Файл: Влияние кадровой стратегии на работу организации на рынке труда (Рынок труда и его разновидности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Введение
Как известно, залогом устойчивого положения организации на современном рынке является четкое определение стратегии её развития, и правильно выстроенная и продуманная кадровая политика при работе с персоналом. Укомплектованность предприятия высококвалифицированными специалистами напрямую зависит от кадровой службы предприятия, которая не только отвечает за документооборот, но и разрабатывает необходимую кадровую стратегию, которая помогает в реализации задуманных целей для организации на рынке труда.
Главная цель кадровой политики – создание системы управления персоналом, базирующейся в основном на экономических методах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника и организации, достижение высокой производительности труда, повышение эффективности производства, получение организацией наилучших экономических результатов. Составляющими главной цели кадровой политики являются экономические и социальные цели.
Основными задачами кадровой службы организации при формировании и разработке кадровой стратегии является поднятие престижа предприятия, построение перспективы развития потенциала рабочей силы на этом предприятии, обобщение и предупреждение увольнений с работы.
Актуальность рассмотрения этой темы очевидна, ведь эффективно решить проблему формирования трудовых коллективов и развития кадрового потенциала в современных условиях весьма затруднительно без стратегического планирования человеческих ресурсов, без выработки адекватных внешним и внутренним условиям кадровых стратегий.
В данной курсовой работе предметом изучения мы рассмотрим современные кадровые стратегии развития организации и процесс формирования этих стратегий кадровой службой.
В качестве объекта исследования – проанализируем кадровую стратегию компании АО «РТК» в регионе ХМАО и ЯНАО.
1. Понятие кадровая стратегия организации и рынка труда
1.1. Основные направления и задачи кадровой стратегии.
Рассматривая понятие кадровой стратегии, необходимо в первую очередь понять истоки происхождения термина «стратегия». Слово «стратегия» пришло в менеджмент из военного дела. А если быть точнее – в переводе от древнего греческого — искусство полководца.[1]
На практике стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и задач фирмы. Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий развития на все случаи жизни. Главная из них - генеральная, то есть стратегия, отражающая миссию организации в целом. Кадровая стратегия напрямую подчинена генеральной стратегии, вытекает из нее, развивает и детализирует.
Кадровая стратегия организации – это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала (человеческого ресурса), а также типа кадровой политики организации.
Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит свое отражение в тесной взаимосвязи с решениями стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решений, принятых в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Кадровая стратегия и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане – документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).[2]
Объектом кадровой стратегии организации является ее персонал. Понимаемый как совокупность физических лиц, имеющих трудовые отношения с организацией, выступающей как работодатель, называемых ее сотрудниками и обладающих определенными количественными и качественными характеристиками, определяющими их способность к деятельности в интересах организации.[3]
Субъектом кадровой стратегии организации является система управления персоналом организации, состоящая из служб управления персоналом структурных самостоятельных подразделений организации, объединенных по принципу функционального и методического подчинения, и линейных руководителей на всех иерархических уровнях управления.
Основными направлениями кадровой стратегии являются:
1) организация взаимодействия рынка труда и персонала организации;
2) формирование политики развития персонала (цель - профилактика кадровых рисков количественного характера);
3) выбор и разработка программы реализации моделей управления персоналом (зависит от вида кадровой политики - закрытый тип либо открытый);
4) выбор системы мотивации и оплаты труда (цель - создание у всех категорий работников постоянной заинтересованности не только в исполнении должностных обязанностей, но и в обеспечении дополнительных, не запланированных работодателем трудовых ресурсов);
5) формирование политики психологической поддержки персонала (цель - обеспечить дополнительные условия для формирования и поддержания в трудовом коллективе корпоративного духа и общего позитивного психологического климата).[4]
С помощью кадровой стратегии решаются следующие задачи:
1. Своевременное обеспечение компании работниками заданной квалификации и в необходимом количестве;
2. Оптимизация структуры персонала;
3. Наращивание кадрового потенциала, его рациональное использование для реализации основных стратегий организации;
4. Формирование и совершенствование механизмов управления человеческими ресурсами;
5. Изменение поведения сотрудников;
6. Определение моделей оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;
7. Обучение, повышение квалификации, развитие человеческих ресурсов, привитие навыков стратегического мышления;
8. Формирование корпоративной культуры, привязки человека к фирме;
9. Создание условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством;
10. Преобразование служб управления человеческими ресурсами;
11. Создание благоприятных условий труда и прочее.
