Файл: Управление конфликтами в проектной среде (Теоретические основы управления конфликтами в процессе реализации проекта).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в процессе реализации проекта
1.1. Современные представления о проектном менеджменте
1.2. Конфликты и их психологическая сущность. Понятие, функции, особенности конфликтов
1.3. Методы управления конфликтами в проектной среде
Глава 2. Анализ сферы реализации проекта
2.1. Общая характеристика организации. Резюме проекта
2.2 Анализ конфликтов во внутренней среде проекта
Глава 3. Направления работы по управлению межличностными конфликтами в процессе реализации проекта
3.1. Методы разрешения и предотвращения конфликтов
3.2. Экономическая и психологическая эффективность от реализации предложенных мероприятий
Введение
В жизни каждого человека случаются конфликты. Они имеют форму небольших стычек на бытовой почве или же геополитические конфликты, изматывающие психику тех людей, которые привыкли беспокоиться за мир, в котором живут они и их дети, и задумываться о происходящем. Существуют также разнообразные конфликты в рамках выполнения должностных обязанностей, порой без которых невозможно решить поставленные задачи.
В нашем современном мире жизнь делового человека достаточно сильно перегружена сложными ситуациями, которые требуют умения разрешать бесчисленные противоречия между людьми.
Во всех социальных сферах возникают конфликтные ситуации. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать социальные группы, отдельные индивиды или организации. Состоит из конфликтов весь процесс функционирования общества. И чем больше общество дифференцировано, чем сложнее социальная структура, тем больше взаимоисключающих и несовпадающих целей и интересов, следовательно – больше источников для потенциального конфликта.
Сегодня особо актуальна проблема межличностных конфликтов в трудовых коллективах. Отличительный признак конфликта – это то, что конфликт протекает и возникает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
Чаще всего затрудняют совместную жизнь людей и разрушающе действуют на них не сами конфликты, а следствия определенных форм поведения в конфликтных ситуациях. Следствиями таких форм являются угрозы, страх, враждебность. Если чрезмерно длительны и интенсивны эти переживания, тогда у человека может закрепиться и возникнуть защищающаяся реакция, другими словами поведение, вплетающееся в структуру личности и искажающее характер мышления, чувств и поступков.
Распространяются и на другие ситуации враждебность и чувства опасности, пагубные последствия, участниками которых становится субъект Отсюда возникает что-то вроде цепной реакции, охватывающей с каждым разом все более широкие области отношений между людьми.
Актуальность и важность темы проблем межличностных конфликтов повлияла на выбор темы данной курсовой работы.
Объектом исследования курсовой работы являются: конфликты, возникающие между людьми.
Предметом исследования выступают особенности межличностных конфликтов в проектной среде, а также способы их регулирования.
Цель исследования - это изучение особенностей конфликтов в проектной среде и способы их регулирования.
В представленной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- анализ и изучение литературы о проблеме конфликтов в психологии;
- экспериментальное исследование особенностей межличностных конфликтов в проектной среде;
- изучение конфликтов в проектной среде и способов их регулирования;
- проведение коррекционной работы в коллективе, которая будет направлена на регулирование конфликтов в проектной среде.
В предложениях, которые специально разработаны для повышения конфликтоустойчивости человека или группы людей состоит гипотеза исследования.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- эмпирический метод – сбор данных;
- теоретический метод – литература по проблеме исследования.
На практике значимость темы данной курсовой работы состоит в том, что исследование конфликтов в проектной среде будет полезной для учреждений и организаций, а также трудовых коллективов.
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в процессе реализации проекта
1.1. Современные представления о проектном менеджменте
На основе предвидения изменений или же в результате столкновения с трудностями происходит переосмысление сущности деятельности компании к определенной последовательности действий по разработке организационно-управленческих моделей и новой стратегии деятельности:
- управленческая стратегия топ-менеджмента компании;
- организационная структура;
- стратегия компании на рынке;
- система менеджмента в компании;
- модели менеджмента проектов.[1]
Выбором топ-менеджмента компании является, во-первых выбором организационных форм и ресурсного обеспечения, а также действий по осуществлению перечисленных шагов.
Существуют эффективные подходы по формированию корпоративной культуры, управленческой стратегии топ-менеджмента, системы менеджмента и организационной структуры для компании целью деятельности которой является реализация проектов и получение прибыли.[2]
К проектно-ориентированным компаниям по роду своей деятельности относятся компании, которые работаю в области строительства, инновационной деятельности, консалтинга, инноваций, научно-технических разработок и т.п. В производственных компаниях, которые запускают новую продукцию или проводят реорганизацию своей деятельности, то в по таким вопросам деятельность компании строится как проектная. В таком случае часто осуществляется работа над проектами по принципу «предприятие в предприятии». Тогда проект стоит рассматривать, как предприятие временное, которое имеет свои определенные цели и задачи, имеет свое назначение и собственный бюджет. Управление таким предприятием осуществляется как и в обычной компании автономно в рамках корпоративной стратегии.
Рынок определяет требования к деятельности проектно-ориентированных компаний. Чем больше адекватна требованиям стратегия, культура и организационно-управленческая модель, тем больший успех будет от деятельности компании.
