Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана ( Генезис правового развития права на фирменное наименование законодательстве России и в отдельных зарубежных странах).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект
1.2 Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран
2. Правовая охрана фирменного наименования в российском законодательстве
2.1 Понятие фирменного наименования
2.2 Содержание права на фирменное наименование.
3 Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица
2.2 Содержание права на фирменное наименование.
Сущность права на фирму заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах, на товарах или их упаковке и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.
Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму), фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму). В части четвертой Гражданского кодекса наконец-то оказался решенным вопрос о недопустимости использования другими лицами не только фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица, но и сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Нарушением права на фирменное наименование будет и использование юридическим лицом, осуществляющим аналогичную деятельность, иного средства индивидуализации, сходного с фирменным наименованием до степени смешения, в частности товарного знака или коммерческого обозначения[11].
Характеризуя юридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных ему признаков. Прежде всего, данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. фирмовладелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Иными словами, фирмовладельцу противостоит не какое-либо конкретное лицо, обязанное совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, а все третьи лица, на которых лежит обязанность не нарушать право на фирму и не препятствовать фирмовладельцу в осуществлении его правомочий.
Право на фирму часто характеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует в целом согласиться. Действительно, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков[12].
Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Это означает, что, приобретя в установленном порядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, т.е. до тех пор, пока существует само предприятие и фирменное наименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты.
Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца. Иными словами, лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах других участников оборота и потребителей, которые вправе знать, с кем они имеют дело. В этих целях юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими требованиям действующего законодательства, а не выступать под ничего не значащими обозначениями типа "фирма", "компания", "центр" и т.п. Указанные слова могут использоваться только тогда, когда они включены во вспомогательную часть фирменного наименования в качестве факультативных добавлений. Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте, например, помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.
С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наименование тесно связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь одной фирмой. Одно и то же предприятие не может одновременно выступать под несколькими фирмами, так как это дезориентировало бы других участников оборота и создавало бы возможности для злоупотреблений. Другое дело, что юридическое лицо может пользоваться не только полным, но и сокращенным фирменным наименованием, при условии, что последнее отражено в его учредительных документах.
Право на фирму охраняется на всей территории России, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ. Между тем п. 1 ст. 1475 ГК[13] ставит условием предоставления охраны фирменному наименованию на территории Российской Федерации включение его в Единый государственный реестр юридических лиц. Это положение явно не согласуется со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности и потому не подлежит применению.
Вопрос о том, с какого момента возникает право на фирменное наименование, последние годы находился в "подвешенном" состоянии. На протяжении многих лет права на фирму возникали в России в явочном порядке, т.е. приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали ими пользоваться. Однако частью первой Гражданского кодекса (ст. 54 в ее первоначальной редакции) был намечен переход к регистрационной системе, при которой необходимым условием возникновения исключительных прав на фирменные наименования становилась их специальная регистрация, которая должна была быть регламентирована специальным законом о фирменных наименованиях. С принятием части четвертой Гражданского кодекса законодатель, наконец, отказался от идеи перехода к регистрационному порядку возникновения права на фирменного наименование, сохранив прежний порядок (п. 1 ст. 1473, п. 2 ст. 1475 ГК)[14].
Право на фирму является правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель. Право на фирму не может передаваться другим лицам даже вместе с передачей самого предприятия.
Право на фирменное наименование прекращается одновременно с ликвидацией самого фирмообладателя (п. 2 ст. 1475 ГК). Кроме того, можно выделить несколько дополнительных оснований его прекращения. Во-первых, фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием. Во-вторых, прекращение права на фирму может быть обусловлено реорганизацией юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое прежнее фирменное наименование. Наконец, в-третьих, право лица на дальнейшее пользование конкретным фирменным наименованием может быть прекращено по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц. Норм, которые бы предусматривали возможность прекращения права на фирменное наименование в связи с его неиспользованием, российское законодательство не содержит.
3 Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
До принятия части четвертой ГК РФ правовой режим фирменного наименования регулировался только ст. 54 части первой ГК РФ и Положением о фирме (утв. Постановлением ЦИК Союза ССР и СНК Союза ССР от 22.06.1927).
В части четвертой ГК РФ прямо указано, что фирменное наименование является средством индивидуализации, охраняемым законом (подп. 13 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Более того, впервые праву на фирменное наименование посвящены отдельные статьи, включенные в § 1 главы 76 ГК РФ.
К сожалению, как и ранее действовавшее законодательство, часть четвертая ГК РФ не дает легального определения фирменного наименования, однако, в отличие от прежних норм, точно указывает значение и содержание фирменного наименования. Так, п. 1 ст. 1473 ГК РФ прямо утверждает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое устанавливается в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют свои права и обязанности, ведут основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде.
Следует обратить внимание, что к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ не относятся наименования объединений юридических лиц, не приобретающих статуса юридических лиц. Данное разъяснение содержится в п. 58.2 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 5/29). В качестве примера можно привести объединение юридических лиц в простое товарищество, которое в силу ст. 1041 ГК РФ действует без образования юридического лица.
В правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о том, могут ли иметь фирменное наименование некоммерческие организации, которые в соответствии с их уставными документами вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при соблюдении общих положений ст. 50 ГК РФ[15].
При обсуждении столь актуального вопроса правоприменительной практики особый интерес представляет позиция судов. Обратимся к материалам судебного дела, изложенным в специальной литературе. Фонд развития медицинских и биологических технологий "МеДиКлон" обратился в Палату по патентным спорам Роспатента (далее - ППС) с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку "Медиклон", принадлежащему другому участнику гражданского оборота. Доводы фонда сводились к следующему: оспариваемый товарный знак тождествен оригинальной части его фирменного наименования, при этом фонд согласия на его использование в товарном знаке не давал[16].
ППС отказала в удовлетворении возражения на том основании, что фонд "МеДиКлон", являясь некоммерческой организацией, не может иметь фирменного наименования. Впоследствии дело рассматривалось в Арбитражном суде г. Москвы. Вынесенным судебным актом решение ППС оставлено в силе. При этом суд указал следующее. Довод заявителя, что Фонд развития медицинских и биологических технологий "МеДиКлон" является фирменным наименованием, необоснован. ППС правомерно сделала вывод: оспариваемый товарный знак не может быть тождествен части фирменного наименования заявителя, поскольку заявитель не имеет фирменного наименования. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) не предусматривает возможности некоммерческих организаций обладать фирменным наименованием. Таким образом, Законом установлено, что фирменное наименование может быть только у коммерческой организации, каковой заявитель не является (решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2008 по делу N А40-55653/07-133-374)[17].
При дальнейшем рассмотрении дела Девятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 26.05.2008 оставил вышеуказанное решение в силе.