Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской федерации о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Отношения собственности – наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов и организаций, удостоверяющих и подтверждающих имущественные и иные права.
Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус – как бы авторитетнейший свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизни множества людей и организаций.
От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.
В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата не востребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.
История возникновения нотариата
1.1Нотариат в досоветский период
Слово «нотариус» произошло от латинского «notarius», что значит «писец», «скорописец», «секретарь», «стенограф», «делопроизводитель». В Древнем Риме так называли рабов, ведших деловую переписку своих господ.
В XV–XVII вв. в Москве письменной формой договора занимались подьячие, которые составляли характерные для того времени письменные договоры: «купчую крепость», запись, заемную кабалу и др.
В XVI в. они объединялись в так называемые артели, возглавляемые старостой. Количество человек в них в зависимости от населения определенного города варьировалось от 15 до 24. Договорные грамоты, составленные ими, подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате. Надзор за их деятельностью осуществлял Приказ крепостных дел.
14 апреля 1866 г. императором Александром II было утверждено Временное положение о нотариальной части, которое получило силу закона в 1875 г. и распространялось на бывшее Царство Польское, а позже – на губернии Прибалтийские. Оно вошло в состав Судебных уставов (Свод законов, т. XVI,ч.1).
Положение учреждало систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов. С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариат в то время был относительно независимым от государства учреждением. Это выражалось в том, что нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. В то же время они находились на государственной службе, им присваивался 8-й класс по должности. Надзор за деятельностью нотариусов должны были осуществлять суды.
На должность нотариусов назначались кандидаты, достигшие 21 года, подданные Российской Империи, которые обладали знаниями в области гражданского законодательства, уставов и форм нотариального производства. Перед назначением на должность нотариусы вносили залог, сумма которого в столичном городе составляла – 10 000 рублей, в губернском — 6000 рублей, в уездных городах, где были окружные суды, – 4000 рублей, в остальных городах – 2000 рублей. Данный залог был направлен на обеспечение имущественной ответственности нотариуса за ошибки в нотариальной деятельности, а при выходе в отставку оставшаяся сумма залога возвращалась нотариусу.
Нотариусы имели право совершать нотариальные действия для всех обратившихся к ним, за исключением их близких родственников. При совершении нотариальных действий должны были присутствовать два свидетеля, а если оформлялась купчая на недвижимость, то их должно было быть три. Стороны были обязаны представить справку полиции о самоличности, справку органа местного самоуправления о принадлежности отчуждаемого имущества продавцу. Проект сделки составлялся на гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса, в том числе свидетелями. После уплаты пошлин и сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку.
1.2. Нотариат во времена СССР
После февральской революции 1917 года общественная жизнь нотариусов претерпела необычайный подъем. Стали создаваться союзы и советы нотариусов, комитеты, призванные подготовить уставы для учреждения союза нотариусов.
27 февраля 1917 года во время революционных беспорядков в Петрограде сгорело главное старое здание окружного суда вместе с нотариальным архивом. Совершение сделок с недвижимостью было приостановлено на неопределенное время. 20 крепостного реестра нотариального архива. В процессе восстановления архива нотариусам отводилась значительная роль, заключавшаяся в принятии заявлений от собственников, сборе документов, проведении проверочных действий.
В Нижнем Новгороде с 9 по 15 июля 1917 года состоялся первый Всероссийский съезд нотариусов, постановивший отделить нотариат от дисциплинарной власти суда. В Киеве и Нижнем Новгороде были учреждены нотариальные институты, целью которых была подготовка квалифицированного персонала для работы в нотариальных конторах.
Победа октябрьской революции стала поворотным пунктом в истории России. На протяжении 1918 года последовательно ограничивалось право распоряжения имуществом, декретом о социализации земли было устранено право собственности на землю в сельской местности, последовала национализация всех банков, было отменено право наследования, право частной собственности на недвижимость в городах. В таких условиях сфера деятельности нотариусов была ограничена до минимума.
В Москве 23 марта 1918 года, а в Петрограде 16 сентября 1918 года было отменено Положение о нотариальной части, нотариальные конторы подлежали закрытию, а их имущество конфискации. Были созданы нотариальные отделы при местных совдепах, но и они впоследствии были ликвидированы (Постановлением 7 марта 1919 года) и совершение нотариальных действий было передано гражданским отделом Советов.
Далее в январе 1922 года состоялся 4 Всероссийский съезд деятелей советской юстиции, на котором была принята резолюция «О нотариате». В ней говорилось, что необходимо создание профессионального государственного нотариата, основной задачей которого являлось бы не только надлежащее оформление правоотношений, но и государственный контроль над гражданским оборотом.
