Файл: Статус нотариуса (нотариат и в обеспечении эффективности судебной деятельности).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
К кандидатам на должность нотариуса закон предъявлял следующие требования: 1) нотариусом мог стать только гражданин Франции; 2) он должен отбыть воинскую повинность; 3) нотариусом могло стать лицо, достигшее 25 лет; 4) кандидат на эту должность должен был иметь определенный стаж профессиональной работы (как правило, шестилетний); 5) он должен был представить от мэра той местности, где проживал, удостоверение о своих нравственных качествах и своей правоспособности.
Таким образом, французский Закон не предъявлял к кандидатам на должность нотариуса и соответственно к нотариусам требования о наличии юридического образования, отдавая предпочтение опыту практической работы. В связи с этим во Франции образовалось специфическое сословие клерков, пополнявшее ряды нотариусов.
Закон определял и обязанности нотариусов. При вступлении в должность нотариус был обязан внести залог в обеспечение своих должностных действий. Нотариус обязан был проживать в месте, назначенном ему правительством. При нарушении этой обязанности он считался уволенным. Законом запрещалось отправление своих обязанностей нотариусом вне пределов своего района. При первичном нарушении нотариусу запрещалось практиковать в течение трех месяцев, при повторном — нотариус вообще отстранялся от должности и обязан был возместить убытки.
Надзор за деятельностью нотариусов осуществлялся, во-первых, судом, а во-вторых, советами нотариусов, создаваемыми при судах первой инстанции. Советы нотариусов регулировали отношения нотариусов между собой и отношения между нотариатом и населением. Кроме того, они были вправе налагать дисциплинарные взыскания на нотариусов. В качестве дисциплинарных взысканий могли быть наложены замечание, простой выговор, выговор председателем совета наедине либо в присутствии собрания, срочное лишение права голоса на собрании совета и, наконец, запрещение входа в совет сроком до шести лет.
Предметом рассмотрения в совете были также поступки, порочащие честь и достоинство сословия, причем предметом рассмотрения могла стать и частная жизнь нотариуса в том случае, если она не соответствовала принятому им званию и дело доходило до публичного скандала.
Судебный контроль за деятельностью нотариусов состоял в том, что в случаях, указанных в Законе, суд мог налагать на нотариуса штраф, отстранять его от должности и присуждать к возмещению убытков. Законодательство об ответственности нотариусов за причиненные убытки было достаточно развито. Следует отметить, что французский Закон предусматривал, кроме общей ответственности за убытки, ответственность служебную. В зависимости от последствий она подразделялась на ошибки легкие и тяжелые. К тяжелым ошибкам относились случаи, когда нотариус не предвидел и не предусмотрел того, что каждый мог бы предвидеть и предусмотреть, т.е. это были ошибки, вызванные незнанием закона вообще или форм нотариального производства. К легким ошибкам относилось неправильное толкование закона.
В другой европейской стране, Германии, нотариат имел свои особенности возникновения и развития. Во-первых, в Германии допускалось совмещение судебных, адвокатских и нотариальных функций в деятельности одного лица.
Во-вторых, организация германского нотариата характеризовалась отсутствием единого законодательства о нотариате для всех германских земель. Эта особенность была «следствием многовековой феодальной раздробленности Германии, причем отдельные государства и княжества существовали обособленно друг от друга, благодаря чему, в конце концов, в каждом из них и сложились свои (во многом уникальные) юридические нормы».
После объединения Германии и провозглашения ее империей в конце 70-х гг. XIX в. начался процесс унификации норм во всех отраслях законодательства страны.
Статус нотариуса в Германии характеризовался тем, что по закону он являлся государственным служащим, однако от казны не получал ни жалованья, ни пенсии.
1.2. Развитие нотариата в советский период
Система общественных отношений дореволюционной России, базирующаяся на существовании частной собственности, развитой гражданский оборот, обусловливали важную роль нотариата в области охраны существовавших общественных отношений, защиты имущественных прав и интересов собственников.
В результате Октябрьской революции произошла отмена частной собственности на орудия и средства производства.
Советская власть в первые дни своего существования Декретом о суде № 1 упразднила старые государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Как составная часть этой системы несколько позднее, в 1918г., был упразднен и нотариат, поскольку функции, которые он выполнял, отпали. Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии было отменено «Положение о нотариальной части», объявлено о муниципализации нотариальных контор и введено новое Положение[4].
Нотариальная деятельность в первые годы после революции, в период Гражданской войны и иностранной интервенции, законодательному регулированию не подвергалась, поскольку гражданский оборот в стране был не только количественно незначительным, но и претерпел существенные качественные изменения. Правовая основа регулирования гражданских прав, созданная дореволюционным законодательством, рухнула, основой правовой системы стало революционное правосознание, не подразумевающее необходимости формальной фиксации возникающих прав.
Поскольку нотариальные конторы в городах были закрыты, на их месте создавались нотариальные отделы при местных Советах, которые возглавляли народные нотариусы. Однако 9 декабря 1918г. циркуляром Наркомюста данные отделы было предложено ликвидировать. Их функции были распределены между другими органами соответственно их компетенции.
В феврале 1919г. действие данного циркуляра было приостановлено Наркомюстом. Было предложено по мере необходимости учредить нотариальные столы — в городах при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах — при местных народных судах.
Таким образом, вопрос о необходимости нотариата в советской республике был решен в пользу существования нотариата.
К компетенции нотариата в этот период был отнесен только узкий круг действий: удостоверение различного рода обстоятельств, свидетельствование верности копий с документов, подлинности подписей и ряд других подобного характера.
Отсутствие должного законодательного регулирования организации и деятельности нотариата было обусловлено, прежде всего, тем, что «в обстановке так называемого военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал», обязательственные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.
Повышение внимания к организации нотариата и регулированию нотариальной деятельности со стороны органов советской власти было связано с изменениями экономического курса советского государства, а именно с переходом к новой экономической политике. Объясняется это тем, что новая экономическая политика, рассчитанная на скорейшее восстановление народного хозяйства, основывалась на использовании рынка и денежных отношений.
Декрет от 21 марта 1921г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» разрешил крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке. Декретом от 19 июля 1921г. разрешается частная торговля, частный капитал в определенных рамках допускается в торговлю и промышленность. Таким образом, сосредоточение в руках государства основных экономических рычагов в промышленности и торговле сочеталось с допущением частной торговли и мелких частных промышленных предприятий. Была допущена аренда частными лицами мелких промышленных предприятий, купля-продажа немуниципализированных жилых домов.
Постепенно активизировался гражданский оборот, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства в 1926г. по основным показателям почти достиг довоенного.
Учитывая необходимость для государства сохранить в своих руках командные высоты в организации и направлении хозяйственной жизни, необходимо было удержать частнокапиталистические элементы под контролем государства и в рамках закона. Это вызвало обострение внимания к вопросу об обеспечении законности сделок в сфере гражданского оборота, и особенно к всемерной охране имущественных интересов государства.
Вводилось обязательное нотариальное засвидетельствование сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами. Это правило было закреплено в декретах СНК, регулировавших договорные отношения в сфере гражданского оборота, с целью обеспечения контроля за законностью сделок. Несоблюдение обязательной нотариальной формы сделок влекло их недействительность.
Таким образом, нотариат должен был стать одним из государственных органов, в обязанности которых входило наблюдение за законностью в гражданском обороте, правомерностью деятельности частнокапиталистических элементов, соблюдением государственных интересов.
Однако, как было подчеркнуто в постановлении Коллегии Наркомюста от 23 июля 1921г., в прежних формах нотариат не мог быть восстановлен. Поэтому для обеспечения возросшей по объему нотариальной деятельности декретом СНК РСФСР от 12 августа 1921г. и циркуляром Наркомюста от 13 августа 1921г. были повсеместно учреждены нотариальные столы губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. На них возлагалось совершение засвидетельствования сделок и различных договоров.
Отсутствие единого законодательного акта, регулирующего организацию и деятельность нотариата, необходимых кадром и опыта работы в условиях все возрастающего гражданского оборота привело к тому, что нотариальные столы губернских отделов и уездных бюро не смогли выполнять весь объем возложенной на них работы. В связи с этим необходимо было по-новому определить место нотариата в системе государственных органов. В этих целях Наркомюстом был разработан проект Положения о нотариате. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата были обсуждены и в IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922г.
Советский нотариат стал самостоятельным государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции.
Нотариальные конторы возглавлялись нотариусами, которые назначались на должность президиумами губернских Советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших специальные испытания по программе, утвержденной Наркоматом юстиции.
Совместительство по службе не только в частных, но и в государственных предприятиях, учреждениях, организациях нотариусам запрещалось. Вознаграждение за труд нотариусы могли получать только от государства.
Несколько позднее, в 1927—1928 гг., в ведение нотариат были переданы принятие мер к охране наследственного имущества и все распоряжения по имуществу, оставшемуся после умерших. В 1927г. были отменены ст. 204-209 ГПК РСФСР о внесении в суд предметов обязательства и депозитное производство передано в компетенцию нотариата. В РСФСР и некоторых других республиках в ведение нотариата были переданы дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.
По мере устранения из хозяйственной жизни частнокапиталистических элементов изменяется и объем нотариальных действий. Отношения внутри социалистического сектора были освобождены от нотариального контроля за законностью сделок и обязательств. В результате кредитной реформы 1930г. сами по себе отпали такие функции, как протест векселя и совершение исполнительных надписей на опротестованных векселях.
В связи с изменением исторической обстановки пересматривалось законодательство о нотариате.
В РСФСР Положение о государственном нотариате в новой редакции было утверждено ВЦИК и СНК РСФСР 20 июля 1930г., оно было заменено Положением, утвержденным Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947г., которое, и свою очередь, заменено Положением от 30 сентября 1965г.
Дальнейшие политические и экономические изменения в стране, систематизация и кодификация законодательства обусловили необходимость разработки и принятия нового общесоюзного акта о государственном нотариате. 19 июля 1973г. Верховным Советом СССР был принят Закон Союза ССР «О государственном нотариате». Хотя Закон СССР не был назван Основами, однако по существу он выполнял функции, присущие Основам. Он и готовился как общесоюзный законодательный акт, на базе которого должно было быть упорядочено и получить дальнейшее развитие все другое союзное и республиканское законодательство.
Несомненным достоинством Закона СССР явилось то, что он не только регулировал деятельность нотариальных контор, но и определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравнивались к нотариально удостоверенным документам[5].
Республиканские законы развили положения союзного Закона, подробно определив порядок совершения каждого нотариального действия.