Файл: Теоретические аспекты баланса и бухгалтерской финансовой отчётности фирмы (Назначение и нормативное регулирование отчётности в РФ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты баланса и бухгалтерской финансовой отчётности фирмы
1.1. Назначение и нормативное регулирование отчётности в РФ
1.2. Бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах
Оборотный капитал Заёмный капитал
1.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах
2. Использование баланса и финансовой отчётности фирмы ООО «КЧУС+К» в анализе финансового состояния
2.1. Экономическая характеристика фирмы ООО «КЧУС+К»
2.2. Подготовительный этап перед составлением бухгалтерской отчётности
2.3. Составление бухгалтерского баланса фирмы «КЧУС+К»
2.4. Составление отчёта о финансовых результатах и других отчётных форм
Введение
Актуальность темы «Баланс и отчётность» заключается в том, что компании любой организационно-правовой формы собственности должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерский баланс и финансовую отчётность, являющуюся завершающим этапом учётного процесса.
Бухгалтерский баланс и финансовая отчётность играют важную роль в получении информации о результатах деятельности фирмы, эффективности её деятельности.
Предмет исследования – баланс и бухгалтерская финансовая отчётность.
Объект исследования – баланс и финансовая отчётность фирмы ООО «КЧУС+К».
Цель написания работы – рассмотреть особенности бухгалтерского баланса и бухгалтерской финансовой отчётности на примере фирмы ООО «КЧУС+К».
Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:
- изучить значение баланса и бухгалтерской отчётности в рыночной экономике;
- рассмотреть нормативное регулирование бух. баланса и финансовой отчётности;
- составить организационно-экономическую характеристику фирме ООО «КЧУС+К»;
- провести анализ бух. баланса и бух. отчётности фирмы ООО «КЧУС+К».
Период исследования – 2017г.
Информационной базой для написания послужили бухгалтерский баланс (ф. № 1), отчёт о финансовых результатах (ф. № 2), а также формы №№ 3-5 финансовой отчётности.
При написании работы использовались такие экономические приёмы и методы, как монографический метод, метод изучения специальной научной и учебной литературы, наблюдение в виде документации, инвентаризация, измерение, коэффициентный анализ, группировка, обобщение данных, анализ абсолютных и относительных величин, вертикальный и горизонтальный анализ.
Методологической основой написания послужили Закон «О бухгалтерском учёте», ПБУ «Бухгалтерская отчётность организации», Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ и др., а также учебная литература и периодические издания.
1. Теоретические аспекты баланса и бухгалтерской финансовой отчётности фирмы
1.1. Назначение и нормативное регулирование отчётности в РФ
Бухгалтерская (финансовая) отчётность фирмы - это единая система учётных данных об её имуществе, об обязательствах, а также о результатах хозяйственной деятельности фирмы, составляемых на основе данных бухгалтерского учёта по установленным законодательными документами формам. [5, c. 27]
Данные, отраженные в бухгалтерской отчётности фирмы, фактически представляют собой специальный вид учётных записей, являющихся извлечением из текущего бух. учёта итоговых данных о состоянии и результатах деятельности фирмы.
Система учётных показателей, составляющих бух. отчётность, должна выводиться непосредственно из счётов Гл. книги фирмы - важнейшего регистра системы бух. учёта.
Бухгалтерский баланс фирмы представляет собой перечень сальдо счётов Гл. книги, а отчёт о финансовых результатах – это перечень оборотов результатных счётов (до их закрытия) так же Гл. книги. [15, c. 124]
Бухгалтерская отчётность фирмы является основным источником информации о её деятельности, так как бух. учёт собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях фирмы. [6, с. 39]
В условиях рыночных отношений значительно возрастает круг пользователей бух. отчётности по сравнению с кругом лиц, которым представлялась бухгалтерская отчётность в административной системе.
Можно выделить четыре уровня нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учёта и отчётности в РФ:
I уровень – законодательные акты, Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ, указы Президента РФ и постановления Правительства. В нормативных документах данного уровня законодательно закреплены общие принципы организации и ведения учёта, бухгалтерской отчётности.
II уровень – национальные стандарты, т.е. Положения по ведению бухгалтерского учёта в РФ.
III уровень – методические указания и рекомендации, которые разрабатываются Минфином РФ и др. органами. Они содержат более детальные рекомендации по организации учёта того или иного объекта.
IV уровень – рабочие инструкции и указания по учёту соответствующих операций и объектов учёта в конкретной организации. К данному уровню относится рабочий план счётов организации и учётная политика [5, c. 81].
К основным законодательным и нормативным документам, регламентирующим составление и предоставление отчётности в РФ, относятся:
1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ):
Ст. 91 «Управление в обществе с ограниченной ответственностью» ГК РФ предусматривает, что для проверки финансовой отчётности общества с ограниченной ответственностью оно вправе привлекать аудитора.
2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ):
В ст. 23 «Обязанности налогоплательщиков» НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также отчётность.
3. Закон РФ № 402-ФЗ от 06.12.2011г. (ред. от 28.12.2015г.) «О бухгалтерском учёте»:
В ст. 2 Закона говориться о том, что бух. отчётность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности.
4. Положение о ведении бухгалтерского учёта и отчётности в РФ №34н от 29.07.98г. (в ред. от 24.12.2016г.):
В данном Положении, п. 34, говорится о том, что содержание и формы бух. баланса, др. отчётов и приложений применяются последовательно от одного отчётного периода к другому.
5. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» № 43н от 06.07.99г. (в ред. от 08.11.2016):
В соответствии с ПБУ 4/99 фирма должна при составлении бух. баланса, отчёта о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчётного периода к другому.
6. Приказ Минфина РФ от 02.07.2016 № 66н (ред. от 05.10.2017) «О формах бухгалтерской отчётности организаций».
Данным документом утверждены формы бух. баланса и отчёта о финансовых результатах. Также утверждены формы приложений к бух. балансу и отчёту о финансовых результатах.
7. ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 06.05.99г. № 32н (в ред. от 08.11.2016):
В п. 17 ПБУ 9/99 говорится, что в составе информации об учётной политике организации в отчётности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
а) о порядке признания выручки;
б) о способе определения готовности работ, услуг.
8. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.99г. № 33н (в ред. от 08.11.2016):
В п. 20 ПБУ 10/99 написано, что в составе информации об учётной политике организации в бухгалтерской отчётности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов [5, с. 109].
Таким образом, основными нормативными документами, регламентирующими составление бухгалтерской отчётности, являются Гражданский и Налоговый кодексы, Закон «О бухгалтерском учёте», ПБУ.
1.2. Бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2017 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» (в ред. от 05.10.2017 № 124н), бухгалтерская отчётность состоит из:
1) бух. баланса и отчёта о финансовых результатах;
2) приложений к бух. балансу и отчёту финансовых результатах:
- отчёт об изменениях капитала;
- отчёт о движении денежных средств;
- отчёт о целевом использовании полученных средств;
3) пояснений к бух. балансу и отчёту о финансовых результатах, которые оформляются в табличной или текстовой форме (ранее аналогичной данным пояснениям была форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» [8, с. 190].
Бухгалтерский баланс представлен в виде таблицы унифицированной формы, которая состоит из двух равновеликих частей: актива и пассива.
В основу построения баланса положена классификация имущества. Классификационными признаками имущества являются: состав и источник формирования [13, с. 129].
Имущество
По По источникам
составу формирования
Внеоборотные Собственные
Оборотные Привлечённые
Рис. 1. Классификация имущества
В активе и в пассиве отражается одно и то же имущество предприятия, но с различных сторон:
- в активе показываются со стороны средств;
- в пассиве – источники формирования средств.
Актив баланса состоит из двух разделов:
I раздел – Внеоборотные активы,
II раздел – Оборотные активы.
АКТИВ ПАССИВ
Основной капитал Собственный капитал
I. Внеоборотные активы III. Источники собственных
- Нематериальные а средств
активы
- Долгосрочные в
активы
Оборотный капитал Заёмный капитал
II. Текущие активы IV. Долгосрочные финан-
1. Запасы и затраты совые обязательства
2. Расчёты, денежные
средства и прочие б V. Расчёты и прочие
активы г краткосрочные пассивы
а) - долгосрочные инвестиции;
б) - краткосрочные инвестиции;
в) - перманентный (долгосрочный) капитал;
г) - краткосрочный капитал;
взаимосвязи между разделами бухгалтерского баланса
Рис. 2. Состав и структура бухгалтерского баланса
Пассив баланса состоит из трех разделов:
III раздел - Капитал и резервы,
IV раздел - Долгосрочные обязательства,
V раздел - Краткосрочные обязательства.
КАПИТАЛ
Собственный капитал
Заёмный капитал
Капитал и резервы (III раздел баланса)
Краткосрочные пассивы (V раздел)
Долгосрочные пассивы (IV раздел баланса)
Переменный капитал
Постоянный (перманентный) капитал
Рис. 3. Схема структуры пассива баланса
В конце какого раздела подсчитывается итог, а также общий итог по балансу, называемый валютой баланса. Эта сумма должна быть равна по активу и пассиву [4, c. 17].
Форма № 0710002 «Отчёт о фин. результатах» характеризует финансовые результаты деятельности фирмы. Показатели формы № 0710002 «Отчёт о фин. результатах» заполняются на основании аналитических данных к счётам 90, 91, 99.
В графе 3 формы № 0710002 «Отчёт о финансовых результатах» отражаются данные за отчётный период, в графе 4 - данные за прошлый период [5, c. 129].
Таким образом, основные формы отчётности фирмы – бух. баланс и отчёт о фин. результатах.
1.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах
В пояснениях к бух. балансу и отчёту о финансовых результатах приводятся дополнительные данные:
- в отчёте об изменениях в капитале (ф. № 0710003),
- в отчёте о движении денежных средств (ф. № 0710004),
- в отчёте о целевом использовании полученных средств (ф. № 0710006),
- расшифровка отдельных показателей бух. баланса и отчёта о финансовых результатах дается в пояснениях к . балансу и отчёту о финансовых результатах (ф. № 0710005).
Ф. № 0710003 «Отчёт об изменениях капитала» дает возможность получить информацию об источниках формирования собственного капитала. Поэлементный анализ ф. № 0710003 «Отчёт об изменениях капитала» позволяет охарактеризовать способность предприятия к наращению капитала.
Отчёт об изменениях капитала (форма № 0710003) служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Отчёт об изменениях капитала состоит из 3 разделов:
1. Движение капитала.
2. Корректировки в связи с изменением учётной политики и исправлением ошибок
3. Чистые активы.
В разделе 1 Отчёта об изменениях капитала «Движение капитала» по горизонтали отображается структура капитала, а по вертикали - операции с капиталом. При это по горизонтали отражены следующие показатели: