Файл: Методы и технологии противодействия угрозам кадровой безопасности (Понятие и принципы безопасности компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Как правило, должно произойти два события, для того, чтобы компания озаботилась созданием или усовершенствованием работы службы собственной безопасности: в первом случае, это могут быть реальные угрозы, которые обнаружены относительно имущества или какого нибудь сотрудника компании, во втором – когда уже существующая служба безопасности обнаруживает какие либо изъян в собственной работе. Если в первом случае достаточно просто отреагировать на возникшую угрозу с тем, чтобы в дальнейшем повторять собственные наработки в этом направлении по принципу «реальная угроза – противодействие», то во втором – компания меняет свою стратегию коренным образом. Во первых, необходимо детальное изучение создавшегося положения. При чем, специалистами разных сфер – финансовая и информационная службы, психологи, маркетологи, специалисты безопасности и т.д. Меняет собственное поведение и менеджмент компании. То есть во втором случае необходимо проводить уеленаправленные системные преобразования. Этому сопутствует увеличение значимости службы безопасности и рост ее значения во всех сферах деятельности компании.

Системный подход к собственной безопасности – самый верный и, главное, эффективный путь для достижения конечной цели.

Именно учитывая огромную важность безопасности компании в сегоднешних условиях глобализации и ростущей конкуренции, при которой конкуренты могут использовать и нечестные пути, особенно важно подчеркнуть, что до настоящего времени общего отношения и подходя к безопасности компании не выработано. Не выработано даже единого определения понятия «безопасность компании». Если сказать более распространенно, до сих пор не сформирована научная теория, стратегия и методология безопасности, не определены инструменты ее достижения.

Сегодня безопасность определяется, как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[1]. Однако, принимая во внимание особую важность понятия и неразработанность данной тематики в научной литературе, считаем выбранную тему для курсовой работы весьма актуальной.

Объектом исследования была безопасность, как степень устойчивого развития компании.

Целью работы было изучение комплексного воздействия безопасности компании на сферы ее хозяйственной и финансовой деятельности.


Для достижения поставленной цели стало необходимым решить следующие связанные между собой задачи:

  • Дать определение понятию «безопасность»,
  • Изучить и классифицировать угрозы для развития компании,
  • Изучить и классифицировать инструменты и методы обеспечения безопасности компании,
  • Изучени безопасности по разным направлениям функционирования компании, особенно – по кадровой безопасности,

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Безопасность компании: системный подход

Понятие и принципы безопасности компании

Существует несколько определений безопасности компании. По первому из них безопасность компании - это такие условия, при которых никаких отрицательных последствий либо действие, либо бездействие по отношению к компании, за собой не повлечет.

Кроме того, есть определение для т.н. условий безопасности компании. Они определяются, как условия, при выполнении которых воздействие как внешних, так и внутренних отрицательных факторов, не влекут за собой негативных последствий для компании.

Еще по одному определению – системная безопасность компании это состояние системы, при котором компания защищена от рисков, исходящих от внутренних и внешних источников как для ее персонала, так и имущества.

Бывают определения, в которых безопасность компании формулируется авторами, как «защищенность». Однако другие придерживаются мнения, что защищенность лишь составная часть понятия «безопасность».

Кроме того, есть определения, в которых при определении понятия «безопасность» применяется понятие «риск». Считаем, что такое определение не совсем верно, т.к. риски бывают разными в разных условиях. Более приемлимым понятием мы считаем применение понятия «приемлимый риск» или «приемлимая безопасность».

В любом случае, безопасность компании это отсутствие недопустимых рисков, вдекущих за собой негативные последствия для персонала, имиджа или имущества компании.

Система безопасности компании строится, основываясь на принципах, которые сегодня приняты всеми, кто работает в этой сфере. Принципы следующие:


  1. Принцип предпочтения превентивных мер. Принцип означает, что компании предпочитают своевременно (т.е. до наступления рисков) выявлять предпосылки, влекущие за собой возникновение угроз для компании. Упреждающее выявление негативных сигналов, перманентный анализ состояния компании способствует недопущению реализации потенциальных угроз,
  2. Принцип законности. Устав и другие нормативные документы, разработанные в компании, должны быть в полном соответсвии с законами страны, ее правовых актов. То есть они не должны противоречить действующему законодательству и лишь гармонизировать с ним,
  3. Принцип комплексного использования ресурсов. Он распространяется на всех сотрудников и все подразделения компании, которые должны взаимодействовать друг с другом и выполнять свои собственные функции, принимая во внимание интересы компании и исходить из условий ее безопасности,
  4. Принцип координированности. Меры противодействия внутренним и внешним угрозам и рискам их появления должны предприниматься всеми подразделениями не по-отдельности, а вместе. Эти действия должны быть скоординированы либо уставом, либо специальным подразделением, либо лицами, которые специально работают в этой сфере, возможно назвать это «подразделением координирования действий по безопасности»,
  5. Принцип гласности и конспирации. С одной стороны, меры, предпринимаемые для безопасности компании, должны быть гласными, т.е. необходимо довести их до каждого работника компании; с другой стороны – существуют меры безопасности, о которых не должен знать ни один из сотрудников компании, для того, чтобы они действовали эффективнее. Конспирация обеспечивает конфеденциальность информации, а также ограничивает круг «посвященных» лиц, что облегчает идентификацию виновных, при утечке информации,
  6. Принцип компетентности. Безопасность невозможно обеспечить, не используя при этом квалифицированных специалистов. Сотудники системы безопасности компании должны быть только профессионалами в своей области. Таким образом, понятно, что информационной, финансовой, экономической, кадровой и прочими видами безопасности занимаются специалисты именно названных областей,
  7. Принцип целесообразности. Стоимость издержек, направленных на обеспечение безопасноти, должна окупаться. Если она превысит уровень экономической целесообразности, то теряется смысл работы в этом направлении,
  8. Принцип плановости. Деятельность по обеспечению безопасности компании должна разрабатываться вместе со стратегическими планами развития. Комплексный план развития должен быть основан на плане комплексного обеспечения безопасности и – наоборот. Одно не может существовать отдельно от другого,
  9. Принцип системности. Принцип подразумевает комплексное использование всех имеющихся у компании ресуросов - финансовых, кадровых, технических, технологических, человеческих, потенциальных и т.д.

Рассмотрим системную безопасность компании более подробно.

Система безопасности компании

Система безопасности компании состоит из элементов, которые принято называть подсистемами. Это безопасность таких отдельтных сфер существования компании, как:

  • Экономическая, которая подразумевает такую степень эффективности использования всех имеющихся видов ресурсов, которая и ликвидирует, и нейтрализует, и предотвращает риски наступления угрозы,
  • Техногенная, которая подразумевает предотвращение техногенных аварий, т.е. безоварийное функционирование техники и остальных устройств компании на стадиях проектирования, испытания, работы,
  • Экологическая, которая подразумевает защита сотрудников компании от вредного антропогенного влияния окружающей среды,
  • Информационная, которая подразумеваетзащиту информации компании как о персонале и контрагентах, так и хозяйственной или финансовой деятельности,
  • Психологическая, которая подразумевает спокойствие перпсонала и контрагентов компании оот психологического давления,
  • Физическая, которая подразумевает защиту жизни и здоровья сотрудников компании и ее контрагентов,
  • Научно-техническая, которая подразумевает защиту ценной научной или технической информации компании от шпионства.

Существует несколько базовых принципов, на которых основаны все работы, проводимые компанияом в направлении персонала в рамках создания организационной системы. Их разделяют и принимают все субъекты управления компанияом и этими принципами являются:

  • Персонал (кадры) компанияа, это ресурс, который может обеспечивать конкурентное преимущество компанияа на рынке, достижение передовых позиций, наконец - лидерства,
  • Для компанияа персонал является ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность, развитие и качество его услуг, при условии рационального его использования и повышения качества,
  • Управление человеческим ресурсом должно базироваться на таких методах управления, как социальный, психологический и экономический. При этом использование названных методов важно на любом уровне менеджмента,
  • Линейное руководства компанияа перераспределяет собственные полномочия персоналу своего подразделения, однако право окончательного принятия решения оставляет за собой,
  • Человеческий капитал рассматривается анком, как капитал, приобретенный на основании конкуренции на рынке труда, а средства, потраченные на его приобретение относит к инвестированным на долгий срок,
  • Человеческий ресурс (кадры) является носителем организационной культуры компанияа, определяющий его реноме, положительный имидж в обществе и создающий потенциал, который обеспечивает легкое узнавание организации (идентификацию), а также высокий уровень общественного доверия и положительного расположения в обществе, среди клиентов и контрагентов компанияа, в государстве и международном рынке,
  • Компания, являясь работодателем, является партнером своих служащих, т.к. у них единые цели и общие пути их достижения. Они определяются стратегией компанияа, которую он проводит при помощи своих служащих и единая политика, которую принимает и разделяет персонал и менеджеры. Партнерские отношения заключаются в следующем: компания обеспечивает удовлетворение социально-экономических и духовных нужд своих служащих, которые, со своей стороны, делают все, чтобы достичь общих с компанияом стратегических целей,
  • Компания, как работодатель, ориентируется на установку долгосрочных отношений с сотрудниками, чтобы предоставить им право реализации всех своих креативных и профессиональных возможностей, дает им новые знания и усовершенствует их квалификацию, дает сотрудникам возможность овладевания новыми компанияовскими профессиями, получая тем самым конкурентоспособных специалистов широкого профиля,
  • Менеджмент компанияа является составляющим элементом его корпоративной стратегии, поэтому персонал компанияа целиком принимает участие как в процессе его выработки, так и осуществления.

Стратегической целью кадровой стратегии компанияа определено качество персонала, которое позволяет достигать заранее намеченных результативных пунктов. Качество персонала определено как отдельные характеристики персонала, которые соответствуют заранее намеченым целям и определяют их достижение с минимальными издержками и максимальными результатами.

Кадровая деятельность играет центральную роль среди других инструментов экономической деятельности. Сферой ее регулирования является «человеческий капитал» предприятия, т.е. важнейшей частью собственного капитала фирмы. Однако необходимо выяснить, какое подразделение компании занимает важное место в работе с человеческим капиталом. Ответ однозначен – это отдел по менеджменту персонала. Некоторые считают, что кадровая работа по своей важности во многом превосходит другие сферы деятельсности компанияа.

Кадровый подбор делится на несколько важных этапов: 1) поиск персонала, 2) отбор персонала, 3) прием на работу, 4) интеграция, 5)увольнение.

На каждом из этих этапов возникает множество вопросительных знаков по безопасности компании, которые могут решить только менеджеры по кадрам. Любые действия менеджмента кадров либо усиливают, либо ослабляют организацию.

Как известно, существуют внешние и внутренние угрозы, отрицательно воздействующие на результаты работы компанияа. Первыми являются действия, которые не зависят от персонала предприятия, но несущие в себе ущерб как физическим, так моральным ценностям организации. Ко вторым – действия самого персонала, либо осознанное, либо нет.

К ним могут относиться:

  1. Слабо организованная система менеджмента по персоналу,
  2. Отсутствие, либо слабо развитое обучение персонала,
  3. Отсутствие системы мотивации,
  4. Ошибки, допущенные в планировании материальных и/или нематериальных ресурсов,
  5. Утечка высококвалифицарованных сотрудников,
  6. Отсутсвие организационной культуры и политики,
  7. Формальные проверки кандидатов на вакансию,
  8. Лучшие мотивации у конкурентов,
  9. Переманивание квалифицированных кадров конкурентами,
  10. Персонал с различными видами зависимости (алкоголизм, игра, наркомания, проч.).

К критериям безопасности по персоналу относятся:

  1. Численный состав, рост и ротация кадров,
  2. Их интеллектуальный потенциал,
  3. Число квалифицированных работников,
  4. Показатели эффективности использование интеллектуального потенциала работающего персонала,
  5. Показатели качества мотиваций для персонала компании.