Файл: Проектирование организации (АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность организационного проектирования
1.1 Главные цели и задачи организационного проектирования
1.2 Процессы организационного проектирования
1.3 Принципы организационного проектирования
1.4 Организационная структура предприятия
1.5 Виды организационных структур
2. ОПИСАНИЕ АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни глобализация развивается невероятно быстро. Вследствие этого фирмы переходят в условия быстрой конкуренции. Таким образом, все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе сталкиваются с важной проблемой эффективного управления.
Потребность в организационном проектировании обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими большие размеры в пространстве и во времени в условиях динамичных изменений внешней среды. По мере усложнения экономических и социальных отношений в различных организациях все чаще возникают задачи, решение которых невозможно без использования комплексного системного подхода. Системное внутрифирменное управление организацией представляет собой совокупность основополагающих функций управления, таких как планирования, организация, контроль, мотивация.
Актуальность проблемы обосновывается тем, что многие организации не придерживаются этих негласных правил управления, следовательно, эффективное функционирование работы таких предприятий снижается.
Объектом исследования данной курсовой работы является АО «Русский хром 1915».
Предмет исследования данной курсовой работы – проблемы организационного строя АО «Русский хром 1915».
Методы исследования – теоретические: анализ, классификация, обобщение; практические: описание, сравнение, материальное моделирование.
Целью работы является рассмотрение и анализ внутрифирменного управления организацией на примере АО «Русский хром 1915». В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теорию об организационном проектировании;
- Рассмотреть историю и направления деятельности АО «Русский хром 1915»;
- Проанализировать систему управления АО «Русский хром 1915»;
- Дать рекомендации по совершенствованию системы управления АО «Русский хром 1915».
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, в которых имеется по два-четыре параграфа, заключения, списка используемых источников и приложения.
В первой главе рассматривается организационное проектирование, его этапы и принципы. Также определяется сущность управления организацией, ее внешняя и внутренняя среды и рассматриваются разные организационные структуры.
Во второй главе мы переходим к анализу организации «Русский хром 1915», ее характеристикам, а также определяем цель, задачи, внутреннюю и внешнюю среды и проводим SWOT-анализ предприятия с последующими выводами.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию внутрифирменного управления и эффективной работы организации.
В заключении находятся все основные выводы, а также результаты, достигнутые в ходе работы.
1. Сущность организационного проектирования
1.1 Главные цели и задачи организационного проектирования
Организационное проектирование — важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления [1]. Такое проектирование базируется на стратегических планах организации. Как правило, ранее, структура управления компаний складывалась исключительно под воздействием времени. Сегодня же, это результат целенаправленных действий по её совершенствованию. Разработка проектных решений для перспективного устройства бизнес-организации и по её переходу к перспективному целевому состоянию, в этом заключается организационное проектирование [3].
Проектирование организации – это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных, таких как [2]:
- Разделение труда и специализация. Разделение труда происходит по двум направлениям: вертикальному (уровни управления) и горизонтальному (специализация с выделением наиболее критических областей деятельности, например, маркетинг, финансы и т.п.).
- Департаментализация - группировка схожих работ по результатам деятельности (продукт, потребители, рынки) или вокруг ресурсов (технология, вид производства (массовое, опытное), тип оборудования и т. п.).
- Коммуникации (связи) и механизм координации.
- Масштаб управляемости и контроля - отвечает на вопрос о количестве людей и работ, которые могут быть эффективно объединены под единым руководством.
- Распределение прав и ответственности.
- Централизация и децентрализация отражает концентрацию нрав принятия решений. Централизация предполагает концентрацию прав на верхнем уровне руководства, децентрализация - делегирование полномочий по иерархической лестнице вниз.
- Дифференциация и интеграция.
Алгоритм проектирования организационной структуры управления представлен на рисунке 1 [5].
Рис. 1. Алгоритм проектирования организационной структуры управления
Проектирование организации чаще всего направлено на достижение следующих целей: создать новую организацию, совершенствовать существующую организацию (проведение рационализации), радикально преобразовать существующую организацию (проведение реорганизации) [3].
Таким образом, цель проектирования организации — создание новых предприятий, фирм, включая организационные структуры, механизмы и связи или реконструкция действующих организаций (поиск эффективного сочетания организационных элементов), а также установка наилучшего соответствия между ними [3]. Разрабатывается перспективное устройство организации таким образом, чтобы все проблемы были решены, а цели достигнуты. Принимая во внимание уже существующие возможности организации и обязательно учитывая рыночные тенденции, разрабатывается и формируется проект организационной системы для перехода организации к перспективному состоянию.
С нуля проектирование организационных систем происходит очень редко, чаще всего проектирование организации имеет отношение к развитию, расширению, реструктуризации, модернизации, реконструкции, диверсификации, техническому и технологическому перевооружению действующих систем [11].
