Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Роль человеческого фактора в управлении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Базовым законодательным актом, определяющим любые трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ, согласно которому определены субъекты социально-трудовых отношений – работник и работодатель. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Интересы работодателя часто не совпадают с интересами наемного работника, а иногда они прямо противоположны. Интерес предпринимателя, например, – в ограничении ответственности за производственные риски и нежелание привлекать собственные вложения в современные и безопасные средства производства и защиты работников. Интерес работника – в благоприятном сочетании производственной деятельности с личной и общественной жизнью, с бытом и досугом. Поэтому в законодательстве формулирование подхода к работнику должно осуществляться не только как к «трудовому фактору», а, в первую очередь, как к личности. В этой связи в самом определении понятия «условия труда», которое закреплено в ст. 209 ТК РФ должны быть, помимо указанных факторов производственной среды, как базовых составляющих данного термина, также перечислены условия, которые соответствуют и правам человека на его общее социальное развитие. Оно может означать развитие человека как личности, путём формирования индивидуальных качеств в процессе социализации.

Обеспечение права на труд и условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда, изложенные в Конституции РФ, и Трудовом Кодексом, возложено на работодателя (ст. 212 ТК), который, выполняя эти требования, руководствуется интересами рыночной экономики, а также извлечением собственной выгоды. Сочетание рыночных механизмов с декларирующим началом управления охраной труда приводит к возникновению противоречий между экономической целью деятельности предпринимателя и социально-экономической целью общества, достигаемой достойным трудом, декларируемым Международной организацией труда (МОТ).

Возникло также противоречие и между обеспечением роста эффективности производства и увеличением выделяемых финансовых и материальных ресурсов на обеспечение безопасных условий и охрану труда: динамика одного из показателей, характеризующих состояние условий труда, – количество работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, неутешительна. Значение показателя не снижается, а возрастает от года к году во всех отраслях промышленности; также известно, что более 40% всех занятых на производстве пользуются хотя бы одной компенсацией за работу в неблагоприятных условиях[9].


Необходимо чтобы все работодатели понимали, что неблагоприятные условия труда, ухудшающие здоровье и снижающие уровень социальной значимости работников, негативно отражаются как на экономике отдельного предприятия, также и на экономике всего государства.

Однако в законодательных положениях об обеспечении благоприятных условий труда обязанности предпринимателей не подтверждены возможностями экономического обеспечения; в ст. 210 ТК «Основные направления государственной политики в области охраны труда» указано о необходимости проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, но сама политика, как таковая, также не сформулирована[10].

Таким образом, считаем необходимым, во-первых, донести как до руководителей отдельно взятых производств, так и до общества в целом о необходимости, наряду с обеспечением благоприятных производственных условий труда и достойные социально-экономические условия труда работников. Необходимо акцентировать внимание на гуманизации труда, очертить круг исполняемых работодателем функций по обеспечению достойного уровня жизни каждого сотрудника.

2 АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ПАО «ВОДОКАНАЛ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

Объектом исследования является публичное акционерное общество «Водоканал» (далее по тексту ПАО «Водоканал»).

В настоящее время ПАО «Водоканал» представляет собой одно из важнейших предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Рузаевка Республики Мордовия.

ПАО «Водоканал», как предприятие начал свою деятельность в декабре 2006 года и находится по адресу: 431444, республика Мордовия, город Рузаевка, улица Кутузова, дом 89.

ПАО «Водоканал» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, основанным на праве хозяйственного ведения.

Предприятие является юридическим лицом, правовое положение которого определяется законодательством РФ.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, вправе открывать счета (расчетные, валютные) на территории РФ и за ее пределами. Предприятие вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.


Миссия ПАО «Водоканал» - предоставление доступных услуг водоснабжения и канализования, обеспечивающих достойное качество жизни потребителям, формирование культуры водопотребления и сохранение бассейна реки Волги.

Целями деятельности предприятия является извлечение прибыли. Для достижения цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- добыча, транспортировка и реализация воды хозяйственно-питьевого и технологического назначения потребителям на территории города Рузаевка;

- прием, отвод и очистка хозяйственно-бытовых стоков, принимаемых от населения, промышленных предприятий и организаций;

- обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации систем водоснабжения и очистных сооружений;

- развитие и усовершенствование систем водоснабжения, канализации и очистки хозяйственно-бытовых стоков;

- осуществление постоянного контроля за рациональным использованием добываемой воды;

- определение потребности в питьевой воде и организация отвода хозяйственно-бытовых стоков;

- проектирование и выдача технических условий на подключение к инженерным сетям, находящихся на балансе предприятия;

- заработка и реализация планов по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту оборудования, транспорта, инженерных сетей и сооружений на них;

- деятельность по перевозке грузов транспортом, принадлежащим ПАО «Водоканал».

Предприятие имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных Федеральным законодательством.

Для осуществления лицензируемых видов деятельности предприятие получает лицензию в установленном законодательством порядке.

Источниками формирования имущества предприятия являются: имущество, передаваемое ему собственником при создании предприятия; имущество (денежные и материальные ресурсы) переданные ему собственником в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности; доходы, полученные от реализации продукции (работ, услуг); доходы, полученные от других видов производственно-хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством; банковские кредиты; доходы от ценных бумаг; имущество, поступившее предприятию по другим предусмотренным законодательством основаниям.

Имущество, составляющее объекты природы (природные ресурсы) предоставляются предприятию по основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством (земельным, водным, лесным и др.).


2.2 Анализ управления персоналом

Перейдем к анализу системы управления персоналом ПАО «Водоканал».

По состоянию на 31.12.2018 г. на предприятии трудятся 124 человека.

Рисунок 2.1. Организационная структура ПАО «Водоканал»

На рисунке 2.1. представлена организационная структура ПАО «Водоканал».

Проведем ее анализ. Из рисунка видно, что общее управление ПАО «Водоканал» осуществляется директором, который назначается на должность в соответствии с приказом учредителями общества.

У директора есть два функциональных заместителя:

– заместитель директора по экономике и финансам, который координирует всю финансовую, кадровую и бухгалтерскую работу предприятия;

– главный инженер – руководит всей производственной деятельностью и работами по водоснабжению.

Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура ПАО «Водоканал» является линейно-функциональной с тремя уровнями управления. Для предприятия с небольшим штатом сотрудников данный тип структуры является оптимальным.

Как видно из анализа организационной структуры на предприятии отсутствует отдел по управлению персонала или кадровая служба. Данные функции возложены на специалиста по кадрам, который входит в состав бухгалтерии.

Можно сделать предварительный вывод, что кадровому аудиту на предприятии ПАО «Водоканал» уделяется незначительное внимание, так как один простой специалист не может организовать эффективную работу по контролю за персоналом.

На специалиста по кадрам возложены следующие функции:

- организация работы по укомплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;

- организация кадрового делопроизводства;

- осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением Правил внутреннего трудового распорядка;

- подготовка необходимой внутренней и внешней отчетности по кадрам.

Функции специалиста по кадрам очень ограничены, и в них отсутствуют направления по проведению кадрового аудита и контролинга[11].

Перейдем к анализу и оценки кадрового состава исследуемого предприятия ПАО «Водоканал». Для анализа были проанализированы 40 следующие кадровые документы предприятия: штатное расписание предприятия, приказы, отражающие движение персонала (прием, увольнение, отпуска по уходу за ребенком и др.), данные статистической отчетности по формам Форма №1 «Кадры», Форма №П-4 и др.


На рисунке 2.2. представлена возрастная характеристика персонала ПАО «Водоканал» за 2016-2018 гг.

2016 6

32

36

22

до 20

2017

13

29

34

22

2

20-31

31-40

41-55

2018 8

27

35

26

55 и старше

0%

20%

40%

60%

80%

100%

4

4

Рисунок 2.2. Возрастная структура персонала ПАО «Водоканал»

На предприятии ПАО «Водоканал» работает довольно молодой персонал. Средний возраст 38 лет.

Большая часть персонала – мужчины. Их количество почти в три раза больше, чем женщин. Это обусловлено спецификой деятельности предприятия.

В штатном расписании ПАО «Водоканал» можно выделить следующие категории персонала:

- административный персонал (АП);

- специалисты (С);

- административно-вспомогательный персонал (АВП);

- административно-хозяйственный персонал (АХП);

- рабочие (Р).

Динамика численности персонала ПАО «Водоканал» по категориям представлена в таблицы и 2.1. на рисунке 2.3.

№ п/п

Категория

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1.

административный

персонал

14

16

16

2.

специалисты

18

20

21

3.

административно-

вспомогательный персонал

20

17

17

4.

административно-

хозяйственный персонал

10

13

12

5.

рабочие

55

56

58

Всего

117

122

124

Таблица 2.1. Динамика численности персонала ПАО «Водоканал» по категориям за 2015-2017 гг., человек

140

120

100

58

55

56

80

Р

АХП

60

10

13

12

40

20

17

17

АВП