Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Подходы, методы и модели управления корпорациями
Характеристика англо-американской модели
Характеристика Японской модели
Характеристика Немецкой модели
Стратегические вопросы и определение стратегических ориентиров корпорации
Отечественный и зарубежный опыт управления развития корпорацией
Понятие и виды холдинговых компаний
Структура холдинговой компании
Создание и управление холдингом
Всегда стоит обращать внимание на то, что своей деятельностью корпорация влияет на внешнюю среду. В гонке по повышению качества продукции, корпорация занимается совершенствованием процессов производства и реализации продукции. При этом чем выше уровень успешных инноваций, производимых фирмой, тем большее количество конкурентов пытаются воспроизвести данные успехи. В результате инвестиции, которые корпорация тратит на разработку новых товаров и услуг для увеличения продаж, через некоторое время оборачиваются ростом конкуренции и давлением на продажи в сторону снижения.
В итоге стремление к устойчивости положения корпорации приводит к выхода из равновесия, причем компания делает это своими руками. Принимая вышеуказанный факт во внимание, формирование стратегических ориентиров корпорации превращается из объективного процесса в весьма субъективный процесс. Для понимания целеполагания корпорации необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие группы внутри корпорации оказываются источниками инновационной деятельности?
- Каковы специфические интересы данных групп?
- Как в деятельность данных групп дублируются интересы внешних стейкхолдеров?
- Каким образом достигается итоговое согласование интересов различных внутренних и внешних участников целеполагания?
В заключении данного раздела хочется зафиксировать итоговый алгоритм разработки стратегических ориентиров корпорации с помощью Рисунка 3.
Рисунок 3 «Итоговый алгоритм разработки стратегических ориентиров корпорации»
Позиционирование результативности фирмы относительно интересов ключевых игроков и выявление текущих и будущих критических несоответствий
Сведение воедино обнаруженных «критических несоответствий» и выявление взаимосвязей
Итоговое формулирование корпоративных целей как одновременное либо поэтапное избавление от «критических несоответствий»
Реализация стратегии
В целом реализацию корпоративной стратегии можно представить, как пересечение четырех групп действий, а именно политики, программы, проектов и приемов. Далее о каждой из групп подробнее.
Корпоративная политика представляет собой фиксацию диапазона допустимых и желательных действий корпорации в определенной области. Например, для нефтяных компаний или каких-либо других, но деятельность которых связана с серьезным воздействием на природную среду, важно соблюдение определенных общекорпоративных стандартов в области экологии.
Корпоративные программы представляют собой перечень действий корпорации в определенный период в какой-либо сфере. Корпоративные программы так же могут включать в себя ряд проектов, то есть неких систем мероприятий, имеющих точные количественные критерии эффективности.
Первые три вида систем действий, то есть политика, программы и проекты относятся прежде всего к реализации запланированных ранее мероприятий. Приемы наоборот характеризуют спонтанные действия менеджмента корпорации, суть которых состоит в том, чтобы увязать предполагавшиеся заранее действия и постоянно меняющуюся обстановку бизнеса.
Временные горизонты каждой из групп, безусловно, различны. Например, корпоративные программы часто допускают возможность досрочной реализации, причем эта возможность в большинстве случаев желательна. Корпоративные проекты в свою очередь имеют как правило конкретный срок реализации. В сравнении с программами досрочное выполнение проекта указывает на низкое исходное качество разработки, либо же на дополнительные издержки, которые были понесены в рамках проекта. Срок действия приемов определяется в зависимости от уместности и эффективности.
Далее хочется обратить внимание на то, что корпорация не находится в безвоздушном пространстве, ее так же окружают корпорации-конкуренты. Система отношений корпораций с конкурентами имеет название конкурентная тактика. Существует три основных вида конкурентных тактик:
- Наступательные;
- Оборонительные;
- Кооперационные
При помощи наступательной тактики корпорации стремятся занять место конкурента на рынке или в отрасли. Наступательная тактика тоже подразделяется на виды:
-
- Фронтальная атака – прямое наступление на позиции конкурента;
- Фланговая атака – удар по незащищенному сегменту бизнеса конкурента;
- Обход – удар в тыл конкурента;
- Окружение – последовательное отторжение от конкурента не только сегментов рынка, но и систем сбыта;
- Партизанская война – несистематическое нападение на территорию противника и нанесение вреда его коммуникациям.
Оборонительные тактики в большинстве своем сводятся к окапыванию и минированию подступов к собственным позициям, использованию защитных свойств местности и естественных преград, рассредоточению сил и средств, выходу из-под удара, постановке ложных целей для атаки противника. Все это перечислено исходя из военных понятий, применительно к бизнесу данные категории имеют следующий смысл.
Окапывание и минирование это искусственное повышение издержек для конкурента при выходе на определенный сегмент рынка. Использование защитных свойств местности представляет собой максимальное использование благоприятных политических и макроэкономических факторов. Рассредоточение сил означает использование на одном сегменте рынка ряда взаимодополняющих торговых марок. Выход из-под удара значит смену ассортимента и ключевых рынков корпорации. Такая категория как постановка ложных целей прозрачна, поскольку означает ложное обозначение намерений руководства относительно планов запуска новых товаров, выхода на новые рынки и другой важной для конкурентов информации.
В заключении необходимо описать третий вид конкурентных отношений – это кооперационные тактики. Этот вид уместен, когда интересы бизнеса заставляют идти на менее или более продолжительное сотрудничество либо для совместного наступления на особо крупные рынки, либо для совместной защиты от особо опасных конкурентов.
Отечественный и зарубежный опыт управления развития корпорацией
На сегодняшний день в западных странах накоплен колоссальный опыт по созданию и развитию корпораций – крупных финансово-промышленных объединений. Между структурами и характерами данных высоко интегрированных объединений в различных странах есть как сходства, так и различия. Они в больше степени связаны с определенными историческими обстоятельствами и определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния производства и рынка, но, прежде всего, обусловлены спецификой законодательного регулирования деятельности финансовых организаций, имеющих отношение к корпоративной собственности и управлению.
Экономика индустриальных стран демонстрирует многообразные формы организационно-хозяйственного взаимодействия корпоративных объединений и построения на их основе крупных транснациональных и национальных корпораций. Среди многообразия корпоративных форм объединений есть как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые финансово-промышленные объединения, которые сформировались вокруг банков.
Для рассмотрения будут взяты следующие страны: США, Япония и Германия.
В США лицом промышленности является сто многоотраслевых корпораций, которые по сути дела представляют собой высоко интегрированные корпоративные компании. Согласно официальным данным на их долю приходится диапазон от 55 до 60 процентов ВНП США. Здесь занято порядка 45% рабочей силы, сюда же направляется 60% инвестиций. Каждая из этих корпораций включает в себя предприятия двадцати пяти отраслей. В целом Американская модель корпорации создавалась с учетом рыночного ориентированной финансовой системы, на основе развитого капитала, широкого набора различных финансовых инструментов.
Изначально привлечение капитала было упрощено высоким уровнем развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений. Промышленные предприятия увеличивали капитал в основном за счет новых эмиссий акций, поэтому необходимость в долгосрочном кредитовании, как способе увеличения основного капитала, практически отпадала. Функции банков заметно сузились, поскольку сводились только к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов и осуществлению операций с ценными бумагами на внешнем рынке. Непосредственного участия в управлении предприятиями банки уже не осуществляли.
На сегодняшний день в США существует два основных типа корпораций. Первый – там, где консолидирующим ядром является банковский холдинг. Второй – там, где основу составляют производственно-технологические комплексы.
Если говорить о Японском промышленном комплексе, то он в большинстве своем держится на шести равновесных корпорациях, образованных по определенным общим принципам. Согласно официальным данным, совокупный годовой объем продаж шести групп-гигантов составляет примерно 14-15% ВНП Японии. В расчете, что общий годовой оборот достигает четыре триллиона долларов, то на эти корпорации приходится порядка пятисот миллиардов долларов. Под их контролем находится колоссальное количество промышленных активов страны. По разным данным диапазон колеблется от 50 до 75 процентов. Их доля в импорте отдельных товаров достигает 90%. Коммерческие и трастовые банки корпораций контролируют около 40% общего капитала всей банковской системы страны, а страховые компании – 55% всего страхового капитала.
Сюданы являются самодостаточными и универсальными многоотраслевыми экономическими комплексами, которые включают в себя финансовые учреждения, торговые фирмы и набор производственных предприятий, который составляет полный спектр отраслей народного хозяйства. Благодаря наличию кредитно-финансовых институтов в корпорации достигаются стратегические выгоды, первоначально связанные с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы. Для технологического обновления производства, а также для темпов наращивания выпуска конкурентоспособной продукции очень важно насколько инвестиционные возможности корпорации превышают объемы финансирования. Универсальная торговая фирма так же является очень важным элементом корпорации. Они выполняют функции сбыта и снабжения, более того – своеобразного департамента внешних связей при освоении новых сфер деятельности. Промышленные объединения, входящие в корпорации в основном построены по принципу вертикальной интеграции. Под эгидой головной компании собрано множество подчиненных ей дочерних компаний. Всего таких ярусов насчитывается до четырех, поскольку многие дочерние фирмы имеют под своим началом другие, включая всевозможные субподрядные. Размеры акционерного капитала в дочерних компаниях могут варьироваться от 10 до 50%, иногда они вообще не имеют акционерного капитала, то есть вообще нет долевого участия. Одним из японских экономических достижений является широкое использование привлеченных средств, именно поэтому обязательным членом корпорации является крупнейший банк, который контролирует большую сеть филиалов и дочерних банков. Так же под его контролем работают страховые и инвестиционные компании и трастовые банки.
Так же хочется отметить, что консолидирующим ядром Японской модели в основном выступают компании тяжелой и химической промышленности.
В Германии основной особенностью является то, что банки тесно связаны с промышленностью. На основе акционерных, финансовых, а также деловых связей происходит межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами в устойчивые горизонтальные корпоративные промышленно-финансовые объединения. Банки в таком случае принимают участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и участвуют в управлении предприятием. В основном в Германии крупнейшие банки как раз являются центрами создания корпораций. Банки – это некие универсальные кредитно-финансовые комплексы, обладающие широким набором услуг, такими прежде всего являются:
- Консультационные услуги по анализу и прогнозированию рынков, сбору информации о технических решениях и нововведениях по обеспечению трудовыми ресурсами;
- Финансовое планирование, решение вопросов организации руководства предприятием;
- Страховые услуги в части оказания клиентам банка комбинированных услуг на основе сочетания депозитных операций со страховой защитой вкладчика;
- Активная роль в обеспечении зарубежных интересов предприятий, входящих в состав корпорации, участвуя в кредитовании местных экспортеров, капиталовложениях за границей или прямых производственных контактах.
Помимо крупнейших корпораций, во главе которых находятся крупнейшие банки страны, в Германии существуют и такие корпорации, где основным звеном является промышленное объединение, не смотря на то, что банковский капитал имеет несколько равных ему по силе и значению представителей. Также в Германии немаловажную роль играют региональные корпорации. Их создание связано с процессом концентрации капитала. Сила и самостоятельность этих корпораций определяются тесными связями с правительством земли и местной промышленностью.
Далее необходимо рассмотреть ситуацию, сложившуюся в отечественной экономике. С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, который определяет развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов и финансово-промышленных групп. В основе их формирования лежат организационные процессы концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования, интернационализации, диверсификации и синергии производства и капитала. Здесь же очень важно отметить развитие информационных технологий. В целом общество развивается в направлении образования единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а различные организационно-экономические объединения, и в первую очередь корпорации.