Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История возникновения МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За свою довольно короткую историю, всего 60 лет Международный валютный фонд смог дойди от второстепенного кредитора до организации, которая может влиять и определять экономоческую политику большинства стран. МВФ стал за довольно небольшой срок международной финансовой организации, которая стала субъектом мировой экономики, которая благодаря своим прогнозам и решениям влияет на экономику как отдельных стран, так и на экономику всего мира в целом. Членами фонда являются практически все страны мира, а работают в МВФ представители более чем ста стран. МВФ на данный момент считается структурным подразделением ООН, но в свою очередь практически независим от ООН.

МВФ дает поддержку свои странам-участниц с помощью регулировании своих платежных балансов, а также кредитует и предоставляет рекомендации по формирования и реформированию экономических систем данных стран. Международный валютный фонд это довольно открытая организация, которая публикуют свою отчетность на электронном ресурсе www. imf. org. МВФ публикует два глобальных отчета, которые широко используются в мире: World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности»). Данные отчеты выходят два раза в год, одновременно с исследованиями МВФ, и само собой, активно используется различными специалистами ООН, рейтинговыми агенствами, аналитиками.

Само собой, как и любая организация, МВФ в своей деятельности порой допускает ошибки, которые ведут к его критики, однако, безусловно мы не можем отрицать тот вклад, который вносит Фон в развитие всеобщей экономики, путем постоянного наблюдения за экономическими системами стран участниц, предоставляет прогнозы развития данных стран. В некотором роде МВФ является органом, который постоянно держит руку на пульсе мировой экономике.

Главными целями данной работы является изучение деятельности Международного Валютного Фонда, определение главных механизмов кредитования, используемых в МВФ, а также выявление функций и особенностей данного фонда.

1. МВФ: история, назначение , структура

1.1 История возникновения МВФ

Начало двадцатого столетия было весьма неблагоприятным – Первая мировая война, Великая депрессия, а затем Вторая мировая война существенно повлияли на структуру МВФ, его задачи, цели и функции. Международное регулирование экономических отношений с большим количеством субъектов было первоочередной задачей на мировом уровне, а после Первой мировой войны вопрос стал более актуальным. В связи с этим были проведены две конференции Брюссельская в 1921 году и Генуэзская в 1922 году. Целью этих конференций было рассмотреть международные экономические проблемы, которые в дальнейшем будет решать специальный орган, который оказывал бы содействие и сотрудничество между странами. Практические последствия в области создания международного финансового органа Брюссельская и Генуэзская конференции не имели. В 30-х годах двадцатого столетия также проводились международные конференции для решения вопросов о мировых валютах и международных экономических отношениях, ни одна из них не дала результатов. Первым серьезным событием, после которого вопрос о международном финансовом органе стал более острым, является Великая депрессия. Она нанесла серьезные удары по мировой экономике в промежуток между 1929-1932 годами. Тем не менее, у данного события есть положительный момент, так как пришло понимание крепкой связи между политической безопасностью и экономическим процветанием. Помимо этого стала заметна проблема, с которой предстояло бороться, а именно расширение междуна- родных связей под воздействие различных внешних факторов существенно уязвляют национальную экономику любой страны. Так стало очевидно, что в политике изоляции каждой страны друг от друга, в торговых и валютных войнах нет победителей. Это характеризуется уровнем спроса и предложения, который существовал в 30-х годах, а именно цены на товары упали на 48%, а объем производства и мировой торговли снизился на 63%. Не смотря на события Великой депрессии, валютные и кредитные отношения обострились во время Второй мировой войны. На тот момент большинство стран ввели валютное ограничение. Это была вся Европа оккупированная Германией, Британская империя, борющаяся за свое существования и СССР. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты . В период Второй мировой войны в США создавалось множество комитетов, задачей которых была разработка и поддержание мирового порядка. Каждый из созданных комитетов предлагали разные вари- анты мирового устройства после войны. И каждый из них поддерживал одну из ведущих идей – создание специального института, который позволит регулировать международные экономические отношения достаточно эффективно. Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать международная организация – Организация Объединенных Наций. Кроме координирующих функций ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности. Помимо комитетов, создаваемых в США, разработкой программ международного экономического органа так же занимались страны, входившие в антигитлеровскую коалицию, а именно Польша, Франция,


1. План международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США). Основной целью Уайтома было создание валютной системы поддерживаемой «международной валютой», из этой цели появлялась следующая задача – создание стабильного курса валют всех союзных стран и поощрение их производительного капитала. В своих трудах Г. Уайтом подчеркивает «поддержание стабильных кур- сов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках». Отсутствие валютного риска обеспечивает снижение издержек во внешней торговле и капитал, затрачиваемый в процессе реализации товаров, намного меньше, и в дальнейшем получается наибольшая прибыль для страны-производителя.

2. План международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания). Этот план был тесно связан с валютными интересами Великобритании и был призван облегчить ее финансовое положение. Предлагалось создать международный клиринговый союз, который стал бы центральным органом, выполняющим функции международного банка.

В частности он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства – банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов. Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором они должны были иметь счета в банках. По этим счетам по плану Кейнса должен был допускаться овердрафт, что обеспечивало бы в определенных пределах автоматическое взаимное кредитование стран – покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов.

