Файл: УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФОРМИРОВАНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учетной политики организации для целей налогообложения
1.1. Сущность, цели и задачи учетной политики организации для налогообложения
1.2. Принципы построения учетной политики организации
1.3. Порядок ведения налогового учета
2. Структура учетной политики организации для целей налогообложения
2.1. Организационные аспекты учетной политики организации
2.2. Способы и методы ведения налогового учета
2.3. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам
2.4. Определение доли налога, подлежащего уплате по месту нахождения структурного подразделения
Как отмечалось ранее, Налоговым кодексом РФ определены принципы ведения налогового учета. Рассмотрим их подробнее:
1) принцип денежного измерения.
В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;
2) принцип имущественной обособленности.
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.
3) принцип непрерывности деятельности организации.
Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.
4) принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности.
Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим.
Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления).
Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
5) принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта.
Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.
6) принцип равномерности признания доходов и расходов.
Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.
Обратимся к вариантам ведения налогового учёта:
1) налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета.
В этом случае разрабатываются регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.
Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;
2) налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета.
Для данного варианта нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут одновременно участвовать в расчете налога на прибыль.
Однако, сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Например, если организация выбирает единый для бухгалтерского и налогового учета метод начисления амортизации – линейный, то начисленные суммы по сравнению с другими методами уменьшаются, в результате сумма налога на имущество увеличивается.
Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс этого не запрещает. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.
3) налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;
4) налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов.
Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
За каждый отчетный (налоговый) период фирма составляет расчет налоговой базы.[5] Он должен содержать информацию:
1) о сумме доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
2) о сумме расходов, уменьшающих доходы от реализации;
3) о прибыли (убытке) от реализации;
4) о сумме внереализационных доходов;
5) о сумме внереализационных расходов;
6) о прибыли (убытке) от внереализационных операций;
7) о сумме налоговой базы за отчетный период.
Все эти данные содержатся в декларации по налогу на прибыль[6], поэтому самостоятельно разрабатывать форму расчета налоговой базы и утверждать ее приказом об учетной политике для целей налогообложения не обязательно. Достаточно правильно заполнить все листы и приложения декларации по налогу на прибыль.
Организации в обязательном порядке должны составить учетную политику для целей налогообложения:
1) к налогу на добавленную стоимость (п. 12 ст. 167 НК РФ);
2) к налогу на прибыль (ст. 313 и 314 НК РФ).
В ряде случаев организация должна вносить в учетную политику для целей налогообложения сведения, касающиеся определения налоговой базы по другим налогам или сборам. Например, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны зафиксировать это в своей учетной политике.
Если у фирмы отсутствует учетная политика для целей налогообложения, налоговики могут оштрафовать ее на 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).
Учетная политика, принятая компанией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Вести налоговый учет может отдел бухгалтерской либо налоговой службы организации.
Вопрос о структуре учетной политики для целей налогообложения фирма решает самостоятельно.
1.3. Порядок ведения налогового учета
Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль.[7]
Она берется из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.
Единой формы регистров не существует, поэтому каждая организация должна разработать их самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу об учетной политике для целей налогообложения.
Каждый разработанный регистр должен содержать обязательные реквизиты:
1) наименование;
2) период (дата) составления;
3) измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
4) наименование хозяйственных операций;\
5) подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.
При разработке регистров налогового учета можно воспользоваться рекомендациями МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».[8]
Приведем неполный перечень регистров налогового учета:
Регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»
Регистр-расчет амортизации нематериальных активов
Регистр-расчет стоимости списанных сырья/материалов по методу ФИФО
Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО
Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде
Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату
Регистр учета сомнительной и безнадежной задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату
Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода
Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату
Регистр учета договоров на добровольное страхование работников
Регистр учета расчетов с бюджетом
Регистр движения резерва по сомнительным долгам
Регистр учета расходов на гарантийный ремонт
Регистр учета расчетов по штрафным санкциям
Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников
Регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода
Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода (ведется организациями, не являющимися организациями, перечисленными в пп. 1 п. 1 ст. 260) и прочие.
В приведенном списке может не оказаться каких-то регистров, необходимых именно для организации. В этом случае организация разрабатывает их самостоятельно или дополняет уже существующие.
Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронной форме на компьютере.
Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.
Очевидно, что учетная политика является основным документом, регулирующим отражение в учете организации расчетов по налогам.
2. Структура учетной политики организации для целей налогообложения
2.1. Организационные аспекты учетной политики организации
Как и любой иной нормативный документ, учетная политика организации имеет свою структуру.
Обычно учетная политика состоит из трех основных разделов, в которых последовательно изложены способы бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией для своей учетной работы.
Вопрос о структуре учетной политики для целей налогообложения организация решает самостоятельно.
Как правило, учетная политика для целей налогообложения включает в себя три основных раздела:
1) организационные моменты (принципы) налогового учета;
2) методы и способы налогообложения;
3) регистры налогового учета.
Рассмотрим подробнее, как правильно составлять каждый из этих разделов.
Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:
1) основная группа - это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;
2) дополнительная группа - это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.
Данный раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета.[9]
Эта работа может быть возложена либо на бухгалтерию фирмы, либо на специально созданный налоговый отдел, входящий в структуру организации, что должно быть обязательно отражено в учетной политике для целей налогообложения.
В зависимости от организационной структуры учетной службой может являться не только бухгалтерия, но и иные подразделения (группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы).
Если существуют отраслевые особенности деятельности организации, которые могут оказать влияние на построение налогового учета, то об этом также необходимо отразить в данном разделе.
Если организация имеет филиалы или представительства, которые самостоятельно перечисляют налоги в бюджет, то необходимо определить:
1) срок, когда нужно представить данные в головное отделение фирмы для сводного налогового учета;
2) перечень налогов, которые перечисляют по месту нахождения филиалов;
3) кто рассчитывает эти налоги: головная организация или филиал по ее поручению;
4) кто уплачивает налоги: головная организация или филиал по ее поручению.
Рассмотрим на примере ООО «Мегаполис» порядок формирования организационного раздела учетной политики организации для целей налогообложения.
Система налогового учета ООО «Мегаполис» организуется и используется в целях получения данных для исчисления налогов в соответствии с внутренним Порядком обработки первичной документации и систематизации данных о хозяйственных операциях и объектах налогового учета.
Порядок документооборота приведен в приложении 2 к приказу об учетной политике.
Налоговый учет ведется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером.
Филиалы обязаны строго соблюдать принципы и методы ведения налогового учета, определенные в данной учетной политике.