Файл: СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Разделение власти — «политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) : законодательную, и судебную»1.
законодательной, и судебной является из принципов государственной и функционирования государства, т.е. способа общества, котором господство и реализуются и свободы , всеобщее перед , принцип властей, а разрешение через суд.
принципа властей в том, распределить и властные между государственными , чтобы сосредоточение полномочий большей части в единого государственной либо лица и самым произвол. ветви могут , уравновешивать, а контролировать друга, допуская Конституции и , что создать называемую « сдержек и ».
Таким , соблюдение принципа властей весьма задачей, в противном возможен к тоталитарному авторитарному , где, правило, признаётся разделения или разделение в них формально. режимы на власти лица группы при сохранении () или полном экономических, , духовных для (тоталитаризм).
данной работы изучение принципа властей, а реализации регулятивного на , выявление проблем разделения .
В процессе планируется следующие :
- изучить аспекты данного ;
- понять принципа властей;
- точки мыслителей и современных ;
- рассмотреть проблемы властей в политической.
В процессе проблемы применить критического используемого . В качестве будут учебники теории и права, за десятилетие, а диссертационные и нормативно- база периода.
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
Разделение является из условий и механизма всех политической и власти
«разделение » тесно с понятием «» и принимает этом различные выражения. В с этим целесообразным исторический развития разделения до его восприятия одного основополагающих правового .
Разделение исторически на ранних формирования и вылилось в власти лиц и , в которой обнаружились устойчивые : концентрация в одних или в институте и разделить , труд и [1]. Двойственное к власти два : борьба власть разделённых против разделения с стороны, и упорядочить разделённых и избавить от между – с другой. данном четко характерное ранних политической общества функций: и военачальника ( – воин, – предводитель , епископ – , глава и т.п.).
Первое разделение ознаменовалось государства и . Оно сопровождалось и борьбой унификацию , преобладание власти религиозной, господство в светской общества. между продолжалось столетия, средневековье и Нового как в , так и Западе. далеко завершено многих и обществ и , при исход далеко однозначен в регионах . Западная, христианская часть, спор о в пользу , государственной; же многих – в пользу политического религиозных жизни [2].
Кроме , в самом государстве началось профессиональных власти. Аристотель существование органа – (исполнительного ) и судебного . Наряду с , происходило власти центральным и управлением (), формировалась более политическая общества, разных и с разными . Развитое власти в конце одной организационных государства времени, функционирует система разграниченных, и связанных собой , аппаратов и власти.
организация предусматривала властелина () законодательными, и судебными . Кроме происходило и территориальное власти монархическим и провинциальными () парламентами ( самоуправлением), в себя избранных в с сословным горожан и включённых в «по » из именитых жителей.
феодальное государство заметное местных , которые укрепились в Европе в –XIV и, впоследствии, структурной и основой парламентов и в центрах монархий. основой власти различные советы, очень и узкие, , несмотря их функции, из избранных , как имело в Верховном совете в послепетровского , когда восьми совета («») шестеро две фамилии – и Голицыных. того, и эпизодические (ассамблеи) феодальных , феодальные (лиги), , как соборы в , также в будущем совершенные разделения .
В начальный Нового (XVII в.) решающий институционального и разделения власти. В период в стран Европы переход феодального государства к абсолютистской . Центральная теперь в более и эффективном управления и , который должен быть и разделён. первых развивающийся был монархический , что и его . При она и доступ к , которая до меры и между и классами, и этот открыт, всего, в центральные (законодательные и ) структуры.
« развитие властей несколькими путями:
1) централизация структур, парламентаризма в со идеологией и формирования власти ( выборностью, организации и т.п.);
2) и совершенствовалась правительственная власть и её , кадров служащих;
3) формирование в феодальном системы и отправления , передачи функций властвующей () верхушки — судебным »[3].
Этот процесс теоретическое в политико- теории властей и проектами общества и государства, и строя, которых необходимым эффективного власти и в очередь от её три автономные, и контролирующие друга .
Суть идеи законодательной, и судебной сопровождает человечеством государства протяжении веков. упоминания о подобного можно уже взглядах философов (, Полибий). , как принцип учения о государстве был Д. Локком и впоследствии Ш. . При основы теоретической были всем объективным процессом (о говорилось ), а толчком к оформлению буржуазные в Англии (1640–48гг.) и впоследствии Франции (1789–94гг.).
В основании философии (1632–1704гг.) и лежит собственности (« о правительстве»). и гражданское , по Локка, на (имелась частная и собственность). В состоянии, Локк, «, может , и живут , но явно многого сохранения . На общественного учреждается – социальный для собственности и связанных с недоразумений. и в государственном собственность вполне , например, произвола монархии. того охрана не исключительно воли , люди законы и . Но и в законов беззаконие, всегда значительная для и применения . Когда, , судьями сами , они судить, теми целями, и в процессе . А это волюнтаризмом , фактическим [4]».
Тогда Д. была система и противовесов – властей законодательную, и судебную с каждой кругу . Тогда, в с предположением , «в правовом государстве властью быть парламент, исполнительной – , а судебную смысл поделить аристократическим и сословиями»[5].
В идея властей принципа впервые в чёткой была М.М. Сперанским (1772–39гг.) в «Проектах и ». В своих государственных Сперанский о конституционной , которая бы «непременном ». Законность осуществления М.М. Сперанский, всего, с необходимостью властей.
власть, его , должна вручена Думе, обсуждает и законы, чего сессионно, раз в , начиная работу 19 . Глава власти — участвует в Думы, «никакой закон может издан уважения . Установление податей, и повинностей в Думе»[6]. Думы , и поэтому не «ни законов, обезобразить », так в своих исполнительная подконтрольна органу. власть судебной , включающей присяжных и высшим органом – . Три управляют : обращаясь к , воле и . Сперанский и возможность этих для их в Государственном , состоящем из , назначаемых , а частично по праву. совет под царя, обладает законодательной , но , «коим какая– перемена в сил или в частных между »8, утверждаются и исключительно Думой.
В подобном государстве верховенство , который и порядок. заметить, проект не осуществлял разделения , с учётом сдерживающих , но, и очень , предусматривал их действия, избежать противостояния ветвей . Сперанским учтено , чётко противником власти Н.М. : «Две в одной суть грозные в одной , готовые друг »[7].
Рассмотренные проекты разделения Д. Локка и М.М. подразумевали монархии. не интересен П.И. Пестеля (1793–26гг.) «Русская », который в формы правления республику – распространенную в время.
В с проектом , законодательная должна сосредоточена в вече – « органе, избирается на лет, с переизбранием пятой части, этом же может опять ». «Никто может Народной . Оно волю в , душу »10. Исполнительная – державная – состоит пяти , избираемых на лет. « из выходит и заменяется выбором. министры и все места под и начальством Думы»[8]. власть – собор из 120 , которые на жизнь и участвуют в законодательной, в исполнительной . Кандидатов губернии, а вече ими « места». закон на в Верховный , который входит в рассмотрение существу, тщательно соблюдение необходимых , и только утверждения собором получает силу.
В разделения , предложенной , «принимается определённости действий», есть, устанавливаются законодательной, и блюстительной . Более , Пестель на , чтобы государственному «были точные и функции».
назначает одному своих в каждое и в каждую , благодаря имеет контрольные и на . Им назначаются действующих . – «Собор в пределах Народную и державную . Собор право под чиновника уровня злоупотребления. действия и исполнительной , а также устройство Конституцией»11. серьёзный в развитие теории властей Н.М. Коркунов ( в.) – («Указ и »). Однако в осуществление принципа возможным в конце века.
образом, исследование аспектов сделать выводы:
1) разделения может присущ демократическому , так сам подразумевает экономически собственника – представителя , обладающего и правами, невозможно феодальном, и более строе;
2) фактического этого необходимы объективные – достаточная развития сил и , а также – уровень сознания ;
3) теория предлагает варианты действия разделения .
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО МЕСТО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОССИИ
осуществления власти основе на , исполнительную и , а также органов , исполнительной и власти в десятой Конституции Федерации[9]. идёт о разделении независимых , а разделении государственной (единство государственной является из принципов ) на самостоятельные власти.
Конституции Федерации власть Президент Федерации, собрание, Российской и суды Федерации12.
является государства, Конституции Федерации, согласованное и взаимодействие государственной . Федеральное (парламент Федерации, законодательный и орган) из палат – Федерации и Думы.
органов власти возглавляет Российской , а Судебная власти судами — Конституционным, и другими судами ( судебную , в частности, ).
Помимо действуют и федеральные исполнительной — федеральные , государственные , федеральные , другие ведомства, а их органы.
эти государственные власти в степени целостную народного .
По авторов учебных , верховенство именно власти. полное с согласие, она правовые государственной и жизни, направления и внешней страны, а, , определяет, в счёте, организацию и деятельности и судебной . Главенствующее законодательных в механизме государства высшую силу ими , придаёт характер права, в них. верховенство власти носит характера. её ограничены права, правами , идеями и справедливости. находится контролем и специальных органов, с которых соответствие действующей [10].
Исполнительная в лице органов, следует ее , занимается реализацией норм, законодателем. деятельность быть на и осуществляться в закона. органы и должностные не права общеобязательные , устанавливающие , не законом или граждан и . Исполнительная носит характер в том , если является властью, на законности. исполнительной достигается посредством подотчётности и перед органами власти. В государстве гражданин обжаловать незаконные исполнительных и должностных в судебном [11].
Судебная призвана право, устои и общественной от нарушений, бы ни . Правосудие в государстве только органами. не присвоить функции . В своей деятельности руководствуется законом, и не от влияний или власти. и законность являются гарантией и свобод , правовой в целом. С стороны, не присваивать функции или власти, с стороны важнейшей является -правовой за актами властей. власть, образом, сдерживающим , предупреждающим правовых , и прежде конституционных, со законодательных, и исполнительных государственной , обеспечивая самым разделение 15.
Целесообразно подробно на положения высших государственной , чтобы уяснить действия разделения в Российской .
Пост был в Российской общенародным в апреле 1991 г. Конституции 1993 г. «Президент является государства». В с положениями Конституции, являлся должностным и главой власти.
конституционной не сужения Президента или «отлучения» исполнительной . Термин « государства» точно и то, и , но свидетельствует о четвёртой ветви . Когда, не , употребляют «президентская », то может только статус в системе властей, у него собственных и комплексный его прав и во с двумя властями, в основном – с властью[12]. « не вмешиваться в Федерального или органов» Конституция, строго их . Разногласия властями может только с согласительных или передачи в суд. В же , многие Конституции на , что Президент главой власти ( назначать , право на Правительства и т.д.). Президента, из конституционных главы и парламента, в и главном конкурируют с представительного .
Конституция чёткое их , исходя принципа властей. В же полномочия в сфере с парламентом рассматривать государства непременного законодательного . Президенту право выборы Думы, в время выборы назначаются Федерации. образом, выборов органов власти не взаимной , чтобы взаимозависимости.
выборов заседание Думы на день, Президент созвать Думы этого . Президент право инициативы, есть, законопроектов в Думу, обладает вето законопроекты, Федеральным . Это , именуемое в как , может преодолено повторном законопроекта палатами Собрания раздельном большинством в трети палаты – в случае обязан закон в семи . Законопроект законом и в действие после подписания и Президентом. рассмотрение 14 дней, чего должен или , или в силу. обращается к Собранию с посланиями о в стране, основных внутренней и политики [13].