Файл: Виды юридических лиц (Понятие и признаки юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что законодательство РФ не содержит легально закрепленного понятия «организационно-правовая форма юридических лиц». Если исходить из самого термина, то речь идет о предусмотренной в законодательстве форме организации того или иного юридического лица.[17] В литературе можно встретить различные определения организационно-правовой формы юридических лиц. Так, по мнению С.Э. Жилинского, «организационно-правовая форма концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов».[18] О.М. Олейник считает, что организационно-правовая форма — «это совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами».[19]

Таким образом, организационно-правовая форма юридического лица - это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

В теории гражданского права существуют различные классификации юридических лиц. Одной из самых распространенных является деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Ранее эта классификация (до 1 сентября 2014 г.) являлась единственной легально закрепленной и содержалась в ст. 50 ГК РФ. Но и она, с принятием ФЗ № 99 от 05.05.2014, подверглась многочисленным изменениям.

Критерием деления организационно-правовых форм юридических лиц на коммерческие и некоммерческие является цель создания. Основной целью создания коммерческих организаций является извлечение прибыли. К коммерческим относятся:

- хозяйственные товарищества (полное и товарищество на вере);

- хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества),

- крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

С принятием изменений в ГК РФ были упразднены такие формы, как общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество. Исключение данных организационно-правовых форм коммерческих организаций из гражданского законодательства РФ видится обоснованным, поскольку общество с дополнительной ответственностью не получило широкого распространения, а закрытое акционерное общество по своей сути дублировало общество с ограниченной ответственностью.


Еще одной новеллой правового регулирования юридических лиц является введение деления обществ на публичные и непубличные. Ст. 66.3 ГК РФ установлено, что публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются. Таким образом, акционерные общества, ранее зарегистрированные в виде открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО), должны пройти перерегистрацию. С 1 сентября 2014 г. наименование акционерного общества должно содержать указание на то, что оно является публичным или непубличным акционерным обществом (ПАО или НАО).[20]

Ранее действующее законодательство РФ закрепляло единственное правило — некоммерческие организации не имеют в качестве своей основной цели извлечение прибыли, а также ее распределение между своими участниками. Ныне действующее законодательство также придерживается данной концепции, однако понятие «извлечение прибыли» подменяется на «деятельность, приносящая доход». Согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Исключение составляют казенные и частные учреждения, не имеющие право осуществлять деятельность, приносящую доход. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество. Можно предположить, что на практике будет достаточно проблематично определить достаточность имущества. Однако законодатель подчеркивает, что имущество некоммерческой организации рыночной стоимостью должно быть не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Как известно, минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 рублей (п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ООО»)[21].

Цели некоммерческих организаций определены в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[22] (далее - Закон о некоммерческих организациях). П. 3 ст. 50 ГК РФ закреплен перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций (см. схему в приложение 1).

Следует отметить, что ранее действующее законодательство не предусматривало положения, что перечень предусмотренных законодательством некоммерческих организационно-правовых форм является исчерпывающим, т. е. отдельные виды некоммерческих организаций могли быть предусмотрены отдельными, специальными федеральными законами. Сейчас же они могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены действующим ГК РФ. Перечень некоммерческих организаций с принятием изменений существенно расширился по сравнению с положениями ранее действующей редакцией ГК РФ.


Согласно п. 4 ст. 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. По данному вопросу Пленум Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 25 от 23.06.2015 дает следующее разъяснение: «нормы Жилищного кодекса РФ о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 г. и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости». [23]

2.2 Корпоративные и унитарные юридические лица

Вторым критерием, легально закрепленным в ГК РФ и внесенным Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ является деление их на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации (учреждения). Предусмотренное ГК РФ деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций и некоммерческих корпораций.

Так, согласно ст. 65.1 ГК РФ, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Так, из коммерческих юридических лиц к корпоративным относятся все, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (казенных предприятий), в частности: хозяйственные товарищества (полные товарищества и на вере); хозяйственные общества (ООО и АО), крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Из некоммерческих форм юридических лиц корпорациями считаются: потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. К унитарным законом отнесены: фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.


