Файл: Управление кадровой безопасностью (на примере ООО «Проспера АВТОТРИУМФ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты кадровой безопасности предприятия

1.1. Понятие кадровой безопасности предприятия

1.2. Методы управления кадровой безопасностью организации

Выводы.

Кадровая безопасность предприятия – это самостоятельная подсистема корпоративной безопасности. Обеспечение безопасности организации вообще и различных ее видов в частности включает в себя кадровое направление, предполагающее защиту интересов организации от рисков и угроз, источником которых является персонал организации. Определение персонала в качестве объекта обеспечения кадровой безопасности также вызвано тем, что он является ключевым ресурсом развития организации, который необходимо защищать от угроз и посягательств извне. В результате обеспечение кадровой безопасности можно рассматривать как общесистемное условие обеспечения безопасности организации, ее различных направлений.

Глава 2. Практика управления кадровой безопасностью в ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ»

2.1. Краткая характеристика ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» и его кадрового потенциала

2.2. Проблемы обеспечения кадровой безопасности предприятия от угроз, исходящих со стороны собственного персонала и оценка сложившейся практики противодействия им

Выводы.

Глава 3. Рекомендации по повышению степени защищенности ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» от угроз со стороны персонала

3.1. Рекомендации по выявлению неблагонадежного персонала

Для определения благонадежности персонала в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» нами рекомендуется использовать следующие методики.

1. Анализ документов, предоставленных кандидатом.

Необходимо провести тщательный анализ документов кандидата, его личного дела. Выявить сведения о каких-либо криминальных социальных контактах, случаях аморального, неблагонадежного поведения в прошлом. Если таковые есть, узнать как можно больше информации и следить за собеседником, скрывает ли он что-то, старается не обсуждать этот вопрос. Следует обратить внимание, имеются ли у кандидата связи с конкурентами. Наличие подобных контактов, тем более личных, повышает вероятность совершения в будущем неблагонадежного поступка.

2. Беседа, наблюдение.

Специалист по работе с персоналом при личной беседе должен подробно выяснить взгляды кандидата на жизнь, его приоритеты, жизненные ценности, круг общения в прошлом и на сегодняшний день, увлечения, финансовое положение семьи в настоящее время, наличие заболеваний. Особое внимание следует уделить вопросам профессиональной мотивации и в частности выяснить, что побудило кандидата поступать на работу именно в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ», именно на эту должность; что является для него главным в его деятельности. Необходимо выяснить, какие проблемы для него на сегодняшний день наиболее актуальны, какие факторы имеют для него приоритетное значение (беременность жены, болезнь близких, предстоящий переезд, проблемы с приобретением имущества). Предлагается задать кандидату вопрос: «Что бы Вы никогда не сделали ни при каких обстоятельствах?». Далее - обратить внимание на то, что было названо первым, что он долго вспоминал, над каким пунктом дольше думал. Это поможет приблизительно определить ценностные и мотивационные ориентиры данного кандидата.

3. Тестирование.

В ООО «Проспера АВТОТРИУМФ», на наш взгляд, целесообразно также использовать методики, позволяющие оценить качества, повышающие вероятность нарушения установленных норм поведения.

Помимо получения от кандидата рекомендаций и отзывов предыдущих руководителей, необходимо удостовериться в правдивости предоставленной информации, а также достоверности всех документов при приеме на работу. ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» рекомендуется отправлять предыдущему работодателю специальную анкету с просьбой заполнить ее для получения информации о бывшем сотруднике. Однако, велика вероятность, что ответы будут очень краткими и максимально обобщенными. Поэтому лучше сделать личный звонок прежнему работодателю и задать ему ряд вопросов по интересующей теме: насколько ответственен был сотрудник, в какие специфические ситуации, конфликты был включен в период работы. К полученной информации следует относиться объективно. Не стоит руководствоваться только ею — необходимо проанализировать ее в системной связи с теми данными, которые сообщил работник.

При приеме на работу сотрудников, деятельность которых связана с доступом к значительным материальным ценностям, денежным средствам (руководитель отдела закупок, главный бухгалтер), на наш взгляд, необходимо проверять всю информацию: от школы, которую заканчивал кандидат, до обязанностей на последнем месте работы. Если при проверке обнаруживаются несовпадения, следует обратить внимание на то, какие именно это несовпадения и что именно хотел кандидат вам сказать предоставлением искаженной информации.