Планы Д.М Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшейся с 1 по 29 июля 1944 г.

Было принято решение за основу создания специализированного финансового органа взять план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом, тем не менее, в него были внесены некоторые коррективы.

После обсуждения плана рядом экспертов из более 30 стран были выявлены следующие цели, которые будет призван решать МВФ:

1. Способы взаимодействия стран в сфере валютно-финансовых отношений и их дальнейшего сотрудничества между собой;

  1. Способствовать расширению роста торговли на международном рынке;
  2. Стабилизации валютных курсов стран-участниц;
  3. Оказание помощи странам, находящимся в процессе становления рыночной экономики для более эффективного участия в многосторонней системе расчетов;
    5. Предоставление в распоряжение, при наличие юридических гарантий, ресурсов для государств, испытывающих затруднения в экономической сфере.

1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

Официально утверждены такие цели МВФ 

  • Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.15

Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций 

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.17

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение). 3

1.3 Организационная структура и основные подразделения организации

Организационная структура МВФ состоит из :

Совет управляющих- является главным директивным органом МВФ. Он состоит из одного управляющего и одного заместителя управляющего от каждого государства-члена. Управляющие назначаются государствами-членами, и обычно ими являются министр финансов или глава центрального банка страны.5

Хотя Совет управляющих передал большую часть своих полномочий Исполнительному совету МВФ, он сохраняет за собой право, в частности, утверждать увеличение квот, распределение специальных прав заимствования (СДР), прием в организацию новых государств-членов, принудительное исключение государств-членов и внесение изменений в Статьи соглашения и Регламент .

Совет управляющих также избирает исполнительных директоров и является главным арбитром в вопросах, касающихся толкования Статей соглашения МВФ. Голосование Совета управляющих проводится либо путем созыва совещания, либо дистанционно (посредством курьерской службы, электронной почты, факсимильной связи или защищенной онлайновой системы голосования МВФ). Решения принимаются большинством поданных голосов, за исключением случаев, специально оговоренных в Статьях соглашения.

Советы управляющих МВФ и Группы организаций Всемирного банка обычно проводят свои заседания один раз в год, во время Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка, для обсуждения работы своих организаций. Ежегодные заседания, которые проходят в сентябре или октябре, обычно в течение двух лет проводятся в Вашингтоне, а на третий год в одном из других государств-членов.14

Советы управляющих имеют два совещательных министерских комитета: Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) и Комитет по развитию.

МВФК состоит из 24 членов, которые избираются из общего числа 189 управляющих, и представляет все государства-члены. Его структура повторяет структуру Исполнительного совета, состоящего из 24 групп стран. МВФК заседает два раза в год, во время Весенних и Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка, для обсуждения вопросов управления международной валютной и финансовой системой, предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения и любых других вопросов глобальной экономики, представляющих общий интерес. По итогам каждого заседания Комитет издает коммюнике, в котором резюмируются его мнения и представляются руководящие указания в отношении программы работы МВФ. МВФК работает на основе консенсуса и не проводит формального голосования.16


Комитет по развитию является совместным комитетом, и в его задачи входит предоставление рекомендаций Советам управляющих МВФ и Всемирного банка по вопросам, касающимся экономического развития в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Комитет состоит из 25 членов (обычно министров финансов или министров развития). Он представляет все государства-члены МВФ и Всемирного банка и, главным образом, является форумом для формирования межправительственного консенсуса по особо важным вопросам развития.7

Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 членов, ведет повседневную деятельность МВФ и осуществляет полномочия, возложенные на него Советом управляющих, а также полномочия, которыми он наделяется согласно Статьям соглашения. После вступления в силу Поправки о реформе Совета 26 января 2016 года и начиная со следующих очередных выборов, , все 24 исполнительных директора будут избираться. Ранее государства-члены с пятью крупнейшими квотами имели право назначать исполнительных директоров, а 19 избирались остальными государствами-членами.

Совет обсуждает все аспекты работы Фонда, от проводимой персоналом ежегодной «проверки здоровья» экономики государств-членов до вопросов политики, касающихся всей глобальной экономики. Совет обычно принимает решения путем консенсуса, но иногда проводится формальное голосование. Число голосов каждого государства-члена равно сумме его базовых голосов (равномерно распределенных между всеми государствами-членами) и голосов, основанных на квотах. Таким образом, квота государства-члена определяет его число голосов. После большинства формальных заседаний Совет резюмирует свои мнения в документе, известном как документ о подведении итогов. Неформальные заседания также могут проводиться для рассмотрения в предварительном порядке сложных вопросов политики.

Руководство МВФ-Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главойперсонала МВФ. Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок, в работе ему помогают первый заместитель директора-распорядителя и три заместителя директора-распорядителя. Двадцать четыре управляющих и исполнительных директора МВФ могут выдвигать на должность директора-распорядителя граждан любого государства-члена Фонда. Хотя Исполнительный совет может избрать директора-распорядителя большинством поданных голосов, в прошлом Совет осуществлял такие назначения на основе консенсуса. Для избрания в 2011 году Исполнительный совет принял процедуру, позволяющую избрать очередного директора-распорядителя в рамках открытого и прозрачного процесса, учитывающего деловые качества. Исполнительный совет принял такую же процедуру для избрания в 2016 году.