С нескольких точек зрения можно описать проектно-ориентированные компании, в частности в соответствии с основными ее характеристиками такими, как:
- открытость коммуникаций;
- самоорганизация;
- командная ориентация;
- стратегическая ориентация;
- открытость компании, как системы;
- ориентация на окружающую среду.[3]
Не является критичной для успешной деятельности проектно-ориентированных компаний каждая отдельно взятая характеристика. Но определяет новую парадигму компании, а также эффективность ее менеджмента их взаимосвязанная совокупность.
Понятие «проект» в современном мире отличается от исторического и широко используемого в российских компаниях представления о проекте, как о комплекте завершенной проектной документации.
Общее определение «проект» - это то, что планируется или задумывается для осуществления предприятием.
Проект – это предприятие, которое характеризуется в значительной степени неповторимостью условий в их совокупности.[4]
Примерами условий неповторимости предприятий являются:
цель предприятия;
- задание цели;
- временные, социальные и финансовые ограничения;
- ограничения о других намерений;
- специфическая для проекта организация его осуществления.[5]
Разнообразие определений «проект» в многочисленных и разнообразных интерпретациях авторов и нормативных документах показывает, что нет однозначность понятие «проект». Отсюда каждая компания берет понятие проекта в качестве базового то, которое наиболее подходит для ее деятельности. К расширению типов проектов, увеличению выполнения заказов и изменению задач в проектной форме приводят изменения в окружающей среде. Происходит следующий переход в деятельности проектно-ориентированных компаний:
- от внешних проектов к совокупности внутренних и внешних проектов;
- от хорошо структурируемых задач к слабо структурируемым задачам социальной природы;
- от малого количества больших проектов к большому количеству малых и больших проектов;
- от проектов по научно-техническим разработкам, по строительству к проектам по организационному развитию, реинжинирингу, банковским и др.
- от повторяющихся проектов к совокупности взаимосвязанных уникальных и повторяющихся проектов.[6]
Требует перехода к новой модели деятельности для проектно-ориентированных компаний высокая динамика изменений внешней среды, которая должна быть высоко адаптивной, гибкой, самонастраивающейся на потребление рынка и проектно-ориентированной.
1.2. Конфликты и их психологическая сущность. Понятие, функции, особенности конфликтов
Конфликт - это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, которые выступают в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.[7]
Во взаимодействиях между двумя индивидами проявляются межличностные конфликты, в которых субъекты выясняют свои отношения непосредственно лицом друг к другу и противостоят друг другу. Данный тип является самым распространенным, и могут возникать как между близкими людьми, так и между коллегами по работе. Каждая сторона в конфликтных отношениях стремится отстоять свое собственное мнение и доказать другой стороне свою правоту. Зачастую в таких ситуациях люди прибегают к взаимным словесным оскорблениям, взаимным обвинениям и унижениям.
Данное поведение вызывает острые эмоциональные и негативные переживания у субъектов конфликта, такие переживания провоцируют участников на экстремальные поступки и обостряют взаимодействия между участниками. Управлять своим эмоциями в конфликтных ситуациях достаточно трудно. Многие участники еще потом долго испытывают негативное самочувствие после разрешения конфликта.
Сохранение существующей системы межличностного взаимодействия направлены на предупреждение и урегулирование конфликта. Всё же могут оказаться источником конфликтной ситуации причины, ведущие к разрушению сложившейся системы взаимодействия. Исходя из этого, выделяют следующие функции конфликта:
- деструктивные функции;
- конструктивные функции.[8]
Рассмотрим подробнее, что относят к деструктивным функциям:
- развал или ухудшение отношений;
- низкая эффективность дальнейшего взаимодействия;
- разрушение существующей совместной деятельности;
- негативное самочувствие участников.
Рассмотрим подробнее, что относят к конструктивным функциям:
- перестроечная – когда конфликт снимает факторы, которые подтачивают существующие взаимодействия между личностями;
- функция развития – конфликт – это важный источник развития его участников;
- познавательная - появление конфликта – это симптом неблагополучных отношений;
- инструментальная – конфликт, как инструмент разрешения противоречий.[9]
Выделяют элементы и структуру при системном изучении конфликтов. Элементами конфликтов являются:
- субъекты конфликта;
- мотивы и цели;
- причины конфликта;
- личностные характеристики субъектов конфликта;
- сторонники конфликта.
Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Структура и элементы конфликта постоянно меняются потому, что конфликт всегда находится в развитии.
Субъекты конфликта – это те участники, которые стремятся к достижению своей цели и отстаивают свои собственные интересы. Субъекты конфликта всегда выступают от своего лица.[10]
Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются:
- противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;
- проявляется весь спектр известных причин: объективных и субъективных, общих и частных;
- затрагивают интересы окружения;
- отличаются высокой эмоциональностью.
Межличностные конфликты могут классифицироваться в зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений следующим образом:
- групповые конфликты – противоборство, где хоть одна сторона представлена малой социальной группой;
- межгрупповые конфликты - образ конфликта носит характер групповых взглядов;
- международные конфликты – основные субъекты в данных конфликтах – это государства.
- конфликты по вертикали – причины конфликтных ситуаций в звене «руководитель – подчиненный»;
- инновационные конфликты.[11]