Выводы.

3. Для снижения риска мошенничества со стороны персонала рекомендовано применение технологии «Тайный клиент». Планируется, что обследования будут проводиться ежеквартально. То есть за год будет проведено 4 обследования, включающего по четыре визита в каждое обследование. Очевидно, что периодичность использования технологии «Тайный покупатель» делает ее менее внезапной. Однако, цель, которая ставит мероприятие – исключение фактов мошенничества со стороны персонала – при этом достигается. Зная, что каждый клиент в принципе может быть тайным, не каждый потенциальный мошенник решится реализовать свои схемы.

Заключение

Для снижения риска мошенничества со стороны персонала рекомендовано применение технологии «Тайный клиент». Планируется, что обследования будут проводиться ежеквартально. То есть за год будет проведено 4 обследования, включающего по четыре визита в каждое обследование. Очевидно, что периодичность использования технологии «Тайный покупатель» делает ее менее внезапной. Однако, цель, которая ставит мероприятие – исключение фактов мошенничества со стороны персонала – при этом достигается. Зная, что каждый клиент в принципе может быть тайным, не каждый потенциальный мошенник решится реализовать свои схемы.

Список литературы

1. Угрозы мелких хищений товарно-материальных ценностей.

Главная проблема предприятия в это области – это хищения автодеталей, расходных материалов со стороны работников автосервиса. В целях противодействия этим угрозам на предприятии ведется компьютеризированный складской учет, а также систематически проводятся инвентаризации.

Динамика хищений представлена в табл. 6.

Таблица 6

Динамика мелких хищений товарно-материальных ценностей в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» в 2013-2015 гг.[25]

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2014/2013

2015/2014

+/ -

% роста

+/ -

% роста

Выявлено недостач ТМЦ по результатам инвентаризаций, тыс.руб.

254

312

364

58

22,83

52

16,67

Сумма недостач, отнесенных на материально-ответственных лиц, тыс.руб.

189

231

274

42

22,22

43

18,62

Сумма недостач, отнесенных на убытки предприятия, тыс.руб.

65

81

90

16

24,62

9

11,11

Выявлено случаев хищений ТМЦ, совершенных работниками предприятия, ед.

18

21

26

3

16,67

5

23,81

По данным табл. 6 видно, что сумма недостач товарно-материальных ценностей, выявляемых в процессе инвентаризаций, с каждым годом возрастает: в 2014 г. она увеличилась на 22,83 % по сравнению с предыдущим годом, а в 2015 г. еще на 16,67 %. При этом большая часть недостач возмещается материально-ответственными лицами (75,27 % от общей суммы недостач в 2015 г.). Однако, по некоторым недостачам виновных установить не удается и эти потери относятся на убыток предприятия. Число хищений, выявляемых работниками охраны предприятия, также увеличивается. Если в 2013 г. было выявлено 18 случаев хищений, то в 2015 г. уже 26.

В условиях высокой конкуренции ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» борется за своих клиентов. При этом немаловажным фактором является цена. И если несколько лет назад предприятие могло себе позволить перекладывать некоторые издержки в работе с персоналом на клиента (включение в счет утраченных расходных материалов сервиса, перерасход масла при прохождении ТО), то в настоящее время это уже неприемлемо.


Очевидно, что основная работа с персоналом по пресечению хищений на предприятии должна производиться «на входе», то есть при приеме специалиста в компанию. Однако, процедура отбора кадров, действующая на предприятии, не обеспечивает надежную проверку достоверности информации, предоставляемой претендентом. Кроме того, процесс проверки профпригодности достаточно субъективен и создает риск приема на работу потенциально не лояльных сотрудников, а также сотрудников, склонных к дивиантному поведению. Кроме того, имеются проблемы и на этапе адаптации. К примеру, руководство сообщает автослесарю, что на автосервисе периодически проводятся проверки, однако, по факту такие проверки происходят крайне редко. В результате сотрудник очень скоро понимает, что контроль в компании присутствует только на словах, и соблазн совершить кражу увеличивается.

