Файл: Понятие хозяйственного учета, его виды, учетные измерители (Общее понятие о хозяйственном учёте).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
Говоря о статистическом учете необходимо отметить, что применяют свыше 50 различного рода классификаций, среди которых принято выделять:
- общероссийские классификаторы, которые входят в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
- международные стандартные классификации всех видов экономической деятельности, продукции и услуг и т.д.;
- международные классификаторы занятости, валют, стран мира и т.п.
Наряду с этим очень важное значение имеет применение в статистическом учете всевозможных статистических стандартов, в числе которых руководства по вычислению статистических показателей, их наборы для характеристики социально-экономических процессов, формы гос. статистического наблюдения и т.д.
Особую роль в условиях рыночной экономики играет такой международный статистический стандарт, как система национальных счетов ООН. Он представляющая собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, которые характеризуют наличие и использование ресурсов в общественном воспроизводстве на соответственных счетах общенационального счетоводства. В увязке с этой системой должна быть организована вся статистика, а также статистика гос. финансов и платежного баланса в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. Вышеуказанные требования выполняются в ходе гос. Программы, в соответствии с которой происходит перевод российской статистики на общепринятую практику статистического учета. Организатором статистического наблюдения является Государственный комитет РФ по статистике. В этих целях азрабатываются и утверждаются ежегодные программы статистических работ, определяются формы гос. статистического наблюдения и порядок обеспечения статистической информацией различных категорий пользователей. Для обеспечения надежности расчетов все больше используются широко применяемые в мировой практике статистические регистры и экономические переписи, а также современные математические методы и информационные технологии.
1.2.2 Оперативный учёт
До средних веков неизвестен сложившийся оперативный учёт. В древности распространен был так называемый инвентарный пересчет товарно-материальных ценностей, которые поступили в собственность кого-либо, например купца в результате сделки, которая была заключена.
Данная традиция прослеживается в рамках так называемой фишечной учётной системы (англ. token accounting system), которая применялась на Ближнем Востоке за период с 8000 до 5000 лет назад. Бухгалтерское дело итальянских республик позднего средневековья по старой итальянской форме, основанной на применении двойной записи, уже требовало от счетовода учитывать широкий спектр фактов хозяйственной жизни. От итальянского монаха-францисканца Луки Пачоли, популяризатора венецианской системы организации учёта (ит. scrittura alia veneziana), можно узнать, что оперативный учёт в ту пору не отделялся от инвентарного. В своем «Трактате о счетах и записях» (Tractatus de computis et scripturis, 1494) фра Пачоли рекомендует торговцу:
«Сначала купец должен составить подробно свой Инвентарь, т. е. вписать на отдельные листы или в отдельную книгу все, что, по его мнению, принадлежит ему в этом мире как в движимом, так и в недвижимом имуществе. Он начинает всегда с таких вещей, которые более ценны и которые легко утрачиваются, как-то: наличные деньги, драгоценности, серебряные изделия и пр. Недвижимое же имущество (например, дома, поля, лагуны, долины, пруды и пр.) не может быть утрачено как движимое. Все прочее имущество нужно записать последовательно в Инвентарь, обозначив в нем предварительно год и число, а также место составления и своё имя. Весь Инвентарь должен быть составлен к одному времени, иначе могут встретиться затруднения в будущем, при ведении торговли».
Условия для обособления оперативного учёта от инвентарного сложились лишь в тот момент, когда усложнение технологических процессов на производстве в начале XX в. привело к бурному развитию нормативного учёта затрат, калькулирования себестоимости и, как следствие, к появлению управленческого учёта.
Как самостоятельная форма хозяйственного учёта оперативно-технический учёт впервые возник в СССР при попытках советских экономистов разработать принципиально новый метод управления издержками, коренным образом отличающийся от системы стандарт-кост, которая практиковалась в англосаксонских странах. Это был нормативный учёт, изначально, с конца 1920-х гг. по 1938 г., применявшийся в массовом машиностроении в виде подетально-операционного метода калькулирования. В таковом значении оперативный учёт указан в решениях XVI конференции ВКП(б) (1929 г.), когда было поставлено требование «установления единства бухгалтерского, оперативного и статистического учёта». В последующий советский период оперативный учёт охватывал регистрацию событий в хозяйственной жизни предприятий.
Оперативный учёт продолжает существовать и сегодня, и достаточно успешно. По мере компьютеризации бизнеса и банковского дела значение данного направления лишь возрастает вследствие необходимости фиксировать большой объём деловой информации, которая транслируется по электронным коммуникациям и по ряду причин не может быть отражена в традиционных документах первичного бухгалтерского учёта (в том числе по причине отсутствия стоимостной меры и влияния на баланс).
В большинстве стран дальнего зарубежья оперативный учёт не обособляется в разряд самостоятельного вида хозяйственного учёта. Он рассматривается в качестве направления управленческого учёта (а именно ― метода стандарт-кост, который создавался как оперативно-калькуляционный учёт производства и сбыта).
В нашей стране оперативный учёт традиционно применяется в тех сферах деятельности, где, во-первых, существует множество объектов учёта, для которых не является актуальной стоимостная оценка, а во-вторых, где имеется много параметров объектов, не обладающих стоимостной оценкой по причине её невозможности. По мнению российского эксперта в области управления затратами В.Ф. Палия: «Оперативный учёт характеризует хозяйственную операцию или совокупность однородных операций… Он фиксирует многочисленные качественные и количественные характеристики операции, несущественные с точки зрения других видов учёта».
Так, в банковском деле оперативный учёт распространяется на численность работников, календарное время работы и многие другие объекты и параметры. В торговле объектом могут служить маршруты движения транспорта, а параметрами — цвет и способы упаковки товара. В животноводстве невозможно обойтись без учёта таких параметров, как сроки осеменения животных, календарь ветеринарных мероприятий и т.д.
Стоимостная оценка и двойная запись, принятые в финансовом учёте, призваны обеспечивать формальный контроль правильности бухгалтерских записей, что в итоге даёт точность чисел. Тем самым облегчается процедура финансовых проверок в ходе внутреннего или внешнего аудита. Между тем точность чисел отнюдь не гарантирует достоверности учётной информации, поскольку финансовый учёт не ведёт документального наблюдения за фактами хозяйственной жизни, не получающими стоимостной оценки, а потому влияющими на статьи баланса не прямо, а опосредованно..
Целью оперативного учёта является быстрый ежедневный сбор хозяйственной информации, уточняющий данные бухгалтерского учёта о себестоимости и выпуске продукции, расходе фонда заработной платы, рентабельности и ряда других показателей делового цикла.
Посредством оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип ажура. Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательности документирования операций.
Метод оперативного учёта состоит в непосредственном наблюдении хозяйственных операций, причём также и тех, которые невозможно непосредственно отразить в бухгалтерском учёте ― таких, как: явка работников, нагрузка на производственные мощности, простои, режим технологического процесса, характер брака. Специфика вышерассматриваемого метода объясняет тот факт, что в оперативно-техническом учёте чаще всего принято использовать натуральные и трудовые измерители.
1.2.3 Бухгалтерский учет
Процесс бухгалтерского учета очень многогранен, поэтому и цели, стоящие перед ним так же достаточно широки. Естественно можно выделить основную или так сказать главную цель учета, которая будет заключаться в обеспечении с одной стороны собственников, руководство либо других сотрудников и с другой стороны внешних пользователей качественной и своевременной информацией, которая выступает необходимой категорией для возможного принятия своевременного управленческого решения.
Можно сказать, с абсолютной уверенностью что качественная и стабильная работа предприятия практически напрямую зависит от правильного понимания именно тех целей, которые ставят перед учетом те, кто за него отвечают. Естественно данное определение цели достаточно объемно и расплывчато. Попробуем скорректировать его.
В процессе работы руководящему персоналу необходимо принимать решения, относящиеся к различным вопросам, и в связи с этим им необходима различная информация.
Информацию черпают из разных видов учета:
- управленческого;
- налогового;
- финансового [7, c.18].
Но их объединяет одно, все эти виды учета существуют на безе данных бухгалтерского учета.
Исходя из вышесказанного, цели так называемых подвидов учета являются составляющими целей бухгалтерского учета.
Говоря об информации, которую можно почерпнуть из управленческого учета, подразумевается та информация, которую используют для:
- возможности проведения оценки работы различных подразделений и сотрудников, которые в них работают;
- возможности определения главной стратегии предприятия.
Для вышеуказанных целей может быть использована следующая информация:
- изменение объемов продаж;
- объем продаж по регионам;
- объем производства по разным видам продукции;
- сравнительный анализ:
- закупок;
- объемов производства;
- продаж.
По своей сути, данные, которые предоставляет управленческий учет, это та же финансовая информация, но представляемая и интерпретированная несколько иначе.
Кроме вышесказанного, управленческий учет может включать в себя сбор так называемой неэкономической информации:
- общественное мнение о фирме;
- производительность труда;
- изменения в законодательстве;
- и пр.
Надо понимать, что информация, которая используется в управленческих целях, требует четкого и грамотного экономического обоснования. Принятие любого управленческого решения возможно только в том случае, если проведен ряд расчетов и четко установлено его экономическая целесообразность. Исходя из вышесказанного управленческий учет не возможен без финансового.
Говоря о данных налогового учета можно также отметить, что они формируются на основании той информации, которая собирается на основе данных бухгалтерского учета. В качестве основной цели налогового учета выступает процесс вычисления объектов налогообложения, подача отчетности, сбор необходимых данных, своевременная уплата налогов. Еще одной целью налогового учета выступает так необходимое для каждого предприятия налоговое планирование.
Достижение данной цели возможно только в том случае, если привлечь в организацию опытного специалиста. Проводя любую сделку нужно помнить, что результатом от этой сделки будет не только экономический эффект, но и налоговый. И если положительный экономический эффект может либо быть, либо нет, то налоговый будет в любом случае.
Разумный подход к процессу налогового планирования дает возможность избежать сделок, которые заведомо нерентабельны. То есть тех сделок, финансовый результат которых, впоследствии, может перекрыть налог, который необходимо будет организации оплатить. В качестве еще одной цели налогового учета можно отметить поиск тех схем налогообложения, которые для предприятия будут являться наиболее лояльными. Ну и собственно финансовый учет дает так называемую общую информацию, которая описывает финансовые ресурсы. При составлении финансовых отчетов, отражаются обязательства и ресурсы организации, выраженные финансово, на конкретную дату. Данная информация необходима не только контролирующим органам, но и различным кредиторам и инвесторам. Только в финансовом отчете можно увидеть информацию о платежеспособности конкретного предприятия, а так же проследить динамику его развития.
Принципы бухгалтерского учета
Принцип начисления
Все операции в бухгалтерском учете должны отображаться в момент их совершения, а не тогда, когда произойдет ожидаемое от этой операции действие.
Принцип непрерывности
Бухгалтерский учет может вестись только на том предприятии, которое видит себя действующим в обозримом будущем и не собирается прекращать деятельность.
Принцип понятности
Учет должен вестись так, чтобы его данные были понятны пользователю информации.
Принцип существенности
Информация бухгалтерского учета представляет собой большую ценность, поэтому при ведении учета следует заботиться о том, чтобы она подавалась по существу.
Принцип значимости
Принцип завершенности