Файл: Трудовые конфликты в организации: типовые причины и методы профилактики (Понятие и структура конфликта).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы управления конфликтами в организации. Последствия организационных конфликтов
1 .1 Понятие и структура конфликта
1.2 Конфликт в организации: понятие, типология, динамика, последствия и функции
1.3 Методика управления конфликтами в организации
Глава 2. Анализ управления конфликтами в ООО «Прайд»
2.1 Общая характеристика ООО «Прайд»
2.2 Исследование конфликтных ситуаций в ООО «Прайд»
2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в ООО «Прайд»
Внедрение данных мероприятий позволит совершенствовать процесс управления конфликтной ситуации, а так же вследствие этого решить возникший конфликт на предприятии.
Заключение
Анализ особенностей возникновения и развития организационных конфликтов, методик и способов их разрешения, а так же последствий, воздействующих на эффективность управления и деятельность организации, позволяет сформулировать следующие выводы:
- Конфликт можно рассматривать как достаточно сложное многоплановое явление, являющееся неотъемлемым свойством социальных систем и способом взаимодействия в них людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Любой конфликт можно рассматривать как целостную систему, состоящую из двух групп элементов: объективных, включающих в себя объект конфликта, среду и участников конфликта; личностных, включающих психологические доминанты поведения, черты характера и типы личностей, неадекватные оценки и восприятия, манеры поведения, этические ценности.
- Можно выделить различные подходы к классификации конфликтов, позволяющие изучить различные элементы конфликта и выявить многообразие способов их проявления и урегулирования. При этом наиболее распространенными признаками классификации являются причины и источники возникновения, коммуникативная направленность, функциональная значимость, состав конфликтующих сторон, масштабы и продолжительность, формы и степени столкновения, способы урегулирования.
- Организационный конфликт представляет собой открытую форму существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Наиболее распространенными формами организационного конфликта являются внутриличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межличностный и межгрупповой конфликт. В динамике организационный конфликт включает в себя три стадии: предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. Начальной фазой предконфликтной стадии является возникновение источников конфликта, создающих предпосылки для развития конфликтной ситуации. Последняя, в свою очередь, создает реальную возможность для возникновения конфликта и может перейти в открытый конфликт в случае несвоевременного разрешения возникших противоречий. Стадия открытого конфликта включает в себя инцидент, провоцирующий открытое противоборство сторон. Следующая фаза конфликтной стадии – эскалация конфликта, которая может рассматриваться как процесс интенсификации борьбы и нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих предпосылки для негативного исхода конфликта. Далее следует фаза завершения конфликта, в рамках которой происходит примирение сторон, постепенное затухание конфликтного противостояния или перерастание его в другой конфликт. Послеконфликтный период характеризуется ликвидацией всех видов напряженности, нормализацией отношений между противоборствующими сторонами и предполагает оценку результатов и последствий конфликта, которые могут быть как деструктивными, так и конструктивными.
- Процесс управления конфликтом предполагает последовательную реализацию следующих этапов: изучение причин возникновения конфликта, ограничение числа участников конфликта, анализ конфликта и разрешение конфликта. Наиболее сложными являются заключительные стадии процесса управления конфликтом, связанные с выбором соответствующих стратегий поведения и методик его урегулирования. При этом выделяют межличностные методы управления, предполагающие урегулирование конфликта с помощью одной из следующих стратегий: уклонение, сглаживание, компромисс, принуждение, решение проблемы; внутриличностные методы, применяемые для целенаправленного воздействия на отдельную личность; структурные методы, используемые для разрешения организационных конфликтов, возникающих вследствие неравномерного распределения функций, прав и ответственности; и переговоры как процесс взаимосогласованных действий сторон, позволяющий установит меру соответствия или несоответствия их позиций.
Проведенный анализ по видам и управлениям конфликтных ситуаций показал, что в ООО «Прайд» возникают различные виды конфликта такие как: между подчиненными и зам. директором, клиентами и бухгалтерами, а так же между сотрудниками предприятия.
В ходе исследования было установлено, что неправильное управление конфликтными ситуациями в ООО «Прайд» и недостаточное внимание в этой области, приводит к частому возникновению конфликтов.
Отсутствие специализированного человека в области конфликтологии и психологии приводит к значительным издержкам, как экономического, так и социального характера. В связи с этим были разработаны рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтной ситуацией в ООО «Прайд». Учитывая все предложенные рекомендации, предприятие сможет не только совершенствовать процесс управления конфликтной ситуацией и разрешить возникший конфликт, но так же позволит получить ряд других продолжительных плюсов, а именно:
- возникновение атмосферы доверия;
- повышение мотивации работников;
- развитие корпоративной культуры на предприятии;
- улучшение условий труда;
- повысит устойчивость имиджа организации;
Так как по своей природе конфликты разнообразны и разнокачественные, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, следует помнить, что для управления конфликтами наиболее рациональным и грамотным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.
Список использованных источников
- Анцупов, А.Я. Конфликтология. Учебник для ВУЗов - М.: ЮНИТИ, 2014. – 591 с.
- Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. - 2-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2014. – 304с.
- Большаков, А.Г. Конфликтология организаций: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012. – 182 с.
- Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебно-практическое пособие .– М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 688 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2016.–672 .
- Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
- Глазов, М. М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: Учебник. – Спб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2011. – 251с.
- Гришина, Н. В. Психология конфликта: Учеб. пособие.– 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 544с. -
- Дмитирев, А. К. Конфликтология: Учебник.- М.: Изд-во «Гардарики», 2011. – 281с.
- Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 1995. – 318с.
- Ильин, В. И. Управление конфликтами в организации // Социальный конфликт, 1999, №3 [электронный ресурс]. – режим доступа http://www.hr-portal.ru
- Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.6-е издание стереотип. – Мн.: Новое знание, 2014. – 336 с.
- Карелин, А.К. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2015. – 416 с.
- Карташова, Л.В. Организационное поведение: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 218 с.
- Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. –М.: Инфра-М, 20014 . -448 с.
- Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА- М, 2011, 297с.
- Кошелев, А. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления [текст]: / А.Н. Кошелев, [электронный ресурс]. – режим доступа http://diplomadviser.info
- Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов/ Ю.Д. Красовский; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 511 с.
- Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами: Учебник/ Ю.Ф. Лукин. – М.: Академический проект, Трикста, 2013 . – 800 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672с.
- Морозов, А. В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.:, 2015.- 394c.
- Морозов, А.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие. - М.:, 2012 – 287c.
- Муладжанова, Т. Конфликт в организации: негатив или позитив / Т. Муладжанова // Кадровый вестник - 2000 - № 5 [электронный ресурс] – режим доступа: http//:www.kadrovest.ru
- Основы менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Д.Д. Вачугова. 2-е изд. перараб. и доп.. – М.: Высшая школа, 2015. – 376 с.
- Прокофьева, Н.И. Возникновение конфликтов в организации / Н.И. Прокофьева // Управление персоналом - 2002 г - №11. [электронный ресурс]. – режим доступа: www. top-personal.ru
- Психодиагностика персонала. Методика и тесты: Учеб пособие в 2 т. Т. 2. Самара, Издательский дом «Бахрах – М», 2014. - 526с.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. – Самара, , Издательский дом «Бахрах – М», 2015. – 672с.
- Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – Спб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 352с.
- Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 544 с.