Файл: Американская модель менеджмента (Основатели американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Стратегический менеджмент

Современная американская модель менеджмента настроена на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация, возникшую еще в начале 19 века. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие начало использоваться в 60-70х г. А в 80е г. охватило практически все   американские   корпорации.


Стратегический менеджмент -  обоснование   и   выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

 
Слово «стратегия» (от греч.strategos) - «искусство  генерала». В общем виде стратегия-это способ использования средств  и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели.


Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким  образом, что корпорация получает единое направление действий.  Появление   новых целей, требует поиска и выработки новых стратегий. 
 Содержание стратегического управления заключается, во первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы над конкурентами, и во вторых, в осуществлении управления в реальном  масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные

планы,   подлежащие реализации на практике.

 
            Концепция стратегического управления основана на системном и  ситуационном подходе к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и другое) среды.

 
           Стратегическое управление требует создания организационной  стратегической структуры, в состав которой входит отдел   стратегического   развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные   центры. Каждый СХЦ объединяет несколько производственных   подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую      идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов.
            Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение  имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за  своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт,    формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно  генеральный  директор  или  хозяин  фирмы,


Которому могут помогать  референты.

В  противном  случае  ему  придется  в конце  концов  уступить место  другому  лицу,  фактически  выполняющему  данные  функции.

 
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

  1. определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;
  2. определение средств достижение этих целей; 
  3. сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; 
  4. разработка соответствующих перспективных планов и программ. 

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей и средств ее достижения. Директор малого предприятия   и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их  за  разными  другими сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны   особые   средства   и   методы   управления,   навыки  и  приемы. 
Для того, чтобы наиболее правильно выбрать стратегию для корпорации необходимо учесть следующие ее составляющие: 

  • Маркетинг;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • Производство;
  • Финансы;
  • Работа с персоналом, также уровень менеджмента на предприятии. 

Следует отметить, что знание перечня функциональных областей обеспечивает руководство фирмы еще и полезным инструментом по претворению в жизнь намеченных стратегических изменений. 
Стратегическое управление выполняет функцию целеполагание в  системе управления предприятием. Эта подсистема управления вырабатывает цели организации и критерии их достижения.

Предприятие без стратегии - это набор активов,  отягощенных обязательствами. Наличие стратегии создает "силовое поле", в котором движение каждого "элемента"    организационной структуры приобретает направленность и смысл. 
Пирамида планирования в стратегическом менеджменте - это миссия  фирмы, стратегические цели, задачи и конкретные задания. 
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление  целей  развития  и  средств  их  достижения  определяет задачи  всех  видов  менеджмента.


2.2. Пратисипативное управление, форма привлечения рабочих

Управление, которое основывается на принципе участия, называют партисипативным. Можно сказать, что такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде. 
 

Выгода в этом такова:

  1. Каждый из участников организации возможность на более углубленное понимание сути своей организации, также знание различных сторон ее жизни. Участник получает более обширную и объективную информацию о её деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается. 
  2. Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе управления приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации. 
  3. Более того, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих задач в будущем. 
  4. Партисипативное управление объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению. 


В 60е г. 20 в. все настойчивее стали требования работников    корпораций  по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд  организаций не достигает своих целей по причине игнорирования             противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием  сложившегося положения было появление доктрины «производственной  демократии», связанной с    вовлечением в  управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и   потребителей товаров и услуг, посредников и т.д. То есть внешней по отношению к  предприятию среды.  Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении. 
            Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой  деятельности. Вторая революция характеризуется появлением  менеджеров,  то есть людей особой профессии. «Производственная демократия» стала рассматриваться как форма  соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. 
            Идейные авторы «производственной демократии» считаются социологи Дж.Коула и А.Горца, которые предлагали управление             корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочим составом. Благодаря участию в работе этих советов,  рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по  промышленности.  Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих   подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого  потенциала организации. 



            Партисипативное управление предполагает расширение привлечения  работников к управлению по следующим направлениям:

  • предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
  • привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой  информации для принятия решения, определение приемов и способов   выполнения принятого решения, организация работ и т. п.
  • предоставление работникам права контроля за качеством и количеством             выполненной ими работы; 
  • участие работников в совершенствовании деятельности как в целом             всей организации, так и отдельных ее подразделений;
  • предоставление работникам права создавать рабочие группы по             интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного       выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: 

1.Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха. 

2.Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих. 

3.Разработка систем участия в прибыли. 
4.Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций. 


2.3.Современный американский менеджмент

На сегодняшний день американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие охватило практически все    американские    корпорации.


  Изучение американской модели менеджмента представляет большой интерес в других странах. Именно в США впервые сформировалась наука и практика         менеджмента.        Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы менеджмента, основателем которой является Анри Файоль. При этом  Л.Гьюлик и Л.Урвик сделали много для популяризации   основных положений классической школы. Эта школа оказала   значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. 


  Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30е г. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между сотрудниками и предпринимателями. 
   Современная американская модель менеджмента базируется на трех исторических предпосылках:


  1. Наличие рынка.
  2. Индустриальный способ организации производства.
  3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Также Американский экономист Роберт Хейлбронерь указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов обществнствннности.

Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход    имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому.      Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с    помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. 
   Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские    способности, а не на знания специалиста. 


Если говорить о годах 90х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому-осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не случайно в данном учебнике об основах управления появились самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении высокой производительности посредством синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе.


            Однако, параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, это усиление внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30е годы и настойчиво развиваемая теоретиками 50-60х годов, в практике американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло. 
            Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского. Но на сегодняшний день демократизация управления, участие в управлении-это своеобразная реальность.