Файл: Теории происхождения государства (Развитие государства).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы характеризовать понятие государства нужно выделять некоторые из ее признаков. К примеру, можно выделить наиболее часто встречающиеся и необходимые для возникновения государства определения, которые характеризуют его признаки. Такие как союз людей, суверенитет государства, ее территориальная целостность, публичная и политическая власть. Я считаю, что тема о происхождении государства, является весьма актуальной, и по сей день. Этот вопрос будет оставаться актуальным на протяжении достаточного долгого времени, до тех пор, пока ученые и теоретики не найдут способы и методы доказать точность какой-либо из теорий, либо опровергнуть многие из них.
Объектом написания этой курсовой работы является тема о теориях происхождения государства. В данной курсовой работе я выделила такие вопросы возникновения государства как ее становление, пути формирования государства, пути ее возникновения, рассмотрела основные теории происхождения государства, описав их более подробно.
Предметом исследования курсовой работы является анализ происхождения всех теорий государства, определения причин и основ ее возникновения. Плюсы и минусы теорий.
Цели данной работы:
- охарактеризовать теории происхождения государства
- показать разнообразие теории возникновения государства
- рассмотреть различные мнения по поводу возникновения государства.
Задачи данной работы:
- выявить минусы и плюсы основных теорий государства
- раскрыть сущность теорий возникновения государства.
Работа состоит из титульного листа, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Развитие государства
Западный путь возникновения государства. Западный путь возникновения государства был истине уникальным явлением. Западное общество в историческое время и в короткий срок обогнало восточное общество, которое в свою очередь возникло намного раньше западного общества.[1]
В основном классовое разделение общества повлияло на образование государства на территории Европы.[2] Для западного пути возникновения государства характерны следующие понятия:
- Возникновение противоречивой политической структуры;
- Государство возникло до появления классов;
- Государство отдаляется от общества;
- Насильственный путь от родовой знати аристократии;
- Политическое господство определяется через богатство;
- Появление государства до возникновения классов;
- Появление классовая дифференциация;
- Частная собственность как основа государства.[3]
Европейский путь возникновения государства можно распределить на некоторые формы возникновения государства, такие как Афинская, Римская и Германская. Рассмотрим их более подробно. Афинская форма возникновения государства.[4]
Афинская форма возникновения государства – это добровольный и естественный путь, разделенный на три этапа. Это переход власти к богатым, разделения народа на классы и учреждение центрального управления. Следовательно, государство в Афинах возникло после раскола общества и разделения общества на классы.[5]
Среди Афинского народа можно выделить народ Древней Спарты. Именно пути возникновение государства в Древней Спарте отличает ее от государства Древних Афин. В Спарте наблюдались жесткие методы управления, поддерживались пережитки общества первобытного строя.[6]
Римская форма возникновения государства. В древней римской форма возникновения государства была характерна борьба между членами родовой общины (патрициями) и пришельцами из других земель (плебеями). Плебеи в результате данной борьбы вырывали у членов родовой общины (патрициев) все больше уступок. Плебеи утверждали равноправие среди всех граждан, являющихся свободными, утверждали право земледельца быть воином, а право воина быть земледельем, устанавливали политическое и социальное значение положения сельской общественности. Все эти действия не позволяли развиваться частной собственности как важной части образования классов среди граждан, социальному и имущественному неравенству среди граждан.[7]
Германская форма возникновения государства. Для Германской формы возникновения государства характерно завоевание чужих земель. Но этот народ не был приспособлен господствовать над ними. Вследствие чего им пришлось создавать аппарат подавления покоренных народов и управления над ними. Поэтому германская форма возникновения государства не является классической.[8]
Восточный путь возникновения государства. В отличие от западного пути возникновения государства, восточный путь возникновения государства имел универсальный характер.[9]
Главными характеристиками восточного пути возникновения государства являются:
- Трансформация знати – старейшина или вождь переходит в государство. Появления силовых структур, пути возникновения государства естественны.
- Государственная и общественная собственность имеют экономическую основу.