Как отмечает С. А. Денисов, деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации представляет собой последовательную реализацию Концепции развития гражданского законодательства[24] в части необходимости урегулирования в ГК РФ в общем и единообразном виде структуры управления и компетенции органов корпораций, а также определенных внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, определение условий выхода или исключения участников из корпорации и пр.).[25]

В российском дореволюционном праве юридические лица также классифицировались на корпорации и учреждения, исходя из природы связи между участниками. Признавая эту классификацию в целом верной с доктринальной точки зрения, И. Шиткина, однако, замечает: «...вряд ли для иных целей, кроме научной классификации, которая могла бы быть осуществлена на уровне доктрины, кому-то понадобится, например, выявлять права и обязанности, присущие одновременно и публичному акционерному обществу, и... гаражному кооперативу».[26]

По мнению В. А. Болдырева, «...стремление установить общие правила регулирования гражданских отношений различного типа волевым решением способно привести к ухудшению качества законодательства... введение в объективное право деления юридических лиц на корпорации и унитарные организации является перспективным решением в том смысле, что образует новое пространство для дальнейшей системной законотворческой деятельности, является работой законодателя на обозримое будущее. Такое деление неизбежно повлечет возникновение целого ряда вопросов и сложностей в практике судов и деятельности административных органов в ближайшее время после его узаконения, особенно на стыке действия с нормами о признании недействительными решений собраний».[27]

К числу недостатков классификации данный автор относит невозможность «глубокой» унификации правового регулирования различных организационно-правовых форм, отнесенных к одной группе; нерешенность вопроса о порядке оспаривания решений органов управления в унитарных организациях; а также перспективу вытеснения из предмета гражданско-правового регулирования отношений, связанных с функционированием унитарных организаций.[28]

А. Б. Золотарева, А. В. Киреева отмечают: «Деление организаций на корпоративные и унитарные лишено не только практического смысла, но и логических оснований. П. 1 ст. 65.1 новой редакции ГК РФ определяет корпорации как «юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Эта норма не может использоваться для разграничения организаций на корпоративные и унитарные. Во-первых, потому, что она не всегда соблюдается в отношении корпораций. Например, согласно п. 2 ст. 88 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. Высшим органом управления такого общества будет не общее собрание участников, а единственный учредитель (так же как, например, в такой унитарной организации, как ГУП). С другой стороны, норма п. 1 ст. 65.3 ГК РФ может соблюдаться в отношении унитарных организаций более чем с одним учредителем. Ведь учредители таких некоммерческих унитарных организаций, как фонды, автономные некоммерческие организации и религиозные организации просто не могут реализовывать свои права на участие в управлении иначе как посредством общего собрания или «иного представительного (коллегиального) органа, определяемого их уставами в соответствии с законом».[29]


По мнению данных авторов, проведенный анализ приводит к выводу об отсутствии достаточных логических оснований для деления юридических лиц на корпоративные и унитарные. Большинство указанных в ГК РФ различий в статусе корпоративных и унитарных организаций являются иллюзорными, а единственное реальное отличие в их статусе (а именно — невозможность признания несостоявшейся реорганизации унитарных юридических лиц), на наш взгляд, необоснованно и должно быть устранено.[30] Действительно, деление юридических лиц на корпоративные и унитарные составляет большой интерес для науки гражданского права, а в правоприменительной деятельности в будущем можно прогнозировать возникновение коллизий и пробелов.

Таким образом, в данной главе установлено, что в основе деления юридических лиц на виды лежит понятие организационно-правовой формы - предусмотренной в законодательстве форме организации того или иного юридического лица. Одной из самых распространенных является деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (в зависимости от наличия или отсутствия такой цели деятельности, как получение прибыли). Данные юридические лица в свою очередь делятся на публичные и непубличные (в зависимости от размещения и обращения акций).

Также юридические лица в зависимости от роли и прав учредителей делятся на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации (учреждения).

Заключение

Завершая исследование, следует отметить, что тенденция законотворческой деятельности к постоянному реформированию отдельных норм гражданского права, касающихся юридических лиц, служит причиной появления их разнообразных классификаций.

Одной из самых распространенных классификаций является деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. До 1 сентября 2014 г. эта классификация являлась единственной легально закрепленной и содержалась в ст. 50 ГК РФ. Критерием деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие является цель создания. Основной целью создания коммерческих организаций является извлечение прибыли. В частности, к коммерческим относятся: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Также по критерию публичности юридические лица делятся на публичные и непубличные (в зависимости от размещения и обращения акций). Так, публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются или обращаются.