Файл: Процесс жизненного цикла программных средств в соответствии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО

4.1. Документирование

Данный процесс представляет собой формализованное описание информации, которая создается в процессе всего жизненного цикла ПО. Список работ данного процесса:

  • подготовка процесса – включает в себя разработку, документальное оформление и реализацию плана обозначения документов, разрабатываемых в процессе жизненного цикла ПО;
  • проектирование и разработка – разработка документации согласно установленных стандартов, подтверждение источников и соответствия исходных материалов для документов, проверка и редактирование подготовленных документов, а также их утверждение компетентными лицами;
  • выпуск – распространение документов согласно плану;
  • сопровождение – решение задач, связанных с внесением корректировок в документацию.

4.2. Управление конфигурацией

Данные процесс представляет собой процесс применения технических и административных процедур на протяжении всего жизненного цикла с целью обозначения, определения и установления состояния ПО. Процесс управления конфигурацией состоит из следующих задач:

  • подготовка процесса – представляет собой разработку плана управления конфигурацией, который определяет необходимые работы, график выполнения этих работ, а также ответственных людей за выполнение;
  • определение конфигурации – определение схемы обозначения объектов, контролирующихся в процессе реализации;
  • контроль конфигурации – обозначение и регистрация заявок на корректировки, анализ и оценка изменений, реализация, верификация и выпуск скорректированного ПО, аудиторские проверки для каждого изменения;
  • учет состояний конфигурации – подготовка протоколов управления и отчетов о состоянии, отражающих хронологию изменений контролируемых объектов, в том числе и их конфигурацию;
  • оценка конфигурации – определение и обеспечение функциональной законченности ПО с точки зрения реализации поставленных требований, что подразумевает физическую завершенность;
  • управление выпуском и поставка – контроль выпуска и поставки вместе с соответствующей документацией.

4.3. Обеспечение качества

Данный процесс должен обеспечивать гарантии того, что разработанное ПО соответствует установленным планам и требованиям. Обеспечение качества может зависеть от того, демонстрируются ли доказательства качества продукта или процесса под управлением поставщика или заказчика. Данный процесс подразумевает выполнение ряда задач:


  • подготовка процесса – выполнение адаптации процесса обеспечения качества к условиям текущего проекта, определение целей, согласование с процессами аттестации, верификации и аудита, разработка, документальное оформление и реализация плана работ по обеспечению качества, составление соответствующих отчетов;
  • обеспечение продукта – обеспечение документального оформления установленных планов;
  • обеспечение процесса – обеспечение выполнения процессов реализации разработки ПО в соответствии с условиями договор;
  • обеспечение систем качества – обеспечение проведения дополнительных работ по управлению качеством в соответствии с разделами ГОСТ Р ИСО 9001, указанными в договоре.

4.4. Верификация

Задачей данного процесса является определение того, что разработанное ПО функционирует согласно установленных требований и условий. Верификация состоит из двух работ:

  • подготовка процесса – подразумевает определение необходимости верификационных работ в рамках проекта, в случае необходимости устанавливает процесс верификации, выбор организации, ответственной за проведение, разработку и документальное оформление соответствующего плана;
  • верификация – процесс включает в себя верификацию договора, процесса, требований, проекта, программы, сборки и документации.

4.5. Аттестация

Аттестация представляет собой процесс, задачей которого является определение полноты соответствия установленных требований их функциональному назначению. Также включает в себя две работы:

  • подготовка процесса – определение необходимости аттестации, ее задач и методики выполнения, выбор ответственной квалифицированной организации, разработка, документальное оформление и реализация соответствующего плана;
  • аттестация – подготовка определенных выбранных требований к испытаниям, обеспечение актуальности испытаний, их проведение, подтверждение того, что ПО удовлетворяет поставленным требованиям, испытание ПО.

4.6. Совместный анализ

Данный процесс представляет собой оценку состояний и результатов работ по проекту. Совместный анализ включает в себя следующие работы:

  • подготовка процесса – проведение периодических и целевых анализов работы, согласование объемов и состава ресурсов, необходимых в процессе анализа, а также согласование планов проведения анализа, документальное оформление выявленных проблем, обсуждение и согласование результатов анализа;
  • анализы управления проектом – оценка состояния проекта в соответствии с проектными планами, графиками и стандартами;
  • технические анализы – проведение анализов, целью которых является оценка создаваемого ПО.

4.7. Аудит

Задача процесса аудита – определение соответствия требованиям и условиям договора. Включает в себя две работы:

  • подготовка процесса – проведение аудиторских проверок согласно установленным срокам, согласование объемов и ресурсов, требуемых в процессе проверки, согласование планов проверки, документальное оформление выявленных проблем и результатов проверки;
  • аудиторская проверка – проверка соответствия разработанного ПО установленным требованиям.

4.8. Решение проблем

Данный процесс представляет собой процесс анализа и решения выявленных проблем, независимо от их источника. Цель данного процесса – обеспечить своевременный документированный анализ, а также решение проблем.

Процесс состоит из двух работ:

  • подготовка процесса – формулирование циклически замкнутого процесса решения проблемы, содержащего оценку реализуемых решений;
  • решение проблемы – составление отчета по проблеме, включающего вопросы ее выявления, исследования и анализа решения, а также определения тенденций, которые могут послужить предпосылкой к возникновению проблемы.

5. Организационные процессы жизненного цикла ПО

5.1. Управление

Процесс управления включает в себя общие задачи и состоит из следующих работ:

  • подготовка и определение области управления – формулирование требований к реализуемому процессу, определение возможностей реализации данного процесса, проверка наличия, соответствия и применимости ресурсов, выделенных для выполнения и управления процессом;
  • планирование – подготовка планов выполнения процесса, которые содержат описание соответствующих работ и задач с обозначением создаваемых программных продуктов, графики решение задач, оценку трудозатрат, определение необходимых ресурсов, распределение задач по исполнителям, определение возможных критических ситуаций, обеспечение условий и определение инфраструктуры выполнения процесса;
  • выполнение и контроль – реализация сформулированного плана, осуществление надзора и контроля за выполнением процесса, исследование, анализ и решение возникающих проблем, своевременные отчеты о проделанной работе;
  • проверка и оценка – обеспечение оценки разработанного ПО на соответствие установленным требованиям, а также проверка результатов оценок;
  • завершение – определение степени соответствия разработанного ПО критериям, прописанным в договоре, контроль результатов и полноты документации.

5.2. Создание инфраструктуры

Данный процесс подразумевает установление и обеспечение инфраструктуры, требуемой для любого другого процесса. Инфраструктура может включать в себя технические и программные средства, а также инструментальные средства, методики, стандарты и условия для разработки, эксплуатации или сопровождения. Данный процесс состоит из следующих работ:

  • подготовка процесса – на данном этапе определяется и документально оформляется план инфраструктуры в соответствии с требованиями к процессу;
  • создание инфраструктуры – планирование и разработка конфигурации инфраструктуры с учетом функциональных возможностей, производительности, безопасности, защищенности, работоспособности, а также оборудования и требуемых площадей;
  • сопровождение инфраструктуры – сопровождение, контроль и изменение разработанной инфраструктуры для удовлетворения поставленных требований.

5.3. Усовершенствование

Данный процесс представляет собой процесс установления, оценки, измерения, контроля и улучшения любого процесса жизненного цикла ПО. Процесс усовершенствования включает в себя следующие работы:

  • создание процесса – определение организационных процессов для всех процессов жизненного цикла ПО в соответствии с имеющимся практическим опытом, документальное оформление этих процессов, а также определение механизма управления процессом усовершенствования в процессах разработки, контроля, управления и улучшения;
  • оценка процесса – разработка, документальное оформление и применение процедуры оценки процесса, сохранение и обновление отчетов о выполненных оценках, планирование и анализ процессов в установленные сроки с целью обеспечения актуальности и эффективности их применения;
  • усовершенствование процесса – внесение соответствующих улучшений в выполняемый процесс, в том числе и в документацию, по результатам анализа и оценки.

5.4. Обучение

Процесс обучения предполагает обеспечение персонала первоначальным и продолженным обучением. Все этапы жизненного цикла ПО зависят от квалификации соответствующего персонала, поэтому обязательно должно быть запланировано и реализовано обучение персонала. Процесс обучения включает в себя следующие задачи:

  • подготовка процесса – анализ требований к проекту, целью которого является определение и своевременное создание условий для формирования штата квалифицированного административного и технического персонала. Кроме того, данная задача предполагает определение видов и уровней обучения, а также категорий персонала, нуждающихся в обучении. Разрабатываются и документально оформляются планы и графики обучения, а также требования к ресурсам для обучения;
  • разработка учебных материалов – предполагает разработку руководств для обучения, включая материалы, применяемые непосредственно в процессе проведения обучения;
  • реализация плана обучения – реализация плана обучения для обеспечения повышения квалификации персонала, составление отчетов о выполненном обучении, обеспечение своевременной готовности обученного персонала к правильному выполнению запланированных работ и задач.

6. Основные модели жизненного цикла

6.1. Общепринятая модель

Схема данной модели приведена на рисунке 1.

Рис. 1 – Общепринятая модель жизненного цикла ПО

Разработка начинается с идентификации потребности в новом приложении, а заканчивается передачей продукта разработки в эксплуатацию.

Первым этапом фазы разработки является постановка задачи и определение требований. Определение требований включает описание общего контекста задачи, ожидаемых функций системы и ее ограничений. На этом этапе заказчик совместно с разработчиками принимает решение о создании системы. В случае положительного решения начинается этап спецификации системы в соответствии с требованиями. Разработчики программного обеспечения пытаются осмыслить выдвигаемые заказчиком требования и зафиксировать их в виде спецификаций системы. Прежде чем приступать к созданию проекта по спецификациям, они должны быть тщательно проверены на соответствие исходным целям, полноту, совместимость (непротиворечивость) и однозначность.

Задача этапа спецификаций в том и состоит, чтобы описание программы выстроить в виде логически выверенной системы, понятной как для заказчика данной разработки, будущих пользователей, так и для исполнителей проекта.

Разработка проектных решений, отвечающих на вопрос, как должна быть реализована система, чтобы она могла удовлетворять специфицированным требованиям, выполняется на этапе проектирования. Поскольку сложность системы в целом может быть очень большой, главной задачей этого этапа является последовательная декомпозиция системы до уровня очевидно реализуемых модулей или процедур.

На следующем этапе реализации, или кодирования каждый из этих модулей программируется на наиболее подходящем для данного приложения языке. С точки зрения автоматизации этот этап традиционно является наиболее развитым.

В рассматриваемой модели фаза разработки заканчивается этапом тестирования (автономного и комплексного) и передачей системы в эксплуатацию.

Фаза эксплуатации и сопровождения включает в себя всю деятельность по обеспечению нормального функционирования программных систем, в том числе фиксирование вскрытых во время исполнения программ ошибок, поиск их причин и исправление, повышение эксплуатационных характеристик системы, адаптацию системы к окружающей среде, а также, при необходимости, и более существенные работы по совершенствованию системы. Все это дает право говорить об эволюции системы. В связи с этим, фаза эксплуатации и сопровождения разбивается на два этапа: собственно сопровождение и развитие. В ряде случаев на данную фазу приходится большая часть средств, расходуемых в процессе жизненного цикла программного обеспечения.