Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение налогов уходит в глубокую древность, а история налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента появления государства и разделения общества на классы в то время, когда формирующиеся государственные инструменты первобытного общества требовали финансирования, необходимым звеном выступил налог. Английский экономист С. Паркинсон писал: «налогообложение старо, как мир, и его начальная форма появилась, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Налоги в современное время являются одним из результативных способов управления экономикой, снабжающих создание отношений между государством и субъектами экономического хозяйствования, несмотря на ведомственную подчиненность, формы собственности и организационно-правовую форму экономических субъектов. Налоги с физических лиц показывают индивидуальную причастность физического лица к местным и государственным делам, позволяют плательщику ощущать себя активным членом общества, дают фундамент для контроля, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиком. Этим и объяснятся актуальность темы исследования.

Цель курсовой работы – исследование экономического значения налогов с физических лиц.

Исходя из цели курсовой работы, необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации;

- исследовать особенности организации налогообложения физических лиц в Российской Федерации;

- рассмотреть пути совершенствования налогообложения физических лиц.

Объект исследования – действующая налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования – виды налогов, взимаемых с физических лиц.

Прикладная значимость курсовой работы состоит в том, что результаты исследования в части вопросов совершенствования налогообложения физических лиц могут быть применены органами государственной власти субъекта России в части создания налоговых ставок по транспортному налогу и органами местного самоуправления в части земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Степень разработанности. Вопросы формирования системы налогообложения населения в полной мере исследуются экономистами в учебной и нормативной литературе, а также в статьях и монографиях. Ключевыми источниками, раскрывающими теоретические основы налогообложения физических лиц, являются работы следующих авторов А.П. Абрамова и А.И. Макарова «Совершенствование налогообложения физических лиц», Ю.З. Лермонтова «Определение статуса плательщика НДФЛ», Н.М. Пичугина и И.В. Сибиряткина «Актуальные проблемы налогообложения физических лиц в РФ» и Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение». В вышеперечисленных работах подробно исследована теоретическая база налогообложения физических лиц. На базе работ О.А. Братухиной «Методология, методика и практика исчисления налогов», А.А. Новикова и С.П. Свистуна «Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в современной России», рассмотрена и использована практика исчисления сумм налогов, взимаемых с населения. Мировой опыт исследования налогообложения физических лиц базируется на работе Е.В. Сухановой «Налогообложение доходов физических лиц в России и Японии: сравнительный анализ».


Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, периодические издания и интернет-ресурсы для более подробного изучения налогообложения физических лиц.

Методологическую основу исследования составили три группы методов, которые присущи налогам и налогообложению: общефилософские (абстрагирование, логические приемы), общенаучные (анализ, синтез, конкретизация) и специально-юридические (теоретико-правовое моделирование, сравнительно-правовой анализ, прогнозирование). Также применялись общесоциологические методы (системный, институциональный и поведенческий подходы) и конкретно-социологические приемы (анализ статистических данных и документов, качественный анализ и т.д.).

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты системы налогообложения в Российской Федерации

История становления системы налогов и сборов в России

Появление государства с его разветвленными органами и развитие рыночных отношений потребовали, чтобы существующие налоги были приведены в строгую систему. Налоговая система создавалась с возникновением многих различных налогов.

Налоговая система – это комплекс налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также приемы и принципы построения налогов.[1]

Структура и значение данной системы определяются социально-экономическим состоянием общества и государства в целом.

Исторически появление налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и возникновения государства. Налоги представляют один из ключевых способов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся важным методом сбора доходов в государственные бюджеты.[2] Как часть распределительных отношений общества, налоги показывают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства воздействуют на определенные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали разного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно увеличивается роль денежных налогов в формировании государственной казны.[3]


В таблице 1 рассмотрены этапы становления российской налоговой системы.

Таблица 1

Эволюция российской налоговой системы

Период

Характеристика

Объект налогообложения

Инструментарий

Конец IX в. – 1245 г.

Становление налогов и налоговых отношений: заложение фундамента прямого и косвенного налогообложения

Обитаемое жилище

Прямой налог в натуральной и денежной форме – дань.

Косвенный налог в форме торговых и судебных пошлин

1245-1480 гг.

Налоговые отношения в период татаро-монгольского нашествия: пополнение доходов государство лишь за счет косвенных налогов

Душа мужского пола

Голова скота

Основной налог – «выход».