Кадровая стратегия организации определяется такими комплексными факторами как:
-внешней и внутренней средой функционирования организации (Анализ внешней среды состоит из двух частей:
1 - анализ макроокружения (состояние экономики и общая тенденция на рынке труда, правовое регулирование в сфере труда, политические процессы и т.п.); анализ непосредственного окружения (локальный рынок труда, кадровая политика конкурентов и др.).
2 - анализ внутренней среды (микроокружения) выявляет состояние и перспективы развития персонала, стиль управления, состояние технологии, сложившейся организационной культуры. Важнейшим элементом анализа внутренней среды в стратегическом управлении персоналом является анализ миссии и целей организации);
-типом стратегии организации, принятой ее руководством (предпринимательская, роста, прибыли, ликвидации, резкого изменения курса);
-уровнем планирования (обучение персонала, мотивация);
-открытостью (закрытостью) кадровой политики;
-компетенцией персонала.
1.2. Рынок труда и его разновидности
Практическая деятельность каждой компании на рынке связана с постоянным стремлением сохранить и приумножить свои позиции: предложить лучший товар, увеличить продажи, получить прибыль, превзойти конкурентов. Указанных целей можно добиться, в том числе и на основе организации и управления человеческими ресурсами.
Основными тенденциями в развитии бизнеса на современном этапе являются:
- глобализация (ужесточение мировой конкуренции за потребителя, ресурсы, инвестиции);
- необходимость оперативного принятия сложных решений, обеспечения рациональности и эффективности действий, высокий риск принятия кризисного решения;
- ограниченность кадровых ресурсов по уровню работоспособности, количеству, не равномерность их распределения;
- высокий уровень инновационности, конвергентности, технологичности и автоматизации бизнес процессов.
Эти тенденции прямо и косвенно диктуют изменения в содержании труда, способах и методах управления человеческими ресурсами.
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Основные фигуранты на рынке труда:
• Покупатели – это люди имеющие потребность в трудовых услугах, которых называют работодателями.
• Продавцы – это люди готовые работать по найму на работодателей за определенное вознаграждение (заработную плату).
• Товар – это рабочая сила или способность человека к труду, совокупность его знаний и профессиональных навыков.
• Посредники на рынке труда – это рекрутинговые и кадровые агентства, а также другие операторы, которые помогают совершать сделки между продавцами и покупателями.
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения необходимо выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-то одной части.[5]
Ниже предложено описание нескольких разновидностей рынка труда (см. таблицу 1):
Таблица 1
Вид |
Краткое описание |
Внешний рынок труда |
это часть совокупного рынка труда, которая охватывает сферу обращения рабочей силы между предприятиями. Внешний рынок труда базируется на жесткой классификации всех работ, четких границах содержания каждой работы, чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров |
Внутренний рынок труда |
это рынок труда, основанный на движении персонала внутри предприятия либо по горизонтали, когда работник переходит на новое рабочее место, сходное прежнему по выполняемым функциям и характеру работы, либо по вертикали на более высокий разряд или должность. |
Местный рынок труда |
формально это рынок труда территории, являющийся единицей административно-территориального деления. Его размеры должны определяться исходя из принципа транспортной доступности при условии ежедневных поездок на работу или регулярного посещения службы занятости.. |
Вторичный рынок труда |
характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, полным отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации персонала, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов. |
Международный рынок труда |
представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между странами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость |
2. Комплектация Основные типы считается кадровых стратегий
2.1 Типы кадровой стратегии
Выделяются следующие типы стратегий:
– Потребительская - У сотрудника и организации отсутствуют общие цели и ценности, но имеют место интересы: у организации к работнику как «рабочей силе», а сотрудник использует возможности организации для удовлетворения своей потребности (в месте работы, зарплате и т.д.)