Файл: Стандарты управления проектами (Понятие и виды проектов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Управление проектами принадлежит к самым современным направлениям в менеджменте, который вобрал в себя знания, методы и средства, инновационные технологии из разных отраслей науки и практики, в частности: финансы, управление качеством, управление рисками, договорами и персоналом, управления учебным процессом в высшей и средней общеобразовательной школах. Оно занимает особое место в комплексе мероприятий, реализуемых на современном этапе развития в рамках правительственных программ социально-экономического развития государства, направленных на осуществление реформ в экономике, социальном и государственном строительстве и образовании.

Последняя четверть XX в. ознаменовалась вхождением человечества в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального развития, что позволит перейти от экономики с преобладающим объемом производства низких технологических укладов к созданию и использованию технологий более высокого уровня.

Рыночные условия хозяйствования создают для большинства рыночных субъектов среду высокой конкуренции, которое требует от них способности формировать конкурентные преимущества, как в сфере производства товаров, так и в сфере их продвижение на рынок. Под влиянием растущей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на фирме (предприятии). Новые идеи и продукты, прогрессивные технологии и организационные решения все в большей степени определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабильность компании. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации и методики управленческой деятельности, что приводит к необходимости формирования и совершенствования специфических форм инновационной деятельности.

Казалось бы, уже давно все сказано об инновациях. Что это двигатель экономики XXI века, это самый важный показатель конкурентоспособности в эпоху глобализации, когда борьба на рынке идет не между отдельными бизнесами, а между целыми странами. Однако, само понятие остается неясным. Чаще всего термин «инновация» связывают с понятиями «изобретение» и «открытие». Однако обобщая инновации с изобретениями, не учитывают важный момент: инновация - это «нововведение, которое создано на основе научного исследования и реализовано на рынке». Получается, что открытие, не реализовано на рынке, уже не является инновацией, а всего лишь нововведением.


Целью данной работы является практический анализ управления проектами на современном предприятии.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. описать понятие и виды проектов;
  2. рассмотреть понятие проектного менеджмента его задачи, принципы, организацию деятельности;
  3. рассмотреть управление проектами и его значение в деятельности современного предприятия;
  4. исследовать проблемы управления проектами.

Объектом написания курсовой работы является компания «Рив Гош».

Предметом курсовой работы является анализ понятия проекта в теории и на практике.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Управление проектами и его значение в деятельности современного предприятия

1.1 Понятие и виды проектов

Управление проектами формируется как новая культура управленческой деятельности и побуждает к международному сотрудничеству стран мира с разной историей, развитием, традициями, экономикой и культурой. Именно это и предопределяет переосмысление организации и проведение подготовки будущих специалистов по международной экономике на основе проектной учебной деятельности [32, с.47].

Теоретическое осмысление содержания понятия «управление», научное раскрытие его специальных признаков, структуры, функциональных возможностей стало предметом исследования на рубеже XIX и начала ХХ века [20, с.70]. Общие основные положения феномена «управление» представлены в научных исканиях В. Маслова, Е. Березнякина. Различным аспектам проблемы управления проектами, раскрытию сущности его базовых понятий посвящены труды А. Матвеева, Д. Новикова, А. Готин, М. Светлова, Г. Светловой, А. Цветковой. Управление учебным процессом в высшей и средней общеобразовательной школе исследовали А. Бугаев, Б. Кобзарь, Г. Цеймистрова, Н. Фоменко. Публикации В. Бондаря раскрывают одну из важных функций управления - педагогический анализ. Проектирование, педагогическое проектирование, оптимальное использование метода проектов стало предметом исследования в работах В. Буркова, В. Гаспарського, Л. Гурьев, Д. Новикова, А. Тряпицына, М. Алексеева, В. Беспалько, С. Марковой, В. Монахова, Б. Пальчевский и других.


Как известно, каждый проект – это уникальное мероприятие, не поддающееся стандартизации[27]. Однако процессы управления проектами поддаются стандартизации и документы, которые формализуют эти процессы, получили название методологий управления проектами. Причем некоторые методологии управления проектами применимы для всех типов проектов в разных областях. Другие же, напротив, подходят только для управления конкретными типами проекта. Так, для сферы дорожного строительства наиболее подходящей будет одна проектная методология, в то время как для проекта по разработке программного обеспечения – другая. Рассмотрим ниже наиболее часто применяемые методологии управления проектами.

Проект – это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. Термин «проект» (от латинского «брошенный вперед») специалисты трактовали совсем недавно как чертежи, пояснительные записки и сметы, на основе которых можно построить самолет, сооружение или завод; или это текст, предшествующий документу - плану, договору, соглашению[1, с.56].

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации [27].

Проект включает в себя: замысел (задачу, проблему); средства решения (реализации); цели (результаты).

Основными признаками проекта являются: изменение состояния проекта для достижения его цели; ограниченность во времени; ограниченность ресурсов; неповторимость.

Проекты представляют собой все то, что способствует изменению окружающей обстановки, например к этой категории относятся:

- Строительство сооружений.

- Формирование новых организаций.

- Разработка и реализация проектов научно-исследовательской работы.

- Реконструкция предприятий.

- Сооружение корабля.

- Программа реализации проекта по внедрению новой техники и технологии.

- Создание киноленты.

- Реализация национальных проектов по развитию регионов и многое другое [10].

Классификация проектов может быть осуществлена по различным признакам (табл.1) [5, с. 208].

Таблица 1

Классификация проектов

Классификационный признак

Виды проектов

Цель и характер деятельности

Коммерческие и некоммерческие

Характер и сфера деятельности

Промышленные, организационные, экономические, социальные, исследовательские

Масштаб и размер проекта

Большие, средние, малые

Степень сложности

Простые, сложные, очень сложные

Состав и структура проекта

Монопроекты, мультипроекты, мегапроекты

Уровень альтернативности

Взаимоисключающие, альтернативные по капиталу, независимые, взаимовлияющие, взаимодополняющие

Длительность проекта

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные


Итак, рассмотрим сущность каждого из вида проектов:

1. В зависимости от цели проекта (получение прибыли или социального эффекта) различают коммерческие и некоммерческие проекты.

2. По характеру и сфере деятельности проекты каждый из видов проектов имеет общие признаки. Это точно очерчены и сформулированы цели, последовательное их исследования, уникальность, условия ограниченности, координированное использование взаимосвязанных действий и тому подобное.

3. По масштабу и размеру проекта:

- Малые проекты - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на промышленных предприятиях, включая конструкторскую, технологическую и организационно-экономическую подготовку производства, изготовление опытно-промышленных образцов новой продукции, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства [14].

- Средние проекты включают работы по проектированию и строительству предприятий, освоения и обустройства небольших месторождений полезных ископаемых (нефтяных, газовых, угольных), если их проектирование ведется на основе типовых проектных решений, а строительство осуществляется комплектно-блочным методом.

- Большие проекты выполняются по целевым народнохозяйственным программам и содержат в себе много мультипроекты, объединенных общей целью, используемыми ресурсами и единым планом-графиком разработки и реализации [30].

4. По степени сложности различают проекты простые, сложные и очень сложные.

5. Монопроект представляет собой отдельный проект различного масштаба, вида и типа. Мультипроект - комплексный, он включает в свой состав несколько монопроектов. И, наконец, мегапроект представляет собой целевую программу развития отраслей, регионов. В его состав входит несколько моно- и мультипроектов.

6. По уровню альтернативности различают:

- взаимоисключающие (альтернативные) проекты - это проекты, которые осуществляются, если невозможным является осуществление других проектов;

- альтернативные по капиталу - проекты, которые осуществляются в том случае, когда каждый из них не может быть совершенным без использования финансовых средств, необходимых для осуществления других проектов;

- независимые проекты - проекты, которые осуществляются в том случае, когда результаты реализации одного не влияют на результаты реализации других, и любая информация о параметрах друга не изменяет информацию о результатах других;

- взаимовлияющие - проекты, которые осуществляются в том случае, если при их совместной реализации возникают вспомогательные положительные или отрицательные эффекты, но не выявляются при реализации каждого из проектов в отдельности;


- взаимодополняющие - это проекты, которые осуществляются в том случае, если в силу каких-либо причин они могут быть приняты или отвергнуты только одновременно.

7. По продолжительности проекта или по срокам реализации различают: краткосрочные проекты (до 3 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет) [2, с.123-125].

Со многими обстоятельствами связана сложность проекта – необходимость высокого качества его исполнения, ограниченность различных ресурсов и др. Можно выделить следующие элементы: проектную документацию; производственные помещения; производственные объекты; технологию работ и производства; технологическое оборудование; услуги, работы, продукт, которые производятся [5].

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Проект очень часто путают с программой, то есть координированным управлением группой проектов внутри одной организации. Управление сразу несколькими проектами скоординировано для того, чтобы получить выгоду, которую нельзя получить от отдельного управления каждым из них. Программы обычно сочетают элементы проектов и операций. Например, разработка веб-сайта является проектом, тогда как поддержка его в течение длительного времени — это операционная деятельность.

Программы могут также включать повторяющиеся или циклические работы, например издание журнала: периодическое издание само по себе является непрерывным процессом, тогда как подготовка отдельного номера — это проект[7, с. 7].

Таким образом, проект – это комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, связанных ресурсам, исполнителям и срокам, соответственно оформленных и направленных на изменение объекта управления, обеспечивает эффективность решения основных задач и достижения соответствующих целей за определенный период. Конечными целями проектов является создание и освоение новой техники, технологии и материалов, способствует выходу отечественной продукции на мировой уровень.