Файл: Учет безналичных денежных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И еще на одном моменте следует заострить внимание: те же принципы ведения учета были предложены Ж.П. Савари в 1675 г. для французских купцов [35]. Прав-

да, по результатам исследований, предло-финансового результата (чтобы узнать, как женных в публикациях [36—42], Савари идут дела) с построением баланса фиктивной шел несколько дальше, совмещая вывод ликвидации (чтобы успокоить кредиторов).

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов в том числе принципов их организации. Рассмотрим основные из них.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Данный принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке, установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.[17]

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников.

Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка участнику расчетов, — это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип — принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.[18]

К данным принципам следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.


Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель заинтересован не в зачислении на свой счет денежных средств в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.

Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж),

- немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;

- через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т. е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.[19]

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа.

Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса.

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

- банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;


- средства со счетов предприятий списываются по распоряжению их владельца;

- списание денежных средств с расчетного счета предприятия производится без его согласия (принудительно) лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам, по приказам арбитража и судебным искам;

- все платежи со счетов предприятий осуществляются в очередности;

- формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями);

- взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;

- претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустившим нарушения; - подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету;

- за несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета владелец вправе требовать от банка уплаты в свою пользу штрафа в размере 0,5% от суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и клиентом.[20]

В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

2.3 Формы безналичных расчетов

В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при которых применяются различные банковские расчетные документы:

- платежные поручения;

- платежные требования;

- платежные требования — поручения;

- аккредитивы;

- расчетные чеки и др.

Банки не вправе отказывать клиентам в приеме платежных требований. Все расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы.

Рассмотрим основные формы безналичных расчетов.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя.

Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования и в других случаях.[21]


Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;

- после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);

- частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере или пишущей машинке без исправлений и подчисток, печатаются на бланке формы 0401060 в количестве от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков. Идентификационные номера налогоплательщиков не указываются в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения Центрального Банка России, нерезиденты.[22]

При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать "Предоплата" или "Товар получен". При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.

При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 45 "Товары отгруженные", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "Продажи" и др. Покупатель использует счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетные счета" и др.[23]

Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.


При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается. В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.

При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также других расчетных банковских документов.[24]

При этой форме расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, отпуску товаров или оказанию услуг, а путем периодического перечисления денежных средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами. Плановые платежи применяются как при одногородних, так и при иногородних расчетах и могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, переводами или расчетными чеками. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и объема закупок (поставок) продукции, товаров или оказания услуг. Перерасчеты производятся в порядке, обусловленном в соглашении (договоре).

Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.

Расчеты в порядке плановых платежей позволяют значительно уменьшить объем учетной и финансовой работы, поскольку отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.

Расчеты в порядке плановых платежей покупатели отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", поставщики - на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".[25]

На стоимость отпущенной продукции по оптовым ценам поставщик делает следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет 1 "Выручка".

Фактическую себестоимость реализованной продукции списывают следующей проводкой:

Дебет 90 субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 43.

Выручку, поступившую в порядке плановых платежей, оформляют следующей записью:

Дебет 51 или других счетов Кредит 62.

Платежные требования используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их можно применять в одногородних и иногородних расчетах.