- Основой политической власти является занятая должность, а не материальная обеспеченность.[10]
Можно наблюдать, что среди государств востока возникших по восточному пути имеется много общего. А именно – эти государства были деспотичными и монархиями. Монарх был Богом. Монарх представлял государство и был его воплощением на земле, он был верховным жрецом.[11]
Эти государство достаточно медленно развивались в ходе истории, так медленно, что государства, развивающиеся по западной стороне, хоть и возникли позже, но все же обогнали по развитию восточные народы. Не было прочно зафиксированной правовой системы, законов. В частности, поддерживались обычаи предков и религиозные нравственные правила другие. Преобладание чиновничьего аппарата, являющегося собственником всех средств и способов производства в государстве. Разделение общества по положениям в иерархической системе государства.[12]
Из-за медленного развития восточный путь возникновения государства можно понимать, как постепенный и плавный переход власти от первобытного общества, от родоплеменного общества к государственному правлению.[13]
Но также государства восточного пути имели и свои отличия. К примеру, в некоторых государства рабство носило домашний характер, а в других рабство было как бы собственностью государства либо собственностью храмов.[14]
Возникновение государства
Определение государства. Государство понимается как организация, представляющая политическую власть. Обеспечивающая в обществе стабильность и порядок, которая осуществляет управления, над обществом используя различные методы и способы.[15] Признаки государства:
- Государственная символика;
- Легитимность среди населения;
- Монополия;
- Наличие суверенитета;
- Наличие территории;
- Обширная социальная база;
- Система сбора налогов;
- Характер власти публичный.[16]
Задачи государства как цель:
- Оборона территории;
- Решение социальных проблем;
- Решение экономических проблем;
- Сохранность целостности государства;
- Управление государством;
- Управление обществом.[17]
Функции государства:
- Обеспечение обороны;
- Социальный;
- Стабилизационная;
- Хозяйственная и др.[18]
Предпосылки возникновения государства. Начиная с момента развития первобытного общества, создавались различные предпосылки развития государства. От совершенствования орудий труда, до развития культуры, нравственных ценностей, до появления разных и противоречивых интересов общества. Очень важным был процесс разделения труда. Процесс, который сменил труд, изначально делившийся на женскую и мужскую функции.[19]
Существуют причины, по которым возникло государство, это:
- Классовое разделение общества;
- Переход к экономике с производящим типом;
- Разделение труда;
- Социальное разделение общества;
- Частная собственность.[20]
Теории происхождения государства
Теологическая теория. Теологическая теория — это теория, которая объясняет божественное происхождение государства. Согласно данной теории право является божьей волей, а государство создавалось по повелению Бога. Соответственно теологическая теория — это теория, исходящая из религиозной концепции происхождения государства.[21]
Согласно теологической теории, монарх, после вступления на престол, освещался в церкви, после чего его считали представителем бога. Церковная власть была превыше светской власти.[22]
Основателями теологической теории являются Ф. Лебюфф, Д. Эйве, А. Августин, Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Жозеф Мерсье. Так же теологическую теорию можно рассмотреть с позиции Аврелия Августина. Аврелий Августин описал в своем труде «О граде божьем» генезис государства. Он считал, что государство — это наказание от Бога для людей за совершенные грехи. Что государственная власть, организованная людьми – это «Великая организация разбойников». У некоторых сторонников теологической теории происхождения государства можно было наблюдать пессимистичное отношение к земному государству. Государство считалось как организация для угнетения простых людей правящими. Они считали, что лишь Богу подвластно регулировать политические и государственные отношения. Если Бог не желал, чьей либо власти, то народ выбирал более достойного правителя.[23]
Данная теория больше была распространена в средневековье. Идеологом теологической теории был Фома Аквинский, который разделял взгляды Августина Аврелия. Фома Аквинский выдвигал новое положения за другим, которые вскоре были названы «томизма». Чуть позднее теологическая теория было выдвинута в исследованиях Жозефа Мерсье Дезире (бельгийский философ) и Жана Маритена (французский теолог).[24]
Теологическая теория была больше популярна в средневековье. Именно вследствие этого связь между политикой и религией очень крепка, неразрывна.[25]
Самая важная идея теологической теории происхождения государства заключается в том, что государство и свойства государства — это дело Божьих рук. Здесь не могут быть произведены исследования, так как все что интересно было бы политологу объясняется религиозно.[26]
Главным институтом теологической теории является церковь. Но ее в средневековье нельзя было называть политическим атрибутом.[27]
Главная мина теории заключается в том, что социальное неравенство понимается как власть и государство проявляется от Бога. Это минус, так как это необоснованно. Положительной стороной теории является то, что ничего в теологической теории нельзя подать на апробацию. Эта теория проста и доступна. И это тоже ее большой плюс.[28]
Теологическая теория происхождения государства была популярна в средневековье, в связи с тем, что в те времена, среди населения был низкий уровень научных знаний. Но это не помешало данной теории иметь место быть и по сей день. Это связанно с тем, что данную теорию пока никак нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить.[29]
Органическая теория. Органическая теория, это теория, согласно которой государство можно сравнить с биологическим организмом. Государство возникло так же, как и возник биологический организм. Так считали, и являлись представителями данной теории Г. Спенсер, О. Конт, А. Э. Вормс, П. И. Прейс. Органическая теория была сформулирована в 19 веке Гербертом Спенсером (английский мыслитель).[30]
Платон писал, что вклад какого-либо метала, заложен в людях природой. Аристотель говорил, что функции государства можно сравнить с единым организмом. В исследованиях этих философов можно заметить зачатки органической теории происхождения государства.[31]
Суть органической теории происхождения государства заключается в том, что представление государства в виде единого организма, созданного и развивающегося в согласии с естественными природными законами. В отличие от многих других теорий происхождения государства, органическая теория показывает взаимосвязь между предпосылками природного развития организмов и человеческой деятельностью.[32]