Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институт авторского права
§ 1. Понятие авторского права, исключительные права
§ 2. Субъекты авторских прав в современной России
Глава 2. Защита авторских прав и права третьих лиц на объекты авторских прав
§ 1. Защита имущественных прав авторов
§ 2. Защита личных неимущественных прав авторов
Введение
В эпоху развития современных технологий, упрощающих доступ к результатам интеллектуальной деятельности, позволяющих создавать новые по своей природе объекты интеллектуальной собственности и способы их хранения, копирования и тиражирования, в век, когда объекты авторского права ценятся не меньше, чем материальные блага, когда общество интересуется вопросами авторства, проблемы охраны авторских прав особенно актуальны.
Ученые отмечают, что значение интеллектуальной собственности возрастает в связи с продвижением человечества в направлении постиндустриальной эпохи[1]. Меняющийся геоэкономический ландшафт вызвал повышенный интерес к интеллектуальной собственности как инструменту обеспечения надежного экономического роста[2]. Этой теме уделяют повышенное внимание законодатели всех прогрессивных стран, и Россия – не исключение.
Закрепление в главном законе государства - Конституции РФ - в статье 44 права каждого на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, охрану законом интеллектуальной собственности[3] демонстрирует высокую оценку законодателями значимости данной темы.
В настоящее время происходит активная интеграция России в международное сообщество в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности. В октябре 2013 года Дмитрий Медведев провел встречу с генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности Фрэнсисом Гарри[4]. В январе 2014 года Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесённый МИД и Минэкономразвития законопроект о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией интеллектуальной собственности об учреждении представительства ВОИС в Российской Федерации[5]. 5 мая 2014 года Президент подписал Федеральный закон, ратифицирующий Соглашение между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией интеллектуальной собственности об учреждении представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности в Российской Федерации[6].
Стоит отметить, что и общество проявляет интерес к вопросам защиты авторских прав. В 2014 году в Российской национальной библиотеке была проведена встреча профессионалов библиотечной отрасли, представителей издательских и книготорговых организаций, на которой поднимались вопросы правового режима использования произведений библиотеками[7]. 21 - 25 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге прошли «Дни интеллектуальной собственности», которые уже в шестой раз организует Опорная организация Роспатента в СЗФО - Институт международного бизнеса и права Университета ИТМО при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Целью мероприятия является формирование правовой культуры и расширение знаний в области интеллектуальной собственности. Вышеперечисленное подтверждает актуальность изучения проблем защиты авторских прав в современной России.
Практическая значимость повышенного внимания к уровню защиты авторских прав в стране выражается в его влиянии и на экономическую привлекательность страны для иностранных инвестиций, и на представления в мире об уровне правовой культуры, правосознания и законотворчества в стране, на развитие экономики, практически все сферы которой в наше время прямо или косвенно связаны с интеллектуальной собственностью. Как отмечается в научных изданиях, одной из тенденций современной науки и производства является неуклонный рост интеллектуального продукта в современных способах производства и сложных технических устройствах (ядерных реакторах, кораблях, самолетах, промышленном оборудовании предприятий)[8]. Государственная Дума в этом году рассматривает законопроекты о ратификации соглашений между Правительством России и Правительствами Кубы[9] и Республики Казахстан[10] о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в которых вопросам правового регулирования интеллектуальной собственности уделено большое внимание. В научной литературе подчеркивается, что объекты авторского права, как и другие результаты интеллектуальной деятельности, играют большую роль в культурном и экономическом развитии общества[11]. Таким образом, важным и актуальным становится теоретическое и практическое исследование авторских прав.
Целью данной работы является исследование прав авторов и их гражданско-правовой защиты.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие авторского права и его компоненты, понятие исключительного права в контексте авторских прав
- изучить проблему определения субъектов авторских прав в современной России
- проанализировать вопрос определения объектов авторских прав как основополагающей правовой дефиниции при осуществлении авторских прав.
- дать анализ проблематике защиты имущественных прав авторов
- исследовать защиту личных неимущественных прав авторов
- рассмотреть проблему законодательного регулирования прав третьих лиц на объекты авторского права.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при осуществлении и защите авторских прав, а также прав третьих лиц на объекты авторских прав.
Предметом данного исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении и защите авторских прав, а также прав третьих лиц на объекты авторских прав, практика их применения, правовые позиции по данной теме.
Проблема авторских прав и их защиты нашла отражение во многих научных трудах, в частности, исследованиями в этой сфере занимались И.А. Близнец[12], Е.А. Войниканис[13], Е.А. Кондратьева[14], Е.А. Моргунова[15], Р.И. Ситдикова[16], В.И. Еременко[17] и др.
При написании работы были использованы нормативные правовые акты, издания научной литературы, материалы правоприменительной практики.
Основными нормативными правовыми актами по данной теме являются Всемирная конвенция об авторском праве[18], Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений[19], а так же Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций[20], Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам[21], Конституция Российской Федерации[22], Гражданский кодекс Российской Федерации[23].
Существующие пробелы в законодательстве об авторском праве порождают неднозначное восприятие норм правоприменителями. Потому существует необходимость анализа судебной практики, поскольку именно она дает объективное представление об уровне развития гражданско-правовых отношений, о состоянии гражданского законодательства, об эффективности норм и об уровне их включенности в механизм правового регулирования. Кроме того, анализ правоприменительной практики позволит исследовать содержание таких оценочных категорий, как «минимальный уровень творчества», «единичность произведения» и «серийность произведений». Эмпирическую основу исследования составили постановление Пленума Верховного суда и Высшего Арбитражного Судов РФ (1), судебные акты Верховного Суда РФ (1), Высшего Арбитражного Суда РФ (2), судебные акты арбитражных судов (9), Суда по интеллектуальным правам (5) и судов общей юрисдикции (7).
Исследования по теме курсовой работы отраженные в публикациях:
- Илларионова Д.В. Права авторов в современной России: опыт Петербурга / Д.В Илларионова // Права и гуманитарные ценности. - 2013. - С. 50 – 56;
Илларионова Д.В. О коллизионном регулировании отношений, связанных с интеллектуальной собственностью // Актуальные проблемы международного частного права. Материалы международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2013 г. – М.: Изд-во СГУ, 2014. - С. 110-115.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней дан анализ действующим нормам, регулирующим авторские права, выявлены существующие пробелы законодательства, обобщена судебная практика и предложены варианты совершенствования законодательства.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения могут быть применены и в преподавании дисциплины авторского права, и могут быть использованы авторами при защите ими своих прав, а так же могут послужить в дальнейших научных разработках данной темы.
Научная новизна исследования определена тем, что в работе изучены комплексным образом и пробелы действующего законодательства, и аспекты действующих норм, которые являются причиной разнящейся судебной практики, непосредственно обобщена судебная практика, связанная с защитой авторских прав, изучено и проведено сравнение с российским законодательством европейского законодательства.
Для сбора, обработки и анализа информации по данной теме приоритетным представляется использование в совокупности диалектического метода и анализа, как общенаучных методов познания, таких специальных методов, как исторический, сравнительный, и отдельных частно-научных методов: формально-юридического, сравнительно-правового, что позволяет наиболее полно исследовать рассматриваемые вопросы.
Структурно работа включает в себя: введение, заключение, две главы, объединяющие шесть параграфов, а также список использованных источников.
Глава 1. Институт авторского права
§ 1. Понятие авторского права, исключительные права
Авторское право как особая правовая категория не нова для российского законодательства. Этот термин использовался как в Основах гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1961 г., Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., так и в более поздних нормативных актах - Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., в Законе об авторском праве и смежных правах. Авторские права объединяют все виды интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства. Современное российское законодательство, в частности ст. 1255 Гражданского кодекса РФ, определяет авторские права как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства[24]. Интеллектуальные права, в свою очередь, в соответствии со ст. 1226 «включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)».
Таким образом, компоненты авторского права – это:
- исключительное право, носящее имущественный характер
- личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя; право на неприкосновенность произведения;
- иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам.
В Древнем Риме категории исключительного права не существовало. Ученый Покровский И.А., изучая гражданское право, так характеризует положение интеллектуальной собственности в римском праве: «Не только в правовых системах примитивных народов, но даже еще в праве римском духовная деятельность... не давала никаких субъективных прав на ее продукты их авторам и не пользовалась никакой правовой защитой. Всякий мог опубликовать или воспроизвести без согласия автора его произведение, осуществить его техническое изобретение. Насколько мало ценилась в римском праве духовная деятельность сама по себе, видно уже из того, что в классическую эпоху, например, поэма, написанная на чужом писчем материале, или картина, нарисованная на чужой доске, принадлежала не поэту или художнику, а собственнику писчего материала или доски»[25]. В дореволюционной России исключительное право предоставляло юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания[26]. В современности исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности признано нормами международного права и зарубежного правопорядка. В настоящее время Российская Федерация является участницей многих международных договоров, которые регулируют отношения, связанные с использованием и защитой исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности.
Зарубежное законодательство, как отмечает исследователь гражданского права зарубежных стран В.В. Залесский[27], все активнее признает исключительное право в сфере интеллектуальной деятельности, но, по сравнению с российским законодательством, законодатель европейский раскрывает понятие исключительного права. Так, согласно Закону Великобритании 1988 г. об авторских правах, правах на модели (дизайны) и патенты[28] обладатель авторского права имеет исключительное право на изготовление копий произведения, их распространение и опубликование, осуществление постановки, показа или исполнения произведения для публики, изменение, адаптацию произведения или любые из перечисленных выше действий с измененным, адаптированным произведением (ст. 16). По законодательству ФРГ (Закон от 9 сентября 1965 г. об авторском праве и родственных правах[29]), автор художественного произведения имеет исключительное право на использование произведения в физической форме, в частности право на воспроизведение, распространение, публичный показ произведений искусства. Кроме того, автору предоставлено исключительное право воспроизводить свои произведения в нематериальной форме публично (право на публичное исполнение), в частности в форме доклада, исполнения, публичного показа. Итальянское законодательство (Закон от 22 апреля 1941 г. № 633 о защите авторских прав и прочих прав[30]; Закон от 18 августа 2000 г. № 248 о новых формах защиты[31]) наделяет автора исключительным правом на опубликование произведения, коммерческое использование произведения в любой форме и любым способом, оригинальным или производным. Предметом исключительного права на воспроизведение является прямое или опосредованное изготовление копий, временное или постоянное, всего произведения либо его части, любым способом и в любой форме, как путем ручного копирования, так и путем печати, литографии, гравировки, фотографирования, звуковоспроизведения, кинематографического воспроизведения или с использованием любого другого процесса воспроизведения. Объектом исключительного права на исполнение, представление или публичную декламацию музыкального, драматического, кинематографического или иного театрального произведения, произведения устного жанра является исполнение, представление или декламация этого произведения на возмездной либо безвозмездной основе. Не считается публичным исполнение произведения в кругу семьи, школе, институте, если оно не преследует цели извлечения прибыли. Исключительное право на распространение произведения подразумевает введение оригинального произведения или его копий в торговый оборот либо публичное распространение любым способом и по любому основанию. Наличие определения исключительного права в законодательстве Беларуси освещалось главой ранее. Согласно французскому законодательству (Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г.)[32] имущественное право авторов представляет собой исключительное право использования (представления, воспроизведения) произведения в любой форме и любым способом в целях извлечения прибыли.