Файл: Понятие и принципы авторского права (Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства

Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к категории исключительных. Это значит, что в течение определенного времени автору произведения науки, литературы и искусства, его наследнику или иному правопреемнику принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом, все третьи лица должны воздерживаться от совершения аналогичных действий.

Ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" к числу личных неимущественных прав автора относит право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и право на обнародование.

Имущественные права автора ст. 16 того же Закона определены как исключительные права осуществлять или разрешать осуществлять действия, перечисленные в этой статье.

Право авторства заключается в обеспеченной законом возможности лица считаться автором созданного им произведения и требовать признания этого факта другими лицами.

Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских правомочий. И это не случайно, ибо все остальные права, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения.

Авторство всегда индивидуально, поэтому право авторства может принадлежать только физическому лицу[12]. Это право не передается ни по договору, ни по завещанию, ни по какому-либо иному основанию и сохраняется за автором даже в том случае, когда автор не приобретает или лишается (полностью или частично) права распоряжаться созданным произведением. Право авторства возникает с момента придания произведению объективной формы и существует независимо от того, было ли оно использовано или даже обнародовано или нет. От этого права нельзя отказаться.

Нарушение права авторства может осуществляться в виде опубликования под своим именем чужого произведения (плагиата) или заимствования чужого произведения в целом или в части для создания нового объекта. Что касается неправомерного заимствования, то оно влечет гражданско-правовую ответственность.


Право на имя по существу заключается в праве автора избрать способ указания своего имени при использовании произведения. Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", автор может использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно.

Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторами произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них.

В некоторых случаях право на выбор авторского имени может ограничиваться. Так, автор не вправе использовать произведение под псевдонимом, если такое использование будет вводить в заблуждение общественность, например, при выборе псевдонима, совпадающего с подлинным именем или псевдонимом другого автора. Автор не вправе использовать в качестве псевдонима слова и выражения, носящие оскорбительный характер или нарушающие морально-этические нормы.

Право авторства и право на авторское имя принадлежат только автору. После его смерти эти права прекращаются, но признаются и охраняются в общественных интересах.

Нарушением права на имя является внесение каких-либо изменений автором (соавторами) в способ обозначения его (их) имени или псевдонима, а также раскрытие псевдонима автора без его согласия. Право на имя будет нарушаться при использовании произведения или его части без указания имени его создателя.

В п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" определено право автора на защиту созданного им произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это право проявляется в запрете вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, включая его название, снабжать его иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями, любыми пояснениями без согласия автора.

Анализируя содержание этого права, в литературе справедливо указывали, что в законодательстве об авторском праве право на неприкосновенность произведения выражается не в качестве активного правомочия автора, а как запрет, относящийся к издательствам, зрелищным предприятиям и т.д.[13] Вместе с тем право автора на неприкосновенность произведения имеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь сам автор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, ему одному должно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение, подвергать его переработке, т.е. определять тот вид, в котором произведение доводится до неопределенного круга лиц.


Право на обнародование охватывает все осуществляемые с согласия автора действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.

Сущность права на обнародование заключается в обеспеченной законом возможности автора публично огласить свое произведение. Только автор вправе определить, готово ли созданное им произведение к сообщению публике, только он вправе избрать место, время и способ такого сообщения. Если произведение является коллективным, разрешение на его обнародование должны дать все соавторы.

Для обнародования не требуется, чтобы произведение было доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением.

Обнародовать произведение можно только один раз. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим. Если произведение создано, но автор не желает знакомить общество с его содержанием, никто не вправе истребовать это произведение у автора, каким бы значимым не было для общества его использование. (Исключение из этого правила составляют служебные произведения.) В силу прямого указания закона автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. На необнародованное произведение не распространяются ограничения имущественных прав. На них не может быть обращено взыскание по долгам его автора.

С правом на обнародование тесно связано право на отзыв, которое, в случае его реализации, возвращает произведению его первоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказаться от обнародования произведения автор может возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая имущественную выгоду. Право на отзыв не может быть реализовано в отношении произведения, которое было воплощено на материальном носителе и реализовано пользователю по договору купли-продажи. Закон указывает, что правом на отзыв не обладают авторы служебных произведений.

Согласно ст. 16 закона от 11 августа 1998 г., автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизведение произведения; распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; прокат оригиналов или экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; импорт экземпляров произведения; публичный показ оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; передачу произведения в эфир; иное сообщение произведения для всеобщего сведения; перевод произведения на другой язык; переделку или иную переработку произведения.


Исключительное право на использование принятого архитектурного проекта означает право его автора требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

Перечень действий, определенных в п. 1 ст. 16 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", является закрытым. Это значит, что совершение в отношении какого-либо произведения действий, отличных от перечисленных в названной статье, не будет считаться нарушением авторского права.

Заключение

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Объектом авторского права является произведение, представляющее собой результат творческой деятельности и имеющее объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, поскольку материального объекта, содержащего произведения, нет и объекта охраны.

Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.


Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к категории исключительных. Это значит, что в течение определенного времени автору произведения науки, литературы и искусства, его наследнику или иному правопреемнику принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом, все третьи лица должны воздерживаться от совершения аналогичных действий.

Список использованной литературы

1. Брагинский М.И. Гражданское право России. Курс лекций. Ч. 1. / Под ред. Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996.

2. Вакман Е., Грингольц И. Авторские права художников. М., 1962.

3. Витрянский В.В. Заключение договора // Комментарий ч. 1 ГК РФ для предпринимателей. Под ред. Брагинского М.И. М., 1995.

4. Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968.

5. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996.

6. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

7. Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993.

8. Гражданское право. Учебник. ч. III / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 1998.

9. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972.

10. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982.

11. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

12. Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996.

13. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994.

14. Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.

15. Цыбуленко З.И. Гражданское право России. Ч. 1. М., Юрист, 1998.

16. Чертков В.Л. Наследование авторских прав // Советское государство и право. 1970. № 11.

  1. Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996. С. 357.

  2. Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. п.1 ст. 44.

  3. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994. С. 263.

  4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» / Энциклопедия российского права: электронный бюллетень. №7.

  5. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», п. 1 ст. 7. / Энциклопедия российского права: электронный бюллетень. №7.

  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. М. 1995.,ст. 18.

  7. Брагинский М.И. Гражданское право России. курс лекций. Ч. 1. / Под ред. Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996. С. 284.

  8. Вакман Е., Грингольц И. Авторские права художников. М., 1962. С. 73.; Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 105.

  9. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982. С. 24.

  10. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996. С. 57.

  11. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972. 165; Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" М., 1996. С. 58.

  12. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. СПб., 1996. С. 349.

  13. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 143.