Основные задачи организационного проектирования:
- набор функционально обособленных элементов организации и связей между ними;
- определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий;
- закрепление их в нормативных документах.
Нормативные документы, которые отражают итоги проектирования организации, могут быть следующие:
- положения о подразделениях предприятия,
- должностные инструкции,
- образцы кадровых документов,
- положение о планировании,
- система оплаты труда,
- положение о документообороте.
Проектирование организации взаимосвязано с понятием бизнес-процессов, которые представляют собой связанные цепочки хозяйственных операций. Бизнес-процесс характеризуется системой последовательных, целенаправленных и регламентированных типов деятельности, в процессе которой через управляющее воздействие посредством ресурсов входы процессов трансформируются в выходы [5].
1.2 Процессы организационного проектирования
К основным процессам, связанным с организационным проектированием, относят структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию [8]. Все они тесно взаимосвязаны и обычно вытекают друг из друга.
Композиция заключается в определении направлений деятельности организации, её подразделений с учётом технологических, информационных и иных взаимосвязей между ними и в разработке общей структурной схемы [8]. Здесь формулируются основные требования к особенностям характера взаимодействия и механизма функционирования организации, и её отдельных элементов (цели, число уровней управления, степень централизации и децентрализации, способы осуществления внутренних и внешних контактов, принципы подбора и продвижения кадров, оплаты труда, стимулирования и проч.).
Композиция включает в себя [7]:
• направления и стратегические области деятельности организации,
• правовые формы организации,
• информационные и технологические взаимосвязи между подразделениями организации,
• принципы распределения полномочий и ответственности,
• степень централизации и децентрализации,
• модели взаимодействия организации со средой,
• финансовые и экономические механизмы организации,
• принципы подбора, мотивации, развития и продвижения персонала.
В процессе структуризации исходя из организационных целей определяются внутренняя структура подразделений, задачи, стоящие перед ними в целом, рабочими местами и должностями, их полномочия, связи и т.п [6]. Структуризация нацелена на определение границ организации, конкретного состава и функций подразделений организации, ее организационной структуры, на определение численности персонала.
Под регламентацией понимается разработка обязательных параметров самой организации и протекающих в ней процессов [8]. Речь идет о правилах, процедурах, нормативах выполнения тех или иных операций, основных функциях работников, величине их полномочий, требуемой квалификации, порядке взаимодействия между ними и т. д. Важным объектом регламентации являются информация, её содержание, периодичность поступления или предоставления. Регламентация может осуществляться централизованно, децентрализованно, концентрированно в специальных подразделениях — консультационных центрах. Она обеспечивает единообразное осуществление повторяющихся производственных, управленческих или иных действий независимо от личных особенностей тех, кто их выполняет. Её основой является регламент (организационное положение, предельно четко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления). Регламенты бывают техническими, организационными; экономическими (устанавливают рамки хозяйственной деятельности); социальными (регулируют трудовые отношения).
Ориентация заключается в создании в рамках организации условий для упорядочения положения и движения людей и материальных объектов [8]. Она бывает нумерационной (шифры папок в архиве), словесной (табличка на двери с именем сотрудника), словесно-нумерационной (комбинация того и другого), символической (условный рисунок), графической (схемы эвакуации персонала в случае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах).
Все перечисленные моменты создают основу бесперебойного функционирования организации, т.е. деятельности по постоянному поддержанию процессов обмена ресурсами, энергией и информацией как в её рамках, так и с окружением [4].
1.3 Принципы организационного проектирования
Первые решаемые задачи такого формирования организационных структур — это ликвидация многоступенчатости и лишних звеньев управления. Грамотное и продуманное проектирование организационных структур управления основывается на таких принципах [5]:
- Адекватность структуры, носящей организационный характер, соответственно и деятельности управленческого объекта.
- Способность к быстрым изменениям в соответствии ситуаций.
- Максимальная оптимизация всех уровней управления.
- Создание идеальной сбалансированности прав и полномочий.
- Распределение равномерной нагрузки на все звенья управления.
- Безупречная полная согласованность всех решений и деятельности структурных подразделений, без исключения.
В масштабных организациях, где осуществляется сразу несколько видов деятельности, соответственно больше подразделений, между которыми связи многочисленны, в результате намного больше и сложнее структура управления. Отдельной строкой следует выделить тот факт, что чем ниже норма управленческой системы, тем больше в организации будет подразделений, следовательно, управленческая структура будет сложнее [10]. Однозначно, норма управляемости должно быть оптимальной. Если такая норма излишне высока, то, как правило, руководители просто не в состоянии вникать во все особенности процессов работы подчиненных и, как результат, многие вопросы решаются без участия руководства или же могут оставаться совсем нерешенными.
Особенности управленческой структуры определяются целым рядом факторов, главный из которых — это норма управляемости. То есть, четкое определение предельного числа подчиненных, которыми можно эффективно руководить. Величина такой нормы зависит от [2]: