Файл: Личное страхование и перспективы его развития в РФ ( Сущность и разновидности личного страхования).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и разновидности личного страхования
1.2. Страхование как экономическая категория
1.3. Правовое регулирование сферы страхования
1.4. Международный опыт личного страхования на примере США
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ
2.1. Общая ситуация на рынке личного страхования
2.2. Сравнительный анализ видов личного страхования
2.3. Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений
3. ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ – СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Роль личного страхования в жизни общества
3.2. Проблемы развития сферы личного страхования и пути их решения
3.3. Перспективы развития рынка личного страхования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Гинзбург А. И. Страхование. 2-е изд. – СПб: Питер, 2006 – 208 с.
Таблица 1 – Страховые премии по РФ, 2004-2006 гг., млн. руб.
Отрасли и виды страхования |
2004 |
2005 |
Прирост, % |
2006 |
Прирост, % |
Добровольное страхование |
|||||
страхование жизни |
102 200 |
25 300 |
-75 |
15 984 |
-37 |
личное страхование |
52 900 |
64 000 |
21 |
76 950 |
20 |
имущества |
153 100 |
185 600 |
21 |
227 912 |
23 |
ответственности |
12 200 |
16 200 |
33 |
16 533 |
2 |
Обязательное страхование |
|||||
страхование пассажиров |
50 |
50 |
0 |
50 |
0 |
гос. страхование сотрудников ГНС РФ |
0,7 |
1 |
43 |
1 |
0 |
гос. страхование военнослужащих и прирав. к ним в обяз. гос. страховании лиц |
430 |
460 |
7 |
530 |
15 |
ОСАГО |
49 200 |
53 700 |
9 |
63 874 |
19 |
ОМС |
97 200 |
140 700 |
45 |
203 534 |
45 |
Страховая премия (всего) |
467 281 |
194 911 |
-59 |
228 493 |
163 |
Важным индикатором динамики и текущего состояния страхового рынка являются данные о страховых премиях и выплатах. В период 2004-2006 гг. доля страховых премий по личному страхованию и страхованию жизни на общем страховом рынке РФ составляла 33%, 18% и 15% соответственно, показывая отрицательную динамику. Доля страховых выплат в этот период была 52%, 23% и 37%.
На страховом рынке Новосибирска в рассматриваемые годы показатели были следующие: премии 25%, 16% и 16%, выплаты – 31%, 15% и 13%. Видно, что имеется отрицательный прирост доли премий и выплат в общем страховом рынке. При этом абсолютные показатели по личному страхованию демонстрируют рост, а по страхованию жизни – спад. Из этого следует, что сфера личного страхования развивается, но в динамике своего развития уступает другим видам страхования. Относительно страхования жизни можно сказать, что оно теряет популярность у страхователей.
Личное страхование (кроме страхования жизни) занимает небольшую долю в портфелях российских страховщиков. Основными потребителями услуг по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важным элементом «социального пакета».
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), около 80-85% взносов и 90-95% выплат по личному страхованию (кроме страхования жизни) приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС), а 15-20% взносов и 5-10% выплат – на страхование от несчастного случая [1]. Особенностью российской практики ДМС является доминирование доли юридических лиц в премиях и выплатах. Подавляющее большинство договоров ДМС заключено с физическими лицами, но более 90% взносов и выплат приходится на коллективные договоры по ДМС за счет юридических лиц. По оценкам ВВС, в настоящее время не более 8% населения России могут получать медицинскую помощь по программам добровольного медицинского страхования, что, однако, в четыре раза больше аналогичного показателя в 2000-2001 г.
Основные тенденции последних лет на рынке ДМС связаны с повышением стоимости медицинских услуг, что вызвано как общеэкономическими факторами, так и почти полной исчерпанностью свободных ресурсов медицинских учреждений, оказывающих качественные медицинские услуги.
Что касается пенсионного страхования, то в России оно пока практически не развито. Фактически, этот вид страхования предлагают лишь несколько страховых компаний.
2.2. Сравнительный анализ видов личного страхования
Объем премий по страхованию жизни за 2006 год составил 16 млрд. руб., уменьшившись по сравнению с 2005 годом на 37%. Объем страховых выплат – 16,6 млрд. руб., уменьшение на 34%. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, эти цифры составляли 75% и 80% соответственно, динамика также отрицательная (Рисунок 1) [12].
Рисунок 1 – Поквартальная динамика премий и выплат по страхованию жизни, 2004-2007 гг., млн. руб.
Поквартальный анализ сегмента показывает, что сравнительная динамика премий по рынку страхования жизни остается отрицательной.
Комплексный анализ показателей сбора премий и выплат по крупнейшим операторам сегмента страхования жизни за первое полугодие 2007 г. и аналогичные периоды прошлых лет позволил выявить поступательное развитие классических операций. Сбор премий по долгосрочному страхованию жизни составил 1,8 млрд. руб., превысив аналогичный показатель прошлого года на 32% (1,3 млрд. руб.). Рост классического страхования, а также рост операций по неклассическим краткосрочным договорам позволили сегменту страхования жизни впервые с 2003 г. показать положительную динамику роста.
Анализ крупнейших операторов сегмента (Таблица 2) позволил выявить ряд положительных тенденций [12]. Среди лидеров сегмента становится все больше компаний, давно известных на рынке. Лидером является компания «Согаз», увеличившая сбор премий за год в 1,7 раза, до 2,7 млрд. руб.
Таблица 2 – Лидеры по страхованию жизни, 1-е полугодие 2005-2007 гг., тыс. руб.
Наименование компании |
1 пг. 2005 |
1 пг. 2006 |
Прирост 2006 к 2005, % |
1 пг. 2007 |
Прирост 2007 к 2006, % |
Согаз |
200 530 |
1 571 608 |
684 |
2 724 740 |
73 |
Русский стандарт страхование |
0 |
0 |
- |
2 179 731 |
- |
Чулпан |
325 299 |
362 831 |
12% |
2 142 644 |
491 |
АИГ |
554 685 |
906 716 |
63% |
1 335 727 |
47% |
Городская СК |
2 499 |
386 |
-57 |
527 323 |
136 512 |
По оценкам экспертов, в настоящее время в России классическое накопительное страхование жизни занимает небольшую долю в портфелях страховых организаций, в то время как в странах ЕС доля этого вида страхования в общем объеме страхового рынка достигает 45-60%, а в Японии и Великобритании – 80% [19].
Объем премий по личному страхованию за 2006 год составил 76,9 млрд. руб., показав увеличение по сравнению с 2005 годом на 20%. Страховые выплаты составили 42 млрд. руб., динамика также положительная – увеличение на 8%. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, эти цифры составляли 17% и 21% соответственно (Рисунок 2) [12].
Рисунок 2 – Поквартальная динамика премий и выплат по личному страхованию в 2004 – 2007 гг., млн. руб.
Поквартальная динамика показывает стабильное увеличение сбора премий и объема выплат в первом и четвертом квартале каждого года. Развитие рынка личного страхования можно охарактеризовать следующим образом:
сокращается доля операций с монополисами в ДМС, где выплаты соответствуют уплаченной премии, т.е. прирост выплат замедляется;
налоговые инициативы для развития корпоративного личного страхования (прежде всего ДМС) остаются пока только в законопроектах;
растут премии по страхованию от несчастных случаев в розничном сегменте, что обусловлено развитием страхования жизни и здоровья при автокредитовании и ипотечном кредитовании, при страховании пассажиров железнодорожного и авиационного транспорта.
Динамика показателей крупнейших операторов сегмента демонстрирует следующее (Таблица 3) [12].
Таблица 3 – Лидеры в личном страховании, 1-е полугодие 2005-2007 г., тыс. руб.
Наименование |
1 пг. 2005 |
1 пг. 2006 |
Прирост 2006 к 2005,% |
1 пг. 2007 |
Прирост 2007 к 2006, % |
Согаз |
5 868 215 |
7 938 681 |
35% |
9 793 950 |
23% |
Жасо |
4 606 656 |
4 665 976 |
1% |
5 092 740 |
9% |
Росно |
2 452 538 |
3 951 951 |
61% |
4 588 997 |
16% |
Ингосстрах |
1 571 534 |
2 143 974 |
36% |
2 899 381 |
35% |
Ресо-Гарантия |
1 566 986 |
1 863 357 |
19% |
2 659 196 |
43% |
Ведущие страховщики, которые задают темп развития всему рынку личного страхования, развивают данный вид страхования не только за счет пролонгирования корпоративных договоров ДМС. Прирост премий данных страховщиков обеспечивают также новые клиенты, в том числе страхователи – физические лица.
Состав группы первых пяти компаний, лидирующих по сбору премии на рынке личного страхования, за последние 3 года практически не изменился, менялись лишь внутренние позиции отдельных компаний. Заметные сдвиги произошли внутри самого страхового сектора – возросла доля крупных страховщиков в ущерб небольшим страховым компаниям. Эта тенденция в значительной мере должна определить наметившуюся консолидацию страхового рынка.
2.3. Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений
Обзор рынка личного страхования был бы неполным без анализа отношения целевой аудитории к страхованию. «Универсальное рейтинговое агентство» провело аналитическое исследование, опросив более 1200 физических лиц в разных регионах России. Исследование показало, что очень малый процент опрошенных в настоящее время заключили договор на страхование жизни (рис. 3) [10].
Рисунок 3 – Застрахованные и незастрахованные респонденты
Однако если ознакомиться со следующими результатами, становится понятно, что лишь 7% от числа застрахованных сделали это самостоятельно (рис. 4).
Рисунок 4 – Застрахованные по личной инициативе и корпоративно
Такое положение связано с тем, что во многих компаниях страхование работников входит в компенсационный пакет. Из более чем 1200 респондентов было выявлено всего лишь 24 человека, которые самостоятельно застраховали свою жизнь. Как выяснилось, причина – в крайне низкой информированности (рис. 5).
Рисунок 5 – Информированность респондентов в области страхования
Таким образом, подавляющее количество опрошенных не имеют полного представления о страховании жизни. Между тем, из них как минимум 70% являются потенциальной целевой аудиторией данного вида страхования (рис. 6).
Рисунок 6 – Отношение опрошенных к страхованию жизни
Очевидно, что емкость рынка достаточно высока, но осведомленность людей низкая. Так как при продаже любых товаров информированность целевой аудитории прямо пропорциональна экономическому эффекту, становится понятно, почему сегодня страхование жизни относится к категории «активно развивающихся» продуктов и одновременно так далеко отстоит от категории «успешно продающихся». Одна из причин – недоверие к страховщикам (рис.7).
Рисунок 7 – Показатели доверия к страховщикам
Данные показывают высокую неуверенность страхователей в отношении страховых компаний. Основная проблем – боязнь быть обманутыми после наступления страхового случая. Подавляющее большинство респондентов считают, что после их смерти выгодоприобретатель не сможет легко и без проблем получить страховую сумму. Из них 77% считают, что страховая сумма будет выдана не в полном объеме, а 23% – что не будет выдана вообще. Становится очевидно, что страховщикам предстоят значительные шаги по укреплению своей репутации.