Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История возникновения МВФ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. МВФ: история, назначение , структура
1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3 Организационная структура и основные подразделения организации
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
2. Разнообразие форм деятельности МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, надзор стран-членов
2.2 Особенности предоставления кредитов МВФ
2.3 Проблемы взаимоотношений России с Международным Валютным Фондом
Структура управления Фонда должна не отставать от быстро развивающейся мировой экономики, обеспечивая условия для того, чтобы Фонд оставался эффективной организацией, представляющей интересы всех своих 189 государств-членов.4
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:
- Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
- Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
- Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.10
Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:
- Создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
- При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (Special Drawing Rights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;)_
- Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.12
МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается его размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов ( в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.
Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Сейчас используются такие формулы
Сокращённая Бреттон-Вудская:
Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),
Преобразованная по схеме III:
Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),
Преобразованная по схеме IV:
Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),
Преобразованная по схеме М4:
Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,
Преобразованная по схеме М7:
Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,
где Q - квота, Y - ВНП (1985 год), R - среднемесячный уровень резервов (1985 год), P - средняя ежегодная сумма текущих платежей (1981 - 1985 гг.), VC - изменяемость текущих поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 - 1985 гг.6
Эти формулы использовались при пересмотре квот в 1990 г. Для определения начального размера квоты так же делаются расчёты при помощи всех формул. Потом сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран со схожими показателями экономического развития и рекомендуют размер квоты. Рассчитанные квоты могут быть основой для обсуждения и внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.13
Сейчас, когда членами МВФ является большинство государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов каждой страны. Так, учётом квоты в капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т. ч. на США - 18%
После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса
2. Разнообразие форм деятельности МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, надзор стран-членов
Возникновение такой формы деятельности как инспектирование связано с переходом от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами МВФ было принято решение о том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических мероприятий, изучать все сферы экономики стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубеждённо давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.
- Надзор за экономикой
Каждая страна, которая вступает в МВФ, принимает обязательство открывать свою экономическую и финансовую политику для контроля со стороны международного сообщества. В целях поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной финансовой системе на МВФ возложена обязанность вести наблюдение за экономическими и финансовыми изменениями в мире. Этот процесс, известный как «надзор», осуществляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран и регионов. Надзор в его нынешней форме был введён в соответствии со Статьёй IV соглашения МВФ с поправками, внесёнными в конце 1970-х годов, после распада Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов. Согласно Статье IV, каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении стабильности. На МВФ, с другой стороны, возлагается обязанность: 1) осуществлять контроль над международной валютной системой для обеспечения её эффективного функционирования; 2) контролировать выполнение каждым государством-членом его обязательств в отношении проводимой политики.8
В рамках процесса надзора, который осуществляется как на глобальном уровне, так и уровне отдельных стран, МВФ проводит анализ того, соответствует ли проводимая государствами-членами политика целям устойчивого и сбалансированного глобального экономического роста, указывает на возможные риски для стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике, содействующие экономической стабильности. Таким образом, он помогает международной валютной системе выполнять её главную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами, что способствует устойчивому экономическому росту.
Экономисты МВФ ведут постоянный мониторинг экономики государств-членов. Они посещают государства-члены (обычно раз в год) для обмена мнениями с их правительствами и центральными банками и изучают, существуют ли риски для внутренней и глобальной стабильности, которые могут потребовать изменений в экономической или финансовой политике стран. Во время своих визитов специалисты МВФ также обычно встречаются с другими заинтересованными сторонами, например депутатами законодательных органов, представителями деловых кругов, профессиональных союзов и гражданского общества, что помогает в оценке экономической политики и направления развития страны. По возвращении в штаб-квартиру сотрудники представляют свой доклад на рассмотрение Исполнительного совета. Мнения Совета впоследствии сообщаются властям стран, на чём завершается процесс, известный как консультации в соответствии со Статьёй IV. В последние годы надзор становится всё более прозрачным. Почти все государства-члены в настоящее время соглашаются на публикацию пресс-релизов, в которых приводится резюме мнений Исполнительного совета, и докладов персонала и прилагаемых к ним аналитических материалов. Многие страны также публикуют заявление персонала Фонда по завершении миссии МВФ.
МВФ также ведёт мониторинг тенденций в глобальной экономике и экономике регионов и анализирует эффекты политики государств-членов, влияющие на мировую экономику. Ключевыми инструментами многостороннего надзора служат его регулярные публикации. Оценка глобальных перспектив проводится в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов — в «Бюджетном вестнике». МВФ также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. Дважды в год МВФ готовит перечень актуальных вопросов глобальной экономической политики, в котором сводятся воедино основные выводы и рекомендации по вопросам политики из докладов МВФ, составляемых на многосторонней основе, и определяется будущая программа действий Фонда и его государств-членов
- Техническая помощь
МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и её регулирования, законодательных основ, а также статистики.1
2.2 Особенности предоставления кредитов МВФ
Одна из наиболее важных обязанностей МВФ заключается в предоставлении кредитов государствам-членам, сталкивающимся с фактическими или потенциальными трудностями в области платёжного баланса. Эта финансовая помощь помогает странам, стремящимся пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты.
Государство-член может обратиться за финансовой помощью МВФ, если у него есть потребность (фактическая или потенциальная) в финансировании платёжного баланса, то есть оно не может найти достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей (например, по импорту, для погашения внешнего долга) при сохранении достаточных резервов на будущее. Кредит от МВФ обеспечивает резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить для исправления проблемы платёжного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.
Объём кредитов, предоставленных МВФ, с течением времени претерпевал значительные колебания. Так, за нефтяным шоком 1970-х годов и за долговым кризисом 1980-х годов последовало резкое увеличение кредитов МВФ. В 1990-х годах процесс перехода в странах Центральной и Восточной Европы и кризисы в странах с формирующимся рынком привели к новым всплескам спроса на ресурсы МВФ. Глубокие кризисы в Латинской Америке поддерживали высокий спрос на ресурсы МВФ в 2000-х годах. Кредитование МВФ вновь стало увеличиваться в конце 2008 года после мирового финансового кризиса.
По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договорённости о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может предусматривать конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платёжным балансом. Программа экономической политики, лежащая в основе договорённости, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях». Как только Совет утверждает договорённость, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договорённости обеспечивают странам с высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, не требуют согласования требований в отношении мер экономической политики.
2.3 Проблемы взаимоотношений России с Международным Валютным Фондом
История взаимоотношений России с Международным Валютным Фондом (МВФ) начинается с 1992 года и поэтому считается относительно недолгой.
Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Средства выделялись в форме специальных программ финансово- экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких, как приватизация пред- приятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования.