Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Понятие, сущность и виды прибыли).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли
1.2 Анализ формирования прибыли на предприятии
1.3 Анализ распределения и использования прибыли на предприятии
Глава 2 Анализ формирования и использования прибыли В ОАО «Брянские коммунальные системы»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики прибыли в ОАО «Брянские коммунальные системы»
Глава 3 Управление процессом формирования и использования прибыли на ОАО «БКС»
3.1 Разработка мероприятий по увеличению прибыли на ОАО «БКС»
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
1000*400*12=4800000 руб.
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
Прогнозирование бухгалтерского отчета о прибылях и убытках – одна из форм отражения финансового состояния предприятия. Разработаем прогнозный отчет за 2012 год и выявим отклонения.
Таблица 13-прогноз отчета о прибылях и убытках
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
Изменения |
Выручка |
3589052 |
8389052 |
4800000 |
Себестоимость продаж |
(3667284) |
(2557284) |
1110000 |
Валовая прибыль (убыток) |
(78232) |
(5831768) |
5753536 |
Прибыль (убыток) от продаж |
(78232) |
(58232) |
20000 |
Проценты к получению |
7531 |
7531 |
- |
Проценты к уплате |
(86188) |
(86188) |
- |
Прочие доходы |
263933 |
263933 |
- |
Прочие расходы |
(266323) |
(266323) |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
(159280) |
(22815) |
136465 |
Текущий налог на прибыль |
(16994) |
(4563) |
- |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
(2015) |
(2015) |
- |
Изменение отложенных налоговых активов |
50808 |
50808 |
- |
Прочее |
5665 |
5665 |
- |
Чистая прибыль (убыток) |
(104765) |
(60336) |
44429 |
Чистая прибыль представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации. Отчет о прибылях и убытках за 2014 год и прогнозируемые результаты деятельности на 2015 год отразили положительную динамику увеличения чистой прибыли, что способствует постепенному покрытию чистого убытка . Показатель увеличился на 44429 тыс. руб., что благоприятно сказывается на финансовом состоянии предприятия в целом. Значительно уменьшилась себестоимость и увеличилась выручка, что также благоприятно влияет на увеличение прибыли. Теперь пересчитаем прогноз показателей рентабельности для ОАО «Брянские коммунальные системы». Основные показатели рентабельности показаны в таблице 14.
Таблица 14 - прогноз показателей рентабельности ОАО «БКС»
Показатели |
2014 год ,% |
2015 год,% |
Отклонение, % |
Рентабельность совокупных активов |
-0,06 |
0,1 |
0,16 |
Рентабельность продаж |
-0,03 |
0,009 |
0,039 |
Рентабельность производственно- хозяйственной деятельности |
-0,4 |
0,11 |
0,51 |
Рентабельность чистых активов |
-0,1 |
0,003 |
0,103 |
Рисунок 4 - Динамика роста показателей рентабельности 2014-2015гг.
Рентабельность совокупных активов в прогнозном году возрастает на 0,16% по сравнению с 2014 годом. Аналогичная тенденция наблюдается и с показателем рентабельность продаж, он увеличился на 0,039%. Рентабельность производственно- хозяйственной деятельности возросла по сравнению с 2014 годом на 0,51%. В прогнозном году рентабельность чистых активов составила 0,003%, что на 0,103% больше чем в 2014 году.
Предложенные мероприятия положительно повлияли на увеличение прибыли предприятия и соответственно снижению его чистого убытка, что было подтверждено рядом рассчитанных прогнозных финансовых показателей.
В условиях развития рыночных отношений совершенно очевидно, что решение многих экономических проблем напрямую связано с решением задач маркетингового характера, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Задача финансового менеджера обеспечить финансирование необходимых маркетинговых исследований и реализацию эффективных инновационных проектов. А задача маркетинговой службы определить новые направления деятельности ОАО «БКС», обеспечить, а по возможности и предвосхитить потребности потребителей в новых качественных услугах связи. Только комплексное решение этих задач может обеспечить долговременную финансовую устойчивость предприятия.
Главным инструментом в достижении поставленных целей рекомендуем продвигать услуги в частности Интернет, путем комбинирования методов рекламы:
- реклама в СМИ (в том числе телевизионная реклама); в эфире радиостанций, в печатных средствах массовой информации; наружная реклама, презентации в районах области. Финансовая служба предприятия разработала смету затрат на рекламу в соответствии с поставленными задачами. Структура расходов на маркетинг и рекламу отражена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура расходов ОАО «БКС» на маркетинг и рекламу в 2012г.
- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества предоставленных услуг;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;
- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;
- разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение морального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
- осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей, которая будет обеспечивать оптимальное сочетание отпускных цен и объем продаж и способствовать росту объема продаж и прибыли.
Таким образом, реализация рассмотренного комплекса мероприятий, организация на предприятии службы финансового менеджмента, а также системный подход к управлению финансовыми результатами, позволят повысить эффективность деятельности предприятия, укрепят его позиции на рынке.
Заключение
На основании проделанной работы сделаем выводы о состоянии процесса формирования и использования прибыли в ОАО «БКС».
Основным видом деятельности ОАО «Брянские КС» является производство, транспортировка и сбыт пара и горячей воды (тепловой энергии) на территории Брянской области.
Приоритетными задачами компании являются формирование новых стандартов качества коммунального обслуживания потребителей, создание конкурентной среды в сфере коммунального хозяйства, комплексная работа по замене устаревшего оборудования на современное, снижение тепловых потерь, повышение эффективности работы оборудования, модернизация систем контроля и учета тепловой энергии, укрепление позиций на рынке.
Анализ состояния финансовых результатов деятельности ОАО «БКС» за 2012 г.- 2014 г. показал следующее:
- 2013 год у ОАО «БКС» отмечается низкими показателями по прибыли, выручке и себестоимости. Это обусловлено тем, что в 2013 г. предприятие провело большую работу по повышению эффективности своей деятельности, а также повышению качества обслуживания населения, произведенные затраты повысили себестоимость продукции;
- в 2014 г. ОАО «БКС» получило на 7% более высокую выручку, по сравнению с 2013 г., но достигнуть уровня выручки 2012 г. не удалось, так как в 2012 г. ОАО «БКС» получало выручку и за реализованную электроэнергию;
- в 2013 г. у ОАО «БКС» сформировался убыток от продаж, который уменьшился в 2014 г. и составил 78232 тыс. руб.;
- сумма прочих доходов ОАО «БКС» возросла с 2012 г. по 2014 г. с 134826 тыс. руб. до 263393 тыс. руб.;
- величина прочих расходов снизилась в 2013 г. по сравнению с 2012 г., но в 2013 г. наблюдался рост на 50%, в результате чего прочие расходы составили в 2014 г. 266323 тыс. руб.;
- с 2012 г. по 2014 г. у ОАО «БКС» по результатам деятельности формировался непокрытый убыток, наиболее высоким он был в 2013 г. (132966 тыс. руб.), но в 2014 г. убыток снизился на 22% и составил 104765 тыс. руб. Появление непокрытого убытка вызвано, прежде всего, высокой себестоимостью продукции, работ, услуг и большой дебиторской задолженностью;
- в структуре выручки ОАО «БКС» наибольший удельный вес имеет себестоимость продукции; так в 2012 г. себестоимость составляла 95,7%) от выручки, но в 2013 г. и в 2014 г. себестоимость производства и передачи тепловой энергии была выше фактической выручки на 2,9% и 2,2%) соответственно. Такая ситуация объясняется наличием у ОАО «БКС» большой дебиторской задолженности.
Проведенный анализ динамики прибыли от реализации отдельных видов продукции, работ, услуг ОАО «БКС», позволил сделать следующие выводы:
- в 2013 г. ОАО «БКС» отказалось от дальнейшей деятельности в сфере электроснабжения, поэтому прибыль от этого вида услуг имеется только в 2012 г.;
- вследствие изменений в структуре видов деятельности, имеют место, и изменения в структуре прибыли ОАО «БКС», так с 2012 г. до 2014 г. увеличилась прибыль от видов продукции, работ, услуг, связанных с теплоснабжением. Почти в 3 раза возросла прибыль от работ по техническому обслуживанию счетчиков воды с 2566 тыс. руб. в 2012 г. до 7392 тыс. руб. в 2014 г. И на 13477 тыс. руб. увеличилась к 2014 г. прибыль от пусконаладочных работы на узлах учета тепловой энергии;
- в 2013 г. появился непокрытый убыток от услуг по теплоснабжению равный 113287 тыс. руб., который снизился до 107800 тыс. руб. в 2014 г. Появление непокрытого убытка вызвано увеличением с 2013 г. удельного веса услуг по теплоснабжению в структуре продукции, работ, услуг ОАО «БКС».
Анализ динамики уровня рентабельности за 2012 г. - 2014 г. позволил сделать вывод о том, что рентабельность у ОАО «БКС» по основной деятельности (услугам по теплоснабжению) отрицательная, но уровень рентабельности возрос с 2013 г. до 2014 г. на 0,68%., что является положительной тенденцией.
Отрицательный уровень рентабельности ОАО «БКС» обусловлен несколькими факторами:
- специфика деятельности ОАО «БКС» не позволяет увеличить тарифы на услуги по теплоснабжению, так как эта сфера деятельности контролируется Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области;
- на балансе ОАО «БКС» находятся, в том числе, нерентабельные котельные, от которых невозможно отказаться из-за отсутствия альтернативных объектов;
- ОАО «БКС» не дополучает часть выручки из-за большой дебиторской задолженности.
Нами были рассмотрены возможности увеличения прибыли (уменьшения убытка) от реализации тепловой энергии ОАО «БКС», а затем определены основные резервы роста прибыли, такие как:
1. снижение полной себестоимости за счет повышения технического уровня производства, внедрения новой прогрессивной технологии;
2. увеличение выручки за счет сдачи в аренду свободного складского помещения.
Кроме того, были рассчитаны резервы увеличения прибыли на перспективу за счет указанных факторов.
На основании исследований и предложенных мероприятий было установлено, что в 2015 году наблюдается тенденция снижения себестоимости, увеличения выручки и чистой прибыли.
Одним из значительных факторов, влияющих на финансовый результат, является себестоимость. Поэтому нами были рассмотрены возможные пути ее снижения. С этой целью нами предлагается продажа устаревших фильтров очистки воды и внедрение в ОАО «БКС» новых фильтров тонкой очистки воды ФТО 78/5, которые обладают более высокими технико-экономическими характеристиками и имеют более длительный срок эксплуатации.
Также нами было предложено сдача в аренду неиспользованного складского помещения предприятию ОАО «ОРАНТА», тем самым увеличивая выручку ОАО «БКС».
Нами также был предложен комплекс мероприятий для обеспечения долговременной финансовой устойчивости предприятия.
- осуществлять рекламу в СМИ (в том числе телевизионная реклама); в эфире радиостанций, в печатных средствах массовой информации; наружная реклама, презентации в районах области;
- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества предоставленных услуг;
- осуществлять эффективную ценовую политику, которая будет обеспечивать оптимальное сочетание отпускных цен и объем продаж и способствовать росту объема продаж и прибыли.
Реализация рассмотренного комплекса мероприятий позволит повысить эффективность деятельности предприятия, укрепят его позиции на рынке.