Файл: Организация управленческого учета в компании ( Теоретические аспекты управленческого учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящие время управленческий учет выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью любого предприятия, его стратегией и тактикой. Главной целью управленческого учета является формирование информации для принятия оперативных управленческих решений. Основа управленческого учета включает в себя организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых решений, а также ответственность за исполнение. Как правильно хорошо спланированный учет помогает руководителю компании принять более эффективное решение в повышении эффективности поставленных задач. Данная тема на сегодняшний день является актуальной так как процесс управления и планирования играет не мало важную роль в процессе эффективной работы всего предприятия.

Управленческим учетом на сегодняшний день является комплекс экономических знаний и навыков. Все эти знания являются большим преимущесством, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям. Оценить же по достоинству возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства. При формировании системы управленческого учета, способной удовлетворять потребности менеджеров всех уровней управления предприятием, необходимо прежде всего классифицировать все основные затраты, производимые в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на каждом предприятии организуется собственная система управленческого учета, что требует детального и всестороннего изучения действующих бизнес-процессов, целевых функций, стратегических задач, изменений внешней и внутренней среды.. Поэтому исследование системы управленческого учета на примере конкретного экономического субъекта является своевременным на все этапах его развития.

Цель курсовой работы. На основе изучения теоретических и методических основ управленческого учета разработать рекомендации и предложения по организации управленческого учета на предприятии торговли.

Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:

- определить сущности управленческого учета;

  • рассмотреть классификации затрат;
  • определить себестоимости и методов калькулирования, раскрыть методы учета затрат и калькулирования себестоимости;
  • предложить рекомендации по усовершенствованию управленческого учета на исследуемом объекте.

Объектом курсовой работы является сеть хлебобулочных магазинов компании ООО «СестрорецкийХлебозавод».

Предметом работы выступают способы организации управленческого учета на предприятии.

В процессе выполнения работы использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез. Для анализа финансового состояния применялись методы сравнения, коэффициентный метод.

Глава 1. Теоретические аспекты управленческого учета

1.1Понятие управленческого учета

На практике существует более шестидесяти трактовок понятия «управленческий учёт», в результате которого выявлено три принципиальных подхода в ин­терпретации данной дефиниции, различаю­щихся широтой входящих в неё структурныхэлементов.

Сторонники первого подхода рассмат­ривают управленческий учёт как целостную систему с присущими задачами, целями и функциями. Анализ их взглядов позволил прийти к следующим выводам.

Управленческий учёт позволяет форми­ровать информационную базу, которая пред­назначена только для внутреннего использо­вания, а также для принятия оптимальных управленческих решений. Некоторые специа­листы в области управленческого и финансо­вого учёта (в частности, О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова) полагают, что управленческий учёт является подсистемой бухгалтерского учёта, поэтому его информационная база связана с оперативным направлением деятельности. Ряд учёных (Т.П. Карпова, В.Э., Керимов, А.Д. Шеремет) управленческий учёт связыва­ют с интегрированной системой учёта, в кото­рую включены планирование, контроль и анализ, информационная база может при этом использоваться для принятия тактиче­ских, прогнозных и стратегических решений. С нашей точки зрения авторы данного подхода слишком широко подходят к понятию «управ­ленческий учёт», не дают подробной детали­зации элементов по его функционалу, не кон­кретизирует возможности относительно его роли в максимизации прибыли.

Второй подход более сужен, поскольку рассматривает управленческий учёт как сферу деятельности, позволяющую обеспечить внутренние потребности организации как в ресурсном, так и в информационном плане [7, С. 45]. Проведя сравнительный анализ смысло­вых значений данной дефиниции считаем, что следует применить системный (третий) под­ход, позволяющий сосредоточить внимание как на внешней, так и внутренней среде изу­чаемого понятия, выделив в нем сильные сто­роны и уровни применения в практической деятельности.


Следует согласиться с точкой зрения, предполагающей, что управленческий учёт - это самостоятельная система, в которой про­исходят процессы постоянного развития, рас­ширения функций, целей, задач, инструмен­тов и методов их решения. Кроме того, со­гласно данному подходу, управленческий учёт по ряду областей находится в тесной взаимо­зависимости с финансовым учётом. Взаимо­связь между управленческим и финансовым учётом рассмотрена в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение управленческого и финансового учёта

по ряду областей исследования

Применение

Решения о возможности применения определяются руководством предприя­тия для того чтобы обеспечить информа­ционную и аналитическую поддержку

Необходимость применения закреп­лена в соответствии с законодатель­ством для того, чтобы обеспечить ин­формацией внешних пользователей относительно финансового состояния и финансового результата

Цели

Обеспечение информацией внутренних пользователей для принятия решений

Предоставление отчётности внешним пользователям, для принятия реше­ний в инвестиционной, кредитной сферах деятельности предприятия

Состав

Структура определяется целями в ис­пользовании информационной базы

Активы, обязательства, собственный капитал

Форма информа­ционной базы

Стоимостное и натуральное выражение

Стоимостное выражение

Объекты

Определённая сфера деятельности, наличие центров ответственности, управ­ленческих задач по различным направ­лениям

Предприятие в целом

На сегодняшний день в отечественной практике применения управленческого учёта используются вторичные источники информа­ции, что определённым образом снижает его эффективность. К примеру, управленческий учёт практически не оказывает влияния на процесс организации рабочих мест и произ­водственно-технологические процессы, хотя их планирование, согласно мнению экспер­тов, могло бы реально увеличить показатели эффективности как минимум на 15-30%, а управление инновационной деятельностью - на все 50-70% [28, С. 24]

Управленческий учёт базируется на ис­пользовании разнообразного набора инстру­ментов. Вначале необходимо оптимизировать затраты, и это было одной из первых функци­ей инструментов оптимизации, однако с тече­нием времени число подобных функций уве­личивалось, они становились сложнее, все более тесно взаимодействовали с системой управления, что приводило к усложнению и расширению набора инструментов, которые позволили реализовать конкретные цели.


Инструменты управленческого учёта в соответствии с областью их применения пред­ставлены в табл. 2.

Таблица 2

Инструменты реализации управленческого учёта

Сфера применения

Инструменты управленческого учёта

Система учёта

Управленческая отчётность, формы учёта, отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, показатели и индикаторы управленческого учёта, методы, спосо­бы и приёмы анализа

Информация

Документооборот, карта бизнес-процессов

Система планиро­вания

Направления оптимизации объёмов заказов, планирования загрузки мощно­стей, SWOT-анализа, анализа безубыточности, бюджетирования, расчёта сумм покрытия, ликвидности, финансовой устойчивости, маржинального анализа, фи­нансового анализа, анализа и оценки инвестиционных проектов

Блок мониторинга и контроля

Модуль временных предупреждений, внутренний аудит, контрольная функция за плановыми и фактическими показателями, оценка затрат по статьям и эле­ментам, источникам их возникновения, минимум приведённых затрат, сбалан­сированная система показателей, конечные показатели деятельности-прибыль и рентабельность

В системе управленческого учёта важное место отводится и управленческому контро­лю, который имеет две основные отличитель­ные особенности. Первая особенность заклю­чается в формализованном процессе плани­рования, выступающем как форма составле­ния бюджетов или долгосрочного планирова­ния, которые дают возможность оценивать фактические показатели деятельности. Вторая особенность основана на учёте ответственно­сти, которая достигается через создание соот­ветствующих центров, где возможно исполь­зовать на практике целевые показатели функ­ционирования, их измерение и сравнение, а также проводить аналитические процедуры и корректирующие меры. Поэтому управленче­ский контроль можно рассматривать как со­вокупность организационных и аналитических структур, методических правил и процедур, направленных руководством коммерческой организации на достижение эффективности финансовой и хозяйственной деятельности. Можно рассматривать управленческий кон­троль и как процесс, который организован по­средством представителей собственников, руководства, или же другими сотрудниками лица, на которого направлен аудит, включа­ющий такие составляющие, как контролируе­мые параметры и объекты контроля, устанав­ливающий предельные точки контроля по возникновению рискованных вероятностных ошибок и искажений. [20, С. 105]


В данных трактовках сделана попытка систематизации различных граней и форм управленческого учёта и контроля, исходя из методологических положений системного подхода, что позволяет достигнуть цели дея­тельности организации относительно эффек­тивности экономических операций и досто­верности финансовой отчётности.

Мониторинг уровней управленческого учёта и контроля по нормативно-правовому регулированию показал, что к настоящему времени отсутствуют единые подходы по данному вопросу. Общим же является мне­ние, как у учёных, так и у практиков, о необ­ходимость использовать в качестве базы нор­мативные акты в области бухгалтерского учёта. Классификацию нормативно-правовых ак­тов можно произвести, исходя из следующих иерархических уровней:

-Конституция (Основной закон) РФ; -федеральные законы и соответствующие

подзаконные акты; -указы Президента РФ; -постановления Правительства РФ; -нормативные акты министерств и ве­домств;

-нормативные акты органов государствен­ной власти и управления субъектов феде­рации и муниципалитетов; -локальные нормативные акты государ­ственных и негосударственных организа­ций различных форм собственности.

Дальнейшее исследование управленче­ского учёта и контроля с позиций системного подхода позволило выявить современные тенденции, перспективные направления их развития в коммерческих организациях в Рос­сии и за рубежом [6, С. 102]. Одной из тенденций яв­ляется использование интеграционной учёт- но-аналитической системы и формирования на её основе соответствующей управленче­ской информации. Примечательной законо­мерностью в настоящее время является пре­обладание традиционных моделей и концеп­туальных систем управленческого учёта, ори­ентированных на информационные потребно­сти внутренних пользователей. Приобретают отчётливые рамки и такие тенденции, как ис­пользование возможностей, направленных на сближение управленческого учёта с МСФО на базе имеющихся преимуществ; использова­ние процессов бюджетирования и возможно­сти автоматизации в концепции управленче­ского учёта; формирование системы внутрен­него контроля и аудита на основе риск- ориентированного направления с использо­ванием элементов бюджетирования; разра­ботка методических рекомендаций, связан­ных с оценкой результативности и оптималь­ности системы внутреннего контроля по коли­чественным и качественным показателям, по­скольку управлять можно лишь только тем, что можно измерить. А для того, чтобы эффек­тивно управлять, необходимо ещё и контро­лировать то, что измеряется [17, С. 108].