Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Движение библиотечного фонда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для разработки информационной системы будет использован объектно-ориентированный подход, поскольку он позволяет осуществлять конструирование из компонентов, обладающих простыми инструментами, что дает возможность абстрагироваться от деталей реализации. Использование локализации программного кода и данных улучшает наглядность и удобство сопровождения программного обеспечения.

В качестве языка программирования был выбран язык программирования С++, который обладает следующими преимуществами:

  • большей безопасностью по сравнению с другими языками;
  • возможностью писать обобщенный код с помощью шаблонов;
  • возможностью использования объектно-ориентированного подхода;
  • управления ресурсами с помощью RAII;
  • упрощение программного кода за счет перегрузки функций и операторов;
  • более простой обработки ошибок за счет исключений [10].

Рассмотрим существующие среды программирования, которые поддерживают язык программирования c++. Среда программирования «Visual Studio 2015» является одной из старейших продуктов для создания программных продуктов с графическим интерфейсом. Возможность добавления сторонних плагинов способствует расширению функциональности среды программирования до кроссплатформенного состояния. К недостатком этой среды можно отнести то, что разработчик должен обладать опытом создания приложений, для работы с этой средой.

Среда программирования «IntelliJ IDEA» позволяет осуществить разработку программных продуктов на множестве популярных языков программирования. Но у системы существует существенный недостаток производительности в процессе компиляции, перекомпиляции и тестирования.

Платформа для разработки графических приложений «Appcelerator Titanium» предоставляет возможность быстрого создания приложений для всех устройств. Но в среде существует недостаток в виде генерации ошибок в коде, искусственных ограничений и низкого качества пользовательской документации [5].

Мощной платформой для разработки приложений, которая позволяет создавать приложения на языке программирования с++, является платформа «Netbeans». Однако, платформа обладает низким показателем быстродействия и ограничением функциональности некоторых плагинов [8].

На основании рассмотренных сред программирования, поддерживающих язык с++, был сделан вывод о том, что наиболее надежной средой программирования будет являться среда «MS Visual Studio».

Для создания отчетных форм будет использован программный продукт «DesignFR», которое позволяет просматривать и редактировать файлы отчетов.


Проектируемая система должна функционировать в среде операционной системы Windows 10, поскольку эта операционная система используется для работы сотрудников организации.

Проектная часть

  1. Информационная модель и её описание

Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе [2]. Рассмотрим информационную модель предметной области. Информационная модель представлена на рисунке 6.

Рисунок 7. Информационная модель

  1. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

Входным документом задачи является накладная, в которой содержатся данные о поступлении книг:

  1. Название книги.
  2. ФИО автора книги.
  3. Издательство.
  4. Год издания.
  5. Количество страниц.
  6. Поставщик.
  7. Количество экземпляров каждой книги.

Образец накладной представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Образец накладной

Каждая накладная содержит от 30 до 300 строк, объем документов составляет до 50 000 символов. Частота возникновения документа до 100 ежемесячно.

В проектируемой информационной системе должны присутствовать следующие справочники:

  1. Библиотекарь.
  2. Читатель.
  3. Книга.

Характеристика справочников представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика справочников

Характеристика

Библиотекарь

Читатель

Книга

Ответственный за ведение

Библиотекарь

Объем справочника в записях

100

100 000

100 000

Частота актуализации

Раз в квартал

Ежедневно

Раз в месяц

Объем актуализации

5%

Реквизитный состав

Фамилия

Фамилия

Название

Имя

Автор

Имя

Отчество

Издательство

Дата рождения

Год издания

Отчество

Адрес регистрации

Паспортные данные

Шифр книги


  1. Характеристика результатной информации

Результатной информацией являются отчет по наличию книг в библиотеке и отчет по просроченным срокам возврата книг. Отчеты формируется ежемесячно для оценки работы библиотеки. Результативная информация хранится в следующих таблицах базы данных:

  1. Книга.
  2. Возврат книг.
  3. Выдача книг.
  4. Читатель

Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика таблиц с результативной информацией

Наименование таблицы

Наименование поля

Книга

Название

Возврат книг

Дата возврата

Выдача книг

Дата выдачи книг

Читатель

Фамилия

Имя

Отчество

Телефон

  1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций:

  1. Функции, реализующие служебные функции.
  2. Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных [9].

Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся:

  1. Редактирование справочников.
  2. Ввод данных.

К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся:

  1. Формирование отчетов.

Дерево функций представлено на рисунке 9 [7].

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы [3].

Рисунок 9. Дерево функций системы


Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 10.

Рисунок 10. Сценарий диалога

  1. Характеристика базы данных

Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц [6]. Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 11.

Рисунок 11. ER-модель

Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика базы данных

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Справочник «Библиотекарь»

ID_библиотекаря

ID_epml

Счетчик

5

Ключевое поле

Фамилия

Lname_empl

Текст

30

Имя

Fname_empl

Текст

30

Отчество

Mname_empl

Текст

30

Справочник «Читатель»

ID_читателя

ID_read

Счетчик

5

Ключевое поле

ФИО

FIO

Текст

100

Паспортные данные

Pasp

Текст

300

Адрес

Addr

Текст

100

Номер телефона

Tel

Текст

10

Дата рождения

BDate

Дата

8

Дата регистрации

RDate

Дата

8

Справочник «Книга»

ID_книги

ID_book

Счетчик

5

Ключевое поле

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Название

Naim

Текст

300

Авторы

Auth

Текст

100

Издательство

Izd

Текст

100

Год издания

DIzd

Дата

8

Шифр книги

Code

Число

10

Выдача книг

ID_выдачи

ID_vid

Счетчик

5

Ключевое поле

Дата выдач

DateVid

Дата

8

Возврат книг

ID_возврата

ID_vozv

Счетчик

5

Ключевое поле

Дата возврата

DateVozv

Дата

8

Читательский билет

ID_билета

ID_bil

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

Num_bil

Число

10

Дата выдачи

Date_bil

Дата

8

Акт списания

ID_акта

ID_acts

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

Num_acts

Число

10

Дата

Date_acts

Дата

8

Причина

Pr_acts

Текст

100

Акт расхождения

ID_акта

ID_actr

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

Num_actr

Число

10

Дата

Date_actr

Дата

8

Количество

Kol_actr

Текст

100

Накладная

ID_накладной

ID_nakl

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

NNakl

Число

10

Дата

DNakl

Дата

8

Количество

KNakl

Число

10

Контрагент

KontrNakl

Текст

100


  1. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

Структурная схема пакета программных модулей состоит из модулей следующих классов:

  1. Модули, выполняющие служебные функции.
  2. Управляющие модули, осуществляющие загрузку меню и передачу управления другому модулю.
  3. Модули, связанные с хранением, обработкой и выдачей информации.

Описание функций модулей позволяет структурировать файлы информационной системы, обеспечить надежность системы и удобство при сопровождении системы [4].

Описание функций модулей представлено в таблице 6.

Таблица 6

Описание функций модулей

№ п/п

Наименование модуля

Функции модуля

1

Глобальный модуль

Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые необходимо выполнить при запуске системы

2

Модуль справочника

«Библиотекарь»

Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы справочника

3

Модуль справочника

«Читатель»

Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы справочника

4

Модуль справочника

«Книга»

Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы справочника

5

Модуль документа

Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы документа

Модель дерева вызова программных модулей представлено на рисунке 12.

Рисунок 12. Дерево вызова программных модулей

2. Описание программных модулей

На рисунках 13 - 15 представлен алгоритм формирования отчета по наличию книг в библиотеке. Работа модуля начинается с появления диалогового окна, в котором пользователь вводит параметры отчета: дату начала формирования отчета и дату окончания. Затем модуль осуществляет расчет остатка книг: суммируются данные о поступлении книг до даты начала формирования отчета по всем книгам фонда. Затем суммируются данные о выдаче каждой книги до даты начала формирования отчета. Из суммы прихода вычитается сумма выдачи. Полученные данные по каждой книге вводятся в графу отчета «Остаток на начало периода».