Файл: Американская модель менеджмента (Основатели американской модели менеджмента).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 8
2.1. Стратегический менеджмент
Современная американская модель менеджмента настроена на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация, возникшую еще в начале 19 века. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие начало использоваться в 60-70х г. А в 80е г. охватило практически все американские корпорации.
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Слово «стратегия» (от греч.strategos) - «искусство генерала». В общем виде стратегия-это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели.
Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, требует поиска и выработки новых стратегий.
Содержание стратегического управления заключается, во первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы над конкурентами, и во вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные
планы, подлежащие реализации на практике.
Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходе к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и другое) среды.
Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры. Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов.
Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы,
Которому могут помогать референты.
В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
- определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
- определение средств достижение этих целей;
- сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
- разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными другими сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Для того, чтобы наиболее правильно выбрать стратегию для корпорации необходимо учесть следующие ее составляющие:
- Маркетинг;
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- Производство;
- Финансы;
- Работа с персоналом, также уровень менеджмента на предприятии.
Следует отметить, что знание перечня функциональных областей обеспечивает руководство фирмы еще и полезным инструментом по претворению в жизнь намеченных стратегических изменений.
Стратегическое управление выполняет функцию целеполагание в системе управления предприятием. Эта подсистема управления вырабатывает цели организации и критерии их достижения.
Предприятие без стратегии - это набор активов, отягощенных обязательствами. Наличие стратегии создает "силовое поле", в котором движение каждого "элемента" организационной структуры приобретает направленность и смысл.
Пирамида планирования в стратегическом менеджменте - это миссия фирмы, стратегические цели, задачи и конкретные задания.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
2.2. Пратисипативное управление, форма привлечения рабочих
Управление, которое основывается на принципе участия, называют партисипативным. Можно сказать, что такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде.
Выгода в этом такова:
- Каждый из участников организации возможность на более углубленное понимание сути своей организации, также знание различных сторон ее жизни. Участник получает более обширную и объективную информацию о её деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.
- Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе управления приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.
- Более того, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих задач в будущем.
- Партисипативное управление объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.
В 60е г. 20 в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии», связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д. То есть внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.
Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, то есть людей особой профессии. «Производственная демократия» стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Идейные авторы «производственной демократии» считаются социологи Дж.Коула и А.Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочим составом. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
- предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
- привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.
- предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
- участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
- предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1.Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
2.Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
3.Разработка систем участия в прибыли.
4.Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
2.3.Современный американский менеджмент
На сегодняшний день американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие охватило практически все американские корпорации.
Изучение американской модели менеджмента представляет большой интерес в других странах. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы менеджмента, основателем которой является Анри Файоль. При этом Л.Гьюлик и Л.Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Эта школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30е г. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между сотрудниками и предпринимателями.
Современная американская модель менеджмента базируется на трех исторических предпосылках:
- Наличие рынка.
- Индустриальный способ организации производства.
- Корпорация как основная форма предпринимательства.
Также Американский экономист Роберт Хейлбронерь указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов обществнствннности.
Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Если говорить о годах 90х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому-осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не случайно в данном учебнике об основах управления появились самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении высокой производительности посредством синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе.
Однако, параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, это усиление внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30е годы и настойчиво развиваемая теоретиками 50-60х годов, в практике американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло.
Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского. Но на сегодняшний день демократизация управления, участие в управлении-это своеобразная реальность.