Файл: Теоретические основы мотивации персонала (Теоретические основы мотивации персонала).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Понятие и сущность мотивации персонала
1.2 Влияние психологической структуры личности на мотивацию трудовой деятельности персонала
2. Анализ мотивации персонала в ОАО «РЖД»
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2. Психологические аспекты мотивации оперативного персонала железнодорожного транспорта
3 Основные направления совершенствования системы мотивации персонала
Для более детального изучения системы мотивации оперативного персонала железнодорожного транспорта нами проанализирована методика оценки мотивационного компонента деятельности дежурных по станции «Мотивационный опросник», использующаяся при профессиональном психологическом отборе АСП ДСП (Автоматизированная система профессионального психологического отбора дежурных по станции, разработка ОЦПИ — Отраслевого Центра психологических исследований, используется на Западно-Сибирском филиале с 2001 г.).
В группу мотиваторов вошли подгруппы факторов: содержание работы, ее значимость, рост, ответственность, продвижение; в группу поддерживающих – рабочие условия, статус, оплата труда, отношения с вышестоящими, влияние на личную жизнь, стабильность. Известно, что мотивационные факторы у дежурