Файл: Корпоративная культура в организации (Структура корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы корпоративной культуры
1.1 Сущность и соотношение корпоративной культуры и организационной культуры
1.2 Структура корпоративной культуры
1.3 Функция и типология корпоративной культуры
2 Анализ корпоративной культуры в ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организационная культура на предприятии ОАО «Мегафон»
Введение
Современному обществу присущ комплекс цивилизационных характеристик, которые делают необходимыми изменения подходов к управлению персоналом. Социокультурный анализ особенностей современного общества приводит к выводу о закономерном превращении корпоративной культуры из спонтанно складывающейся характеристики организации в инструмент целенаправленного управления персоналом. В связи с этим исследование корпоративной культуры становится очень актуальным.
В последние годы наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Обращение к этому явлению означает стремление руководителей компаний использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, увеличить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения. Этим обусловлена практическая значимость изучения корпоративной культуры. Однако достижение практических целей невозможно без методологического обоснования понятия корпоративная культура.
Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Корпоративная культура (иногда называемая организационная культура) состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации.
Изучение этого явления сталкивается с определенными трудностями. В отечественной науке до сих пор нет однозначного определения данного понятия, нет ясного понимания того, каков потенциал этого феномена, можно ли на него воздействовать и если да, то с помощью каких механизмов.
Цель курсовой работы раскрыть теоретические основы корпоративной культуры, рассмотреть значение корпоративной культуры для предприятия на примере «WIBER».
Для достижения цели поставлены задачи:
1) Раскрыть понятие и содержание корпоративной культуры.
2) Изучить функции и составляющие корпоративной культуры.
3) Определить значение корпоративной культуры в управлении предприятием.
Объектом исследования является область отношений, возникающих между работниками организаций в процессе совместной деятельности на примере «WIBER».
Предметом исследования является особая система ценностей и норм, существующая в организациях, поддерживаемая сотрудниками и оказывающая влияния на функционирование всей организационной структуры в целом.
В курсовой работе использована периодическая литература, учебники и учебные пособия. Теоретическая информация была получена из научных работ таких авторов как Журавлев П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. М. и других.
В соответствии с целью и задачами курсовая работа разделена на три главы.
В первой главе рассматриваются теоретические понятия корпоративной культуры, ее источники, составляющие, традиции и функции.
Во второй главе определено значение и эффективность корпоративной культуры в общей системе функционирования предприятия и в системе управления на примере «WIBER»..
В третьей главе предложены рекомендации по улучшению корпоративной культуры в компании «WIBERG».
1 Теоретические основы корпоративной культуры
1.1 Сущность и соотношение корпоративной культуры и организационной культуры
Из многочисленных источников, посвященных данной теме, выделяются два понятия: корпоративная и организационная культура. Причем в одних источниках этим терминам придается совершенно различное значение, в других – практически идентичное.
Классическая теория менеджмента под термином организация понимает, деловую организацию, а применительно к сфере бизнеса организационная культура получила своё второе, очень распространённое, название – «корпоративная культура». В литературе по вопросам управления персоналом часто используется термин «корпоративная культура». Можно сделать вывод о том, что понятия «корпоративная культура» и «организационная культура» четко не разграничены. Однако, само существование этих определений предполагает некоторое различение феноменологии стоящей за каждым из них.
Рассмотрим основные точки зрения на определение организационной и корпоративной культуры, представленные отечественными исследователями:
1. Организационная культура тождественна корпоративной культуре - В. В. Козлов, А. А.Козлова[1], А. В. Плотников[2], О. А. Родин[3], Э. А. Уткин[4], - и означает что, как и организационная, корпоративная культура описывается при помощи одинаковых терминов: «философия и идеология организации», «ценностные ориентации», «верования», «ожидания», «нормы», «базовые предположения», «артефакты». Авторы, придерживающиеся данной точки зрения, апеллируют к западным концепциям, в которых используются «corporate culture» и «organizational culture» как взаимозаменяемые. Идея соотношения общего (универсального) и частного (развитие конкретных черт) - организационная и корпоративная культура - также отражает данный подход и представлена в работах В. А. Спивака[5].
2. Количественный подход к разделению сфер употребления терминов через определение размеров организации встречается в работе О. А. Сайченко[6], где утверждается, что корпоративная культура свойственна большим торговым и производственным корпорациям (учитывается форма экономической и юридической структуры), организационная культура – признак средней или мелкой организации.
3. Отрицание термина «корпоративная культура» предложено О. К. Слинковой в силу его неоднозначности в российской науке. Слинкова считает, что употребление корпоративной культуры увеличивает разночтения, поэтому рекомендует использовать более «четкий, понятный и имеющий обобщающий характер термин – организационная культура»[7].
4. Организационная культура и корпоративная культура – самостоятельные феномены, различающиеся по способу возникновения и формирования (корпоративная культура специально проектируется, разрабатывается и внедряется руководством организации, а организационная культура складывается спонтанно как результат развития собственно организации). Данную позицию разделяют В. Л. Михельсон-Ткач, Е. Н. Скляр[8]. В рамках данного подхода вызывает интерес оригинальная концепция Э. А. Капитонова[9]: массовая культура является социокультурной средой возникновения, развития и функционирования корпоративной культуры - преемницы организационной культуры в постиндустриальную эпоху и отражает новые тенденции в сфере управления (ориентация на духовно направляемый менеджмент, командный потенциал работников, нематериальные ценности - мотивации, создание корпораций – сообществ).
Таким образом, можно сделать, вывод, что в настоящий момент не существует четкого разграничения между понятиями «организационная культура» и «корпоративная культура». Следует сказать, что на соотношение организационной и корпоративной культур имеется несколько точек зрения, которые существенно различаются.
Однако, современные исследователи, как правило, отождествляют корпоративную культуру с совокупностью ценностей, норм и форм поведения, убеждений.
Следовательно, корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Корпоративная культура представляет собой систему общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.[10]
Корпоративная культура – это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях.[11]
Из вышесказанного можно вывести собственное определение: корпоративная культура – это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому.
По моему мнению, корпоративная культура – это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Она активно влияет на поведение персонала организации, стиль руководства, удовлетворенность работников условиями труда, уровень взаимного сотрудничества, перспективы развития.
Общепринятого определения понятия «корпоративная культура» не существует, а вопросы практики управления и использования ее на промышленных предприятиях являются проблемными. Поиск ответов на них требует изучения понятийного аппарата категории «корпоративная культура». В литературе, по оценкам ряда исследователей, насчитывается более 250 ее определений.
Анализируя весь массив определений, можно столкнуться не только с проблемой толкования этой категории, связанной в основном с отсутствием единого подхода, но и с целым терминологическим диссонансом – множественностью синонимичных понятий, таких как «организационная культура», «предпринимательская культура», «деловая культура», «бизнес-культура», «корпоративная идентичность», «культура организации», зачастую подменяющих друг друга, незначительно различающихся и передающих один и тот же смысл.[12]
1.2 Структура корпоративной культуры
Корпоративная культура - это совокупность базовых представлений, ценностей и норм, присущих организации, формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей, приобретенных при решении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность, задающих ориентиры, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среде, формирующих чувство общей судьбы.[13]
Изучением корпоративной культуры занимаются такие исследователи как Э. Шейн, С. С. Фролов, В. А. Спивак, О. С. Виханский и др.
Т. Баландина рассматривает структуру корпоративной культуры и выделяет в ней такие блоки как: [14] философия фирмы, ценностно-нормативная культура, социально-психологическая культура, культура внутренних коммуникаций, культура внешней идентификации, событийная культура.
Социально-
психологическая культура:
— социально-
психологический климат;
— система стимулирования
и мотивирования работы
Ценностно-нормативная
культура:
— этические кодексы;
— этические памятки;
— этическая экспертиза;
— фирменные стандарты.
Философия организации:
— миссия;
— ценности;
— принципы работы фирмы.
Событийная культура:
— корпоративные мифы,
легенды, байки;
— обряды и праздники;
— традиции.
Культура внутренних
коммуникаций:
— собрания и совещания;
— информационные стенды;
— корпоративные издания.
Культура внешней
идентификации:
— фирменный цвет;
— товарный знак;
— слоган;
— логотип.
Рисунок 1 - Основные элементы корпоративной культуры, предложенные Т. Баландиной
Каждый из этих компонентов имеет свои элементы. Философия организации является основополагающим элементом корпоративной культуры, влияющим на все остальные, поэтому она расположена в центре.
Э. Шейн предложил схему иерархии уровней организационной культур.[15] Иерархия представлена на рисунке 2.
На первом уровне, в основе корпоративной культуры, лежат некоторые базовые представления о характере окружающего мира, реальности, времени, пространства, человеческой природы, человеческой активности, человеческих взаимоотношений. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру. Они находятся в сфере подсознательного и, недостаточно осознаются даже их носителями - членами организации.