31 октября 1922 года было утверждено Положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в Республике создавались нотариальные конторы, руководимые государственными нотариусами. Руководство конторами возлагалось на нотариальные отделения губернских судов, а общее наблюдение и надзор – на гражданские отделы этих судов.
4 октября 1922 года было принято Положение о государственном нотариате – первый закон о нотариате в советский период. В период с 1923 по 1924 г. в Петербурге появляются 6 контор, к которым в 1925 году присоединилась вексельная нотариальная контора.
14 мая 1926 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». Руководствуясь новыми принципами, было составлено Положение о государственном нотариате РСФСР, в котором: актовая форма совершения сделок была заменена протокольной, упразднено засвидетельствование явки акта, была введена единая форма удостоверения сделок, запрещено свидетельствование подписей сторон на договоре.
В 1928 году нотариат с полной самоокупаемости был переведен на финансирование из государственного бюджета. С октября 1931 года была введена единая государственная пошлина. Эта пошлина совершенно не возмещала затрат на содержание контор в городах и возникло мнение что дорогостоящий городской нотариат можно заменить на «дешевый» сельский. В период 1929-1931 годов последовало массовое закрытие нотариальных контор и передача прав совершения всех нотариальных действий исполнительным органам местных советов. В положение о государственном нотариате от 1930 года были внесены соответствующие изменения. Оставшиеся нотариальные конторы обязаны были инструктировать органы сельского нотариата, снабжать их справочной и нормативной литературой. К 1935 году на весь СССР осталось 122 нотариальные конторы.
Поскольку контор осталось мало – «сельский» нотариат оказался практически вне сферы контроля, что повлекло совершение нотариальных действий с грубейшими ошибками.
10 июня 1936 года – постановление ВЦИК и СНК РСФСР об изъятии нотариальных действий из компетенции местных советов, восстановление профессионального нотариата, о совершении нотариальных действий в нотариальных столах при народных судах (вводилось в действие с 1 января 1937 года. Постепенно, с преодолением огромных трудностей началось восстановление нотариата. Нотариальные конторы работали под общим руководством областных и краевых судов, а с 1939 года перешли в ведение Управления НКЮ РСФСР и суды были освобождены от управления и надзора за нотариатом.
31 декабря 1947 года было утверждено положение о государственном нотариате РСФСР. Согласно этому положению нотариат имел самую широкую за всю историю своего существования компетенцию. Кроме всех традиционно присущих ему функций, в нее вошло право совершения публично-правовых актов:
- выдача свидетельств о праве наследования;
- охрана имущества наследодателя;
- совершение исполнительных надписей;
- выдача свидетельств о признании гражданина без вести пропавшим или умершим;
- наложение запрещения на отчуждение имущества по извещению кредитного учреждения;
- наложение арестов на имущество по указанию следственных органов;
- допрос свидетеля в порядке обеспечения доказательств;
- выдача залоговых свидетельств.
В 1956 году было ликвидировано Министерство Юстиции СССР и до 1963 года нотариат находился в ведении производственно-отраслевого подразделения Министерства юстиции РСФСР. А после 1963 года функции управления нотариатом были опять переданы областным судам. В 1970 году последовало восстановление министерств юстиции на союзном и республиканском уровнях и нотариат вновь перешел под их руководство.
Закон СССР “О государственном нотариате”, принятый 19 июля 1973 г., и Закон РСФСР “О государственном нотариате”, принятый 2 августа 1974 г.
Нотариат советской эпохи в основном характеризовался следующим:
• во-первых, нотариусы являлись должностными лицами государства;
• во-вторых, гражданский оборот той эпохи был неразвит, экономика регулировалась преимущественно административными актами, не было частной собственности, в силу чего компетенция нотариусов была достаточно узкой.
• в-третьих, в силу существовавшего тогда законодательства нотариус был не заинтересован в конечных результатах своей работы, что приводило, порой, к очередям, нарушению прав граждан и другим недостаткам.
1.3Современный нотариат
В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитием предпринимательства, выходом в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата.
Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата в 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
11 февраля 1993 г. принят новый закон о нотариате – Основы законодательства РФ о нотариате. С принятием данного закона в российской правовой системе начал формироваться институт свободного нотариата, основными задачами которого являются защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации. Свободный нотариат, именуемый также латинским, практикуется в большинстве стран мира. Это система, при которой нотариус осуществляет публичную функцию, получив от государства частицу его власти, но организует свою работу как лицо свободной профессии[16].