Пошлина – ключевой источник внутренних доходов

1480-1881 гг.

Воссоздание налоговой системы Руси: замена натуральных платежей денежными; возникновение «целевых» налогов, становление системы учета налогоплательщиков; введение местных налогов; налоговые бунты; попытка реализовать принцип справедливости налогообложения

Соха, животы и промыслы, двор, мужская душа

Прямой налог – основной доходный источник бюджета.

введение новых налогов: ямского, пищального и т.д. Основные косвенные налоги – таможенные, винные, торговые пошлины

1881-1917 гг.

Создание органов налогового контроля: отмена подушной подати, соляного налога; внедрение подоходного налогообложения; введение новых налогов; учреждение института податных инспекторов; рост собираемости налогов

Доходы, имущество

Подоходное налогообложение. Акцизы - важнейший доходный источник бюджета

1917-1931 гг.

Разрушение налоговой системы. Прекращение действия налогов в период военного коммунизма; оживление налоговой системы в годы НЭП; массовое уклонение от уплаты налогов

Доходы, имущество

Высокие ставки прямых и косвенных налогов. Прогрессивная шкала налогообложения

1931-1991 гг.

Неимение налоговой системы

-

Административные методы изъятия прибыли

1991 г. – наст. время

Создание налоговой системы, отвечающей рыночным отношениям: заложение базы налогообложения; эволюционное реформирование системы

Доходы, имущество

Сырьевые ресурсы

Совокупность методов и инструментов


Таблица составлена по: 8.

В период царствования Николая II, последнего русского царя, обращают на себя внимание реформы, которые проводились по инициативе таких государственных деятелей, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Так, в 1895-1897 гг. была проведена денежная реформа, установившая золотой стандарт. Усилен состав податной инспекции, реформирована система акцизного надзора ввиду установления винной монополии. П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, рассматривающийся как самая радикальная в мире программа преобразованию налоговой сферы в I половине XX века.[4]

По содержанию, она предусматривала все ключевые элементы современных в настоящее время налоговых систем развитых стран:

- поимущественное налогообложение базировалось на независимой оценке стоимости имущества;

- прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством объем прожиточного минимума;

- применение сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всей продукции (прообраз налога на добавленную стоимость).

Итогом таких мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение.

В период с 1931 годов до начала 1991 годов происходит практическая ликвидация налоговой системы. Только в 1990 году в составе Министерства финансов СССР формируется государственная налоговая служба, а в ноябре 1991 года указом Президента РФ образована государственная налоговая служба РСФСР – самостоятельный орган исполнительной власти федерального уровня. Сформированы областные государственные налоговые инспекции и подчиненные им государственные налоговые инспекции по городам и районам. Принят закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В 1998 году государственная налоговая служба России преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. Принятый в этом же году Налоговый кодекс РФ позволил систематизировать, упорядочить и привести в единую систему имеющиеся нормы и положения, регламентирующие процедуру налогообложения. В нем отражены все налоги, которые представляют базу российской налоговой системы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные налоги) и которые показывают высокую результативность за годы эволюции российской налоговой системы.[5]


Во исполнение указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в федеральную налоговую службу.[6]

В настоящее время налоговая система выполняет фискальные задачи, т.е. снабжает государство финансовыми ресурсами при помощи перераспределения национального дохода, а также служит ключевым инструментом экономической политики государства. Построение налоговой системы определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на разных этапах.[7]

Тем самым, можно сказать, что становление налоговых отношений и налоговой системы в России связано с развитием государства как такового. Налоги, являясь одним из ключевых методов мобилизации государственных доходов, формировали те или иные принципы налоговой политики: преемственность; направленность на решение социальных, политических и экономических задач государства; справедливость налогообложения; снабжение собираемости налогов и т.д. Составной долей эволюции налоговой системы выступало формирование и развитие системы налоговых органов. Особое значение налоги как механизм государственного регламентирования экономики приобрели в эпоху становления и укрепления рыночных отношений.

1.2 Содержание, функции и принципы построения налогов

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Налоговый Кодекс.[8]

В России введена трехуровневая система налогообложения (рис. 1).

Рисунок 1 – Трехуровневая система налогообложения[9]

Первый уровень – это федеральные налоги России.

Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов – региональные налоги.

Третий уровень – местные налоги. Городские Думы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.[10]

Такая система дает возможность каждому органу самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих из вышестоящего бюджета (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.