Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 1152
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ
1.1 ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.2 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ B XXI B.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ОБЩЕСТВО
2.1. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
2.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Такие регуляторы поведения, как стыд, совесть, субординация, уважение общепризнанных авторитетов, в интернете отходят на второй план. В данной ситуации большую роль играет качество мировоззрения личности. Человек, в общении которого сдерживающим фактором выступает чувство собственного достоинства, никогда не опустится до грубой деструктивной критики, спора ради спора, в то время как высказывания человека маргинального, сдерживающим фактором которого выступает страх, в условиях анонимности и безопасности будут содержать нонконформистский или ненормативный характер.
Невербальная информация представляет собой совокупность несловесных форм общения (язык поз и жестов). Доказано, что слова передают 7% смысла, 38% – звуки и интонация, 55% – позы и жесты. Собеседники, сами того не понимая, придают большое значение невербальным способам получения информации вследствие того, что первое впечатление человека зависит от его внешнего вида и манер держаться. [19]
Также распространено мнение, что невербальные факторы позволяют получить более достоверные данные, так как человеку порой бывает нелегко контролировать свои непроизвольные жесты или движения лица.
Эмоции, являясь реакцией сознания человека на внешние и внутренние раздражители, являются важнейшей составляющей мировоззрения. Трудно представить себе людей без эмоций, живущих полноценной жизнью. В фильме «Эквилибриум»(2002), нам показывают, как неполноценна жизнь общества, лишенная эмоций. [20]
Благодаря совокупности знаний и эмоций рождаются величайшие памятники литературы и искусства, постигается смысл данных произведений, человек постигает естественную красоту природы. Существуют негативные эмоции, которые следует контролировать, но без них жизнь была бы неполноценна. В интернет-форумах, социальных сетях и чатах выражение эмоций изначально было довольно проблематично. [21]
Вследствие этого было решено использовать так называемые смайлики – знаки, выражающие эмоции. Смайлики представляют собой либо лица (насчитывается несколько сотен), либо совокупность знаков препинания, чаще всего создаваемые самим автором сообщений. Также иногда вместо смайликов применяются слова, поставленные в скобки, после высказанной мысли. [22]
Огромное влияние оказал интернет на культуру и образование. Благодаря интернет-технологиям возникла возможность получить высшее образование дистанционно, вне межличностного общения, виртуально. Несмотря на то, что к моменту обучения в вузах основной пласт мировоззрения у студентов уже сформирован, нельзя недооценивать значение морально-нравственных ценностей, получаемых благодаря непосредственному полноценному визуальному контакту преподавателя и студента, общение которых не ограничивается простой перепиской.
Дистанционная форма неспособна передать морально-нравственные ценности и эмоции, что особенно важно при изучении таких гуманитарных дисциплин как философия, социология, этика и эстетика. Помимо этого дистанционная форма образования ведет к стандартизации процесса обучения и как следствие его омассовления.
Интернет сыграл роль катализатора культурной глобализации, уничтожив пространственно-временные рамки и национально-языковые барьеры. Человек получил доступ к безграничному потоку информации.
Исходя из этого, следовало бы ожидать, что интернет-пользователь, получив доступ ко многим ресурсам элитарной культуры, повысит свой культурно-образовательный уровень.
Однако именно после создания интернета начался процесс омассовления культуры. Информационная доступность в интернете отрицательно сказалась на качественном уровне информационной системы. [23]
В настоящее время наблюдается информационный парадокс, суть которого заключается в том, что рост объема информации приводит к стандартизации и обеднению содержания распространяемой и доступной информации, а также к фактической недостаточности удовлетворения информационной потребности пользователей.
Существует угроза энтропии в информационном пространстве, приводящей к падению качества информации за счет быстрого увеличения еѐ количества в виде захламленности, загрязненности «информационным мусором».
Большинство пользователей посещают сайты интернета не ради духовного обогащения, а ради рекреации, свидетельством этого является то, что лидерами по популярности являются клиентские и браузерные многопользовательские игры, мультимедийные хостинги, развлекательные сайты эротического характера, новости шоу-бизнеса. [24]
У человека, ежедневно воспринимающего информацию потребительской направленности, происходит необратимое искривление морально-нравственных ориентиров. На смену гуманистическим идеалам прежних поколений приходят новые авторитеты.
Главным для человека общества потребления становится удовлетворение личных потребностей. Несмотря на противоречивость мнений исследователей влияния интернета на общество и культуру представляется возможным заключить, что проблемы информационного шока, информационного парадокса, энтропии в информационном пространстве в значительной степени гипостазированы. [25]
На этом фоне более серьезной остается угроза интернет-аддикции и аутизма вследствие погружения личности в виртуальную реальность. Вместе с тем следует признать, что интернет не может быть полностью исключен из жизни современной цивилизации. [26]
Лишение человечества глобальной сети интернета даже на короткое время может вызвать череду кризисов планетарного масштаба.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ОБЩЕСТВО
2.1. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Информационное общество – это постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация, при этом происходит активная компьютеризация и расширение доступа людей к информационным ресурсам.
Это новый тип общества, в котором мы можем найти элементы прежних типов (аграрного, индустриального) но они не играют доминирующей роли. Это общество где сохраняются прежние структуры, которые производят какие-либо материальные блага, но доминирующем благом является информация.
Т.е. это общество, ориентированное на производство информации, причем такой информации, которая позволяет осуществлять радикальные социальные преобразования, политические, финансовые на основе информации.
Огромным преимуществом и в тоже время недостатком информационного общества является виртуальность. Под виртуальностью понимают некую мнимость. Это особая среда, вроде она есть, и вроде ее нет.
Она обладает такими свойствами, что, не смотря на свою мнимость, она обладает полнотой некого бытия. Виртуальность оказывается очень притягательной, и многие молодые люди предпочитают именно еѐ реальной сфере. [27]
В современном обществе мы имеет дихотомию реального и виртуального и чаще всего у современных молодых людей сфера реального мира вызывает отторжение и как следствие происходит бегство в виртуальность. [28]
Виртуальность предоставляет богатство возможностей для нахождения новой персоны для обретения себя, для реализации своего второго и третьего «Я». Виртуальность позволяет побыть кем-то другим, и часто наша реальная жизнь устроена таким образом, что она не позволяет быть кем-то другим, поскольку попытка стать кем-то совершенно другим воспринимается как распад сознания.
Виртуальная сфера позволяет с помощью сетевых самопрезентаций поиграть с другими побыть кем-то другим и не испытывать при это комплексы, чувство вины. Более того, все чаще новые технологии используются в образовании, и для оценки их использования пишется большое количество работ.
Следующий аспект информационного общества – это большие потоки информации, которые оказываются для человека преизбыточными.
Современный человек переполнен информацией, что уже не в силах анализировать поступающею информацию. Еще философ Сенека говорил, что «Чрезмерное обилие книг распыляет мысли». В 90-х годах 20 века появляется термин «синдром информационной усталости» введенный Д. Льюисом. [29]
Он характеризует данный термин как снижение аналитических способностей, что приводит к информационной алчности, которая выражается в постоянной тяге к новой информации, тревоге, снижению способности принимать решение. [30]
Позже Д. Руф расширил данный термин, плохой концентрацией, враждебностью и раздражительностью. Современная инфосфера не нейтральная категория. В 1965 Рэйвеном был введен термин информационная сила.
Данный термин означает обладание таким знанием, которого нет у объекта. Информационная сила может быть рассмотрена на ряду с другими силами, например с такими как морская сила, сухопутная сила. Если большинство пользователей начнут задумываться над такими вопросами: кто определяет IP-адреса? Кто отвечает за доменные имена?
То быстро придут ко мнению, что все здесь далеко не демократично, что есть субъекты у кого больше прав. Считается, что все современные информационные войны которые ведут США ведутся по принципу «сетецентрических войн» когда формируется модель поведения не только своих врагов но и своих друзей, нейтральных элементов.
Сетевые войны ведутся в эпоху кризиса, в эпоху мира и в эпоху войны т.е., всегда и обеспечивая тотальный контроль над ситуацией. Новые технологии оказали существенное влияние на человеческое поведение и общение. [31]
Во-первых, соотношение между живым, и виртуальным общением как уже сообщалось выше сильно сместилось в сторону последнего. Во-вторых, само виртуальное общение претерпело существенные изменения, став анонимным, мозаичным. Многие сетевые ресурсы являются интерактивными, основанными на двусторонней связи между пользователем и центральным узлом.
Это наложило свой отпечаток на современные средства массовой информации (СМИ). Популярность традиционных СМИ определяется тиражом, в то время как для электронных добавляется еще число комментариев к статье (тираж заменяется посещаемостью). [32]
Причем, не так важно, какие это комментарии – положительные или отрицательные: главное, чтобы их было много. Добиться этого можно путем внесения эмоциональности, а где присутствуют эмоции, сложно добиться объективности и достоверности.
Огромные объемы данных, кочующие по сети, предоставляют огромные возможности злоумышленникам, желающим воспользоваться не предназначенной для них информацией. Вследствие этого проблемы информационной безопасности стали касаться практически каждого пользователя сети Интернет. [33]
Ранее защита информации была уделом царей, высших чиновников, военачальников, поэтому многие старые шифры носят их имена: шифр Цезаря, трафарет Ришелье, малый шифр Наполеона и др.
Сегодня же, авторизуясь в аккаунте электронной почты, социальной сети или интернет-магазина, любой пользователь неявно использует криптографические протоколы для защиты от потенциальных угроз. [34]
Новая среда формирует новые виды мошенничества социальный инжиниринг. Это новый способ манипуляции человеком без использования технических средств. Данный метод используется на эксплуатировании человеческого фактора, для получения закрытой, личной информации. Социальный инжиниринг включает в себя такие виды мошенничества как фишинг, нигерийские письма и др.
Например, фишинг – это когда злоумышленник создает очень похожую копию сайта любого банка. Затем, рассылает спам рассылку от «имени» этого банка клиентом данного банка. Как правило в данном письме сообщается, что из-за смены программного обеспечения, клиенту банка необходимо подтвердить свои учетные данные. [35]
Цель у злоумышленника, чтобы пользователь, получивший данное письмо перешел по ссылке, а затем ввел свои личные данные на подставном сайте. Приблизительно число интернет-пользователей во всем мире составляет 3,2 млрд. человек.
По всем прогнозам эта доля будет только повышаться, что приведет к исчезновению границ для взаимодействия между людьми разных стран. Предсказав масштабную глобализацию, М. Маклюэн назвал общество будущего «глобальной деревней.
Перечисленные особенности взаимодействия и общения людей в сети Интернет выражены в ряде феноменов: социальные сети, Wikipedia, Youtube и др. [36]
Данные ресурсы предоставляют большие объемы информации, однако на сегодняшний день значительная их часть направлена, к сожалению, на развлекательные цели.
Как следствие, использование Интернета приводит к снижению интеллектуальных способностей, трансформации языка, размыванию моральных ценностей, формированию общих шаблонов поведения. [37]