественные отношения. В возникновении одних юридических фактов субъекты заинтересованы и поэтому предпринимают соответствующие действия. Других же юридических фактов они стараются всячески избегать, поскольку юридические факты воспринимаются субъектами права как средство воздействия на их поведение[23].
Отмечу, что классификация данной функции характерна для юридических фактов в уголовном праве, поскольку их наступление (совершение кражи, должностной подлог) негативно сказывается на правовом положении соответствующих субъектов права.
Выделение специальных функций юридических фактов связано с включением последних в качестве элементов в фактические составы. Последние, как известно, представляют собой систему юридических фактов. Такое обоснование видится в выполнении юридическими фактами определенных функций не только в механизме правового регулирования, но и по отношению к элементам фактического состава.
Так, в фактическом составе юридический факт выполняет правопорождающую функцию, которая заключается в том, что юридический факт влечет за собой наступление правовых последствий фактического состава в целом или же промежуточных правовых последствий.
Кроме того, юридический факт может выполнять правопрепятствующую функцию, когда его наличие играет тормозящую роль в развитии фактического состава и наступлении правовых последствий.
К функциям юридических фактов в фактическом составе относятся правоуничтожающая (аннулирование юридического значения иных фактических обстоятельств) и правовосстанавливающая - противоположная правоуничтожающей.
Нельзя обойти вниманием научные взгляды В.В. Яркова. Он полагает, что классификация функций юридических фактов, предложенная В.Б. Исаковым, обладает определенным смыслом, но "вряд ли есть необходимость в подобном их подразделении. Значение каждой группы юридических фактов равнозначно и имеет своим основанием характеристику их назначения в правоприменении..."[24].
В.В. Ярков указывает на отсутствие полной ясности критерия выделения специальных функций юридических фактов, который связан, по рассуждениям В.Б. Исакова, с включением юридических фактов в качестве элементов в фактические составы. Основные и специальные функции юридических фактов в ряде случаев равнозначны. Большинство процессуальных юридических фактов выполняют свои функции как сами по себе, так и в фактическом составе. Поэтому разграничение функций юридических фактов на основные и специальные достаточно условно.
Следует добавить, что юридические факты в фактическом составе не имеют самостоятельного правового значения. Их ценность заключается в синтезе определенного количества относительно самостоятельных юридических фактов, которые и составляют основу и содержание фактического состава. Именно поэтому выделение специальных функций юридических фактов в контексте исследования В.Б. Исакова не раскрывает содержательность функций юридических фактов в механизме правового регулирования и не влечет упорядочение взаимодействия элементов указанной системы.
Более того, не вполне обоснованным является традиционный подход, при котором наступление процессуальных юридических фактов связывается только с тремя формами правовых последствий: возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Так, В.В. Ярков отмечает, что в данном случае остается неясным юридическое значение таких процессуальных действий, как приостановление производства по делу, отложение разбирательства дела и т.п.
По правовым последствиям В.В. Ярков делит функции процессуальных юридических фактов на правопрепятственную, правообразующую, правоизменяющую, приостанавливающую, правообеспечительную, функцию прекращения и правовосстанавливающую.
Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения участников общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования.
Общепризнано, что правовые нормы составляют нормативную основу механизма правового регулирования. Именно в них сконструирована модель общественного отношения, соответствующая потребностям и интересам граждан правового государства.
Норма означает долженствование. Реальностью же служит правоотношение. Можно сказать, что в правоотношении долженствование (норма) превращается в действительность. Связь нормы и правоотношения рассматривается как реализация нормы, ее воплощение в жизни со всей сложностью опосредующих их связей[25]. Юридический факт в данном случае выступает в качестве средства данного опосредования.
Иными словами, нормативная урегулированность общественных отношений достигается не столько благодаря существованию самой нормы гражданского права, сколько путем функционирования определенной инструментальной системы, которая воплощает эту норму в жизнь, обращая ее из сферы должного (цель правового регулирования в нормах) на сферу сущного (соответствие общественных отношений требованиям нормы)[26], а фактически соответствие реальных действий модели, предусмотренной нормой права.
Юридические факты являются тем инструментарием, который вынуждает нормы права действовать. Правовые нормы не могут реализоваться без юридических фактов, а вследствие этого и правоотношения не могут возникнуть либо прекратиться без юридических фактов. В силу изложенного весь механизм правового регулирования теряет свой сенс, поскольку не может действовать и выполнять основную цель - регулировать общественные отношения. Значение юридических фактов в этом случае можно определить, обратившись к достаточно удачному суждению, по нашему мнению, В.Г. Красовской: "Следует обратить внимание, что механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности"[27], и хочется дополнить это высказывание словами: "...а юридические факты являются топливом для этого двигателя". Ибо без юридических фактов право действовать не будет, как и автомобиль без топлива.
Таким образом, юридический факт выступает средством превращения обезличенных прав и обязанностей, закрепленных в нормах права, в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов права.
Так, В.А. Тархов указывает, что "ни одна норма не создает непосредственно правоотношений, для их возникновения во всех случаях требуется наличие обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенное юридическое последствие, требуется наличие соответствующих юридических фактов"[28].
По мнению Ю.К. Толстого, также "ни одно субъективное право не может возникнуть непосредственно из нормы права, без наступления предусмотренного нормой юридического факта"[29].
Большинство общественных отношений, безусловно, не имеют правового характера. Когда то или иное отношение попадает в сферу правового воздействия и когда появляются нормы права, направленные на упорядочивание этого общественного отношения (или действие существующих правовых норм распространяется на отношения, ранее не урегулированные ими), оно приобретает правовое значение, т.е. становится правовым отношением.
С учетом изложенного перспективным направлением дальнейшего исследования видится изучение механизма функционирования юридического факта, его характеристики. В частности, средства его установления, последствия наступления тех либо иных видов юридических фактов (правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие).
2.2. Классификация юридических фактов
Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент проникновения в глубь предмета, в существо свойственных ему закономерностей[30].
В качестве основания для классификации обычно выступают правовые последствия и волевой признак.
По правовым последствиям юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Правообразующие факты обуславливают возникновение правоотношений (заключение брака, совершение преступления, заключение договора и т.п.).
Правоизменяющие факты вызывают изменение правовых отношений (перевод на другую работу и т. д.).
Правопрекращающие факты вызывают прекращение отношений (смерть человека, истечение срока договора и т.д.).
Один и тот же факт может быть как правообразующим, так и правопрекращающим, и правоизменяющим, но в разных правоотношениях, т.е. в правоотношениях с разными объектами, субъектами и содержанием. Например, смерть человека - это правопрекращающий факт в отношении этого человека, но правообразующий для лиц, выступающих наследниками.