Файл: Создание модели платежного календаря с целью управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Объединенные кондитеры».pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 4
Исходя из исследований в данной экономической сфере, специалистами выделены такие виды финансового планирования: прогнозирование, текущее и оперативное планирование. Все три вида в обязательном порядке встречаются в деятельности организации.
Финансовое планирование осуществляется в четко определенной последовательности. Так, первоначальным этапом является прогнозирование, определяющее задачи текущего планирования деятельности компании, которое, в свою очередь, создает базу для углубленного и детализированного оперативного прогнозирования его деятельности [12, с. 351].
Уровень детализации показателей каждого вида финансового плана должен быть определен организацией самостоятельно с учетом специфики его функционирования.
Также различают долгосрочное и краткосрочное планирование. В долгосрочном учитывается принятие решений, связанных с приобретением основного капитала, определением ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, и кадровой политикой.
Однако распространенным вариантом на любом предприятии является финансовое планирование на краткосрочный период, обычно распространяющееся на один год. Годовой бюджет, в свою очередь, подразделяется на квартальные и месячные планы.
Основным инструментом по оперативному управлению финансами организации является платежный календарь. Платежный календарь представляет собой плановый финансовый документ, обеспечивающий ежедневное управление поступлением и расходованием денежных средств предприятия.
Платежный календарь, разрабатываемый на предприятии, позволяет решать следующие основные задачи [14, с. 277]:
- свести прогнозные варианты плана поступления и расходования денежных средств (оптимистический, реалистический, пессимистический) к одному реальному заданию по формированию денежных потоков предприятия в рамках одного месяца;
- в максимально возможной степени синхронизировать положительный и отрицательный денежные потоки, повысив тем самым эффективность денежного оборота предприятия;
- обеспечить приоритетность платежей предприятия по критерию их влияния на конечные результаты его финансовой деятельности;
- в максимальной степени обеспечить необходимую абсолютную ликвидность денежного потока предприятия, то есть его платежеспособность в рамках краткосрочного периода;
- включить управление денежными потоками в систему оперативного контроллинга (соответственно, и текущего мониторинга) финансовой деятельности предприятия.
При внедрении платежного календаря у организации возникают следующие преимущества:
- появляется возможность прогнозирования финансового состояния компании;
- повышается прозрачность процессов управления доходами и расходами организации;
- увеличиваются гибкость и обоснованность решений при изменении экономических условий функционирования компании;
- оптимизируется кредитная политика организации;
- увеличиваются степень надежности и уровень доверия к компании со стороны кредиторов, инвесторов, головной организации.
Рассмотрим процесс реализации платежного календаря (рис. 1).
Внесение заявки на платеж инициатором
Согласование заявки с руководителем подразделения
Проверка на согласование платежа принятому бюджету
Платеж не соответствует принятому бюджету
Согласование платежа с Генеральным директором в индивидуальном порядке
Согласование получено
Согласование не получено
Платеж соответствует принятому бюджету
Заявка отклонена
Внесение платежа в реестр на предстоящий период
Согласование реестра руководителем финансовой службы
Оплата согласно утвержденному реестру
Рисунок 1 - Схема процесса реализации платежного календаря [6, с. 54]
В идеале, ведение платежного календаря в организации должно быть автоматизировано. Это позволит повысить оперативность поступления финансовой информации и исключить негативное воздействие человеческого фактора на управление текущими финансами.
Основная цель платежного календаря — формирование графика денежных потоков на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобы гарантировать оплату всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов [7, с. 332].
Содержание платежного календаря может быть разным (в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений заинтересованных сотрудников), однако он всегда должен включать в себя данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств (обычно с разбивкой по дням и источникам).
Таким образом, в данной главе мы изучили основы разработки платежного календаря для управления дебиторской и кредиторской задолженностью. На основе изложенного материала необходимо сделать определенные выводы.
Дебиторской задолженностью называется сумма, состоящая из долгов, которые причитаются организации в результате ее взаимодействия с другими организациями или физическими лицами в хозяйственной сфере. Наличие таких долгов означает, что средства предприятия, которому должны, используются не им самим, а той стороной, которая должна.
Кредиторской задолженностью именуется сумма, взимающаяся с должника в пользу другого лица, которому необходимо вернуть долг. Это долговое обязательство возникает тогда, когда оговоренное время платежа за исполненное обязательство, оплаты купленного товара, полученных услуг истекло, а платеж так и не был совершен. Отличие от дебиторской задолженности заключается в том, что лицо-должник использует средства, которые не принадлежат ему на самом деле, то есть средства, которые являются для него долговыми суммами.
Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей финансового менеджмента предприятия является непрерывное управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Финансовое планирование – это управленческий процесс создания, распределения и использования денежных ресурсов субъекта хозяйствования. Данный процесс является структурным элементом всего процесса планирования, создаваемого менеджерами предприятия.
Основным инструментом по оперативному управлению финансами организации является платежный календарь. Одной из особенностей платежного календаря является его постоянная актуализация. В случае недостатка денежных средств для удовлетворения всех поступивших заявок используются правила ранжирования платежей в зависимости от их вида и уровня приоритета.
2. Анализ процесса создания модели платежного календаря с целью управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Объединенные кондитеры»
2.1. Характеристика предприятия
Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Объединенные кондитеры».
Краткое наименование: ООО «Объединенные кондитеры».
Место нахождения предприятия: 115184 Москва, 2-ой Новокузнецкий пер., д. 13/15, стр. 1.
ООО «Объединенные кондитеры» входит в Группу «Гута» и является крупнейшим кондитерским предприятием в Восточной Европе, объединяя 19 российских фабрик, в том числе крупнейшие московские предприятия «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский», «РОТ ФРОНТ».
Предприятиями производятся все виды кондитерских изделий: шоколад, весовые конфеты, карамель, ирис, зефир, вафли, торты, мармелад и восточные сладости.
Кондитерские фабрики Холдинга владеют самыми известными российскими торговыми марками такими как: «Аленка»®, «Бабаевский»®, «Вдохновение»®, «Мишка косолапый»®, «Красная шапочка»®, «Коровка»®, «Тульский пряник»® и многими другими. Изделия под этими брендами любимы в России и популярны за рубежом. Продукция реализуется через развитую сеть дистрибуции по всей России, а также осуществляются поставки в США, Европу, Израиль, страны СНГ и ряд государств Ближнего Востока. Среди постоянных потребителей продукции Холдинга – ФГУП комбинат питания «Кремлевский», Правительство России, мэрия Москвы и Московская Патриархия.
Холдинг «Объединенные кондитеры» успешно сочетает двухвековые традиции качества, современные технологии и заботу о потребителях.
В 2015 доля Холдинга «Объединенные кондитеры» на кондитерском рынке России составила 13,1%. Продукция фабрик Холдинга занимает первые позиции во всех основных категориях (в натуральном выражении): шоколад (20,7%), весовые конфеты (32,6%), конфеты в коробках (18,3%), карамель (41%).
Холдинг «Объединенные кондитеры» продолжает развитие экспортного направления. Осуществлен ряд крупных поставок кондитерских изделий в Германию, Польшу и другие страны. Участие в крупнейших международных специализированных выставках – ISM и SEAL еще раз показало большой интерес иностранных потребителей к сладкой продукции предприятий Холдинга под брендами: «Artpassion»®, «Alionka»®, «Bon Roll»® и другим, которые экспортируются в другие страны.
Организационная структура управления ООО «Объединенные кондитеры» представлена в приложении 1. Как видно из приложения 1, органами управления ООО «Объединенные кондитеры» являются:
- Собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Генеральный директор.
Собрание акционеров является высшим органом управления ООО «Объединенные кондитеры». Общество обязано ежегодно проводить годовое Собрание.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью ООО «Объединенные кондитеры». В компетенцию Совета директоров входит решение вопросов общего руководства деятельностью Общества, за исключение вопросов, отнесенных Законом к компетенции Собрания.
Генеральный директор – единоличный исполнительный орган Общества, подотчетный Совету директоров и Собранию, назначается Советом директоров. Совет директоров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и назначении нового Генерального директора.
Генеральный директор ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» непосредственно координирует работу директора по маркетингу и персоналу, директора по экономике и финансам, коммерческого директора, технического директора, канцелярии, отдела автоматизированной системы управления (АСУ), отдела управления качеством, бухгалтерии, отдела материально-технического снабжения (МТС), группы по разработке новой продукции, службы по управлению производством [16].
Предприятие имеет организационно-правовую форму в виде Общества с ограниченной ответственностью. Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством [1].
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде [1].
Предприятие действует на основании устава и учредительных документов [16].
2.2. Разработка платежного календаря для управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
Отчет «Платежный календарь» является основным инструментом контроля за движением денежных потоков предприятия. Данные, выводимые в отчете, позволяют сопоставить календарные графики платежей и поступлений денежных средств с их исполнением, а также оценить уровень платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде. Структура отчета «Платежный календарь» представляет собой двумерную таблицу, в колонках которой расположены периоды с детализацией в день, а в строках - группировки аналитических разрезов, использующихся при планировании платежей и поступлений, а также при отражении операций фактического движения средств по расчетным счетам предприятия и его кассе.
Порядок расчета сумм остатков безналичных и наличных денежных средств, выводимых в платежном календаре, зависит от принадлежности выводимого календарного периода (дня) к прошлому, текущему или будущему (относительно рабочей даты) и подчиняется следующим правилам [17]:
- Прошлые календарные периоды - плановые и фактические остатки на начало дня соответствуют фактическим остаткам за предыдущий день, планируемый остаток на конец дня рассчитывается с учетом запланированных поступлений и платежей, а фактический - на основании данных о фактическом движении денежных средств;
- Рабочий день - данные за рабочий день рассчитываются аналогично прошлым календарным периодам;
- Будущие календарные периоды - для будущих календарных периодов доступны только значения запланированных сумм, расчет которых производится последовательно, на основании запланированных платежей и поступлений каждого дня, начиная с рабочей даты, отталкиваясь от планируемого остатка денежных средств на ее окончание. При этом следует учитывать, что если существует необходимость расчета будущих календарных периодов от фактических остатков рабочей даты (такая ситуация, например, может возникнуть в конце рабочего дня, когда точно известно, что поступлений и платежей сегодня больше не ожидается) достаточно сдвинуть рабочую дату на один день вперед, что в свою очередь сместит текущий день в прошлый календарный период и позволит планировать движения и остатки будущих периодов от фактических данных текущего дня.