Проблема мелких хищений в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» во многом связана со спецификой деятельности предприятия. На некоторых участках работы автосервиса физически невозможно пресечь нецелевое расходование средств предприятия. Например, при кузовном ремонте весьма проблематично вести строгий учет материалов. Так, если при полной окраске кузовных деталей страховые компании дают нормативы расходования, то при ремонтной окраске таких нормативов нет, и маляры экономят материал, который используют в дальнейшем для перекраски или как источник дохода. В ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» малярам выплачивается процент от стоимости сэкономленных материалов. Однако, основная часть заказов на кузовной ремонт приходится на застрахованные автомобили и безналичные взаиморасчеты с заказчиками, что снижает эффективность такого премирования. Также невозможен четкий контроль расходования моторного масла при прохождении автомобилем ТО, так как расходомер на бочке с маслом меняет свои показания в зависимости от плотности масла. Часть его расхищается персоналом, приблизительно 10—15 % от общего количества.

В ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» выявлены также случаи, когда механики предлагали приобрести автодетали лично у них, а не у компании, по сниженным ценам.

Имеют место и ситуации, когда работники автосервиса производят подмену рычагов, амортизаторов, наконечников, рулевых тяг. Такие ситуации, как правило, выявляются клиентами: в заказ-наряде указано, что были установлены амортизаторы одной марки, а на них написана другая; у рычагов тоже обычно есть фирменная маркировка — всегда можно увидеть производителя. Но в 30 % случаев обмануть клиента все-таки можно. К примеру, сайлент-блоки. Если их уже впрессовали, определить их производителя невозможно. Это касается и других деталей, где не видна маркировка: резинки, пыльники, пружины. При замене масла двигателя или КПП слесари могут не снять старый фильтр, а только хорошо протереть его и выдать за новый.


2. Угрозы хищения денежных средств.

В ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» выявлены следующие наиболее актуальные для предприятия угрозы хищения денежных средств.

Наиболее очевидной угрозой является хищения денежных средств из кассы работниками бухгалтерии. Для предотвращения этой угрозы со всеми работниками бухгалтерии, имеющими доступ к денежным средствам, заключены договоры о полной материальной ответственности. Один раз в месяц проводится ревизия кассы. Внеплановая ревизия проводится при смене материально-ответственного лица. Случаев недостачи денежных средств в кассе в 2013-2015 гг. не выявлено.

Более сложная схема хищения денежных средств связана с осуществлением закупок. Для закупки необходимой оргтехники, канцтоваров, мебели, расходных материалов выделяются определенные средства. В 2014 г. в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» был выявлен случай, когда менеджер по закупкам, ответственный за решение этого вопроса, вошел в сговор с фирмой-поставщиком, которая завышала цены в накладных, разницу делилась между менеджером и поставщиком. По результатам внутреннего расследования менеджер по закупкам был уволен.

Еще один способ хищения денежных средств в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» - замена более дорогих деталей их дешевыми аналогами. Такой инцидент произошел в 2015 г. и был выявлен на основе претензии клиента.

Для ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» актуальна также проблема воровство нормочасов. Почти у каждого опытного автослесаря есть свой круг клиентов, которые обращаются непосредственно к нему, и нередко такие обращения частично или полностью проходят «мимо кассы». Например, клиентом оплачивается только ТО, а остальные работы слесарь выполняет без документального оформления, причем в рабочее время и на оборудовании предприятия.

Существует проблема и мошенничества со стороны менеджеров и диспетчеров по приемке. Так, в ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» вывялен случай, когда диспетчер, используя корпоративную клиентскую базу, предлагал клиентам, сделавшим заказ на дополнительное оборудование, установить его за более низкую цену (у своих знакомых, занимающихся частным предпринимательством).

3. Угрозы порчи оборудования.

Главная причина этой угрозы – недостаточная квалификация персонала, приводящая к поломкам оборудования и простоям его в ремонте. По данным табл. 7 видно, что по причине нарушений правил эксплуатации оборудования персоналом в 2015 г. дополнительные простои оборудования в ремонте составили 161 час, что на 34,17 % выше показателя 2013 г. и на 3,87 % превышают показатель 2014 г. Кроме того, за детали и комплектующие для ремонта оборудования в 2015 г. затрачено дополнительно 36 тыс.руб., что на 44 % превышает показатель 2013 г. и на 16,13 % - показатель 2014 г.


Таблица 7

Простой оборудования в ремонте по вине нарушений правил его эксплуатации со стороны персонала в 2013-2015 гг.[26]

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2014/2013

2015/2014

+/ -

% роста

+/ -

% роста

Число дополнительных часов простоя оборудования, час.

120

155

161

35

29,17

6

3,87

Затраты на детали и комплектующие для ремонта оборудования, тыс.руб.

25

31

36

6

24,00

5

16,13

В целях оценки системы обеспечения имущественной безопасности на предприятии проведен опрос персонала, ставящий целью выявить отношение работников к внутренним хищениям. Результаты опроса представлены в табл. 8.

Таблица 8

Отношение персонала к внутренним хищениям[27]

Вопрос – ответ

Процент ответивших

1

2

Как Вы думаете, в чем причины хищений и мошенничества на предприятии

1.Низкий уровень законопослушности и сознательности работников

22,00

2.Плохая организация контроля и учета

5,00

3.Плохая организация охраны

6,00

4.Низкий уровень зарплаты сотрудников

25,00

5.На предприятии работает много случайных людей

42,00

Продолжение таблицы 8

1

2

Представьте себе такую ситуацию: Вам случайно стала известна информация о готовящемся или уже совершенном хищении на Вашем предприятии. Как Вы поступите в этом случае?

1.Лично сообщу об этом в службу охраны или руководству

27,00

2.Анонимно сообщу об этом в службу охраны или руководству

5,00

3.Поделюсь информацией с коллегами, но не стану сообщать в службу охраны или руководству

46,00

4.Не стану никому сообщать об этом

22,00

Как Вы лично относитесь к случаям хищения или мошенничества на предприятии?

1.Решительно осуждаю, считаю недопустимыми и неприемлемым

30,00

2.Считаю это не самой большой проблемой моего предприятия

28,00

3.Отношусь равнодушно

7,00

4.Думаю, в некоторых случаях хищения или мошенничество можно понять (оправдать)

35,00


По данным таблицы 8 видно, что главная причина хищений и мошенничества на предприятии, по мнению сотрудников, состоит в том, что на предприятии работает много случайных людей. Только 27 % персонала, узнав о готовящемся или совершенном хищении, сообщат об этом лично службе охраны или руководству. Еще 5 % сделают этот анонимно. В то же время 68 % работников будет либо обсуждать эту информацию с коллегами, или вообще не станут об этом никому говорить.

Лишь 30 % работников решительно осуждают хищения и мошенничества со стороны персонала. В то же время 35 % работников относятся к таким фактам с определенной долей понимания, а 28 % считают эту проблему не самой большой для предприятия, то есть фактически относятся к ней достаточно лояльно.

Выводы.

1. ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» занимается продажей и сервисным обслуживанием автомобилей. Общая численность работающих увеличилась за три года на 124,39 % или на 20 человек и составила на конец 2015 г. 102 чел. Все работники аппарата управления предприятия имеют высшее образование. Среди производственного и торгового персонала 70 % - с высшим или незаконченным высшим образованием (это, главным образом, менеджеры по продажам) и 30 % - работники, имеющие среднее профессиональное образование. Все вспомогательные работники имеют лишь общее среднее образование. Таким образом, в целом можно сделать вывод о достаточно высоком уровне квалификационного состава кадров предприятия. Большая часть работников предприятия находится в возрасте до 40 лет. В 2013-2015 гг. существенных изменений возрастной структуры персонала не происходило, однако, необходимо отметить тенденцию увеличения удельной доли трудовых ресурсов старших возрастных групп. Более трех лет в компании работает почти 64 % работников, что свидетельствует о высокой стабильности кадрового состава. Соотношение мужчин и женщин на предприятии приблизительно одинаковое, то есть на предприятии имеет место достаточно оптимальная структура персонала, благоприятная для формирования социально-психологического климата.

2. Проведенное исследование системы обеспечения кадровой безопасности ООО «Проспера АВТОТРИУМФ» выявило следующие ее положительные стороны:

  • в целях противодействия угрозам мелких хищений товарно-материальных ценностей на предприятии ведется компьютеризированный складской учет, а также систематически проводятся инвентаризации;
  • для предотвращения угроз хищения денежных средств со всеми работниками бухгалтерии, имеющими доступ к денежным средствам, заключены договоры о полной материальной ответственности. Один раз в месяц проводится ревизия кассы. Внеплановая ревизия проводится при смене материально-ответственного лица;
  • в целях снижения угрозы порчи оборудования проводится обучение вновь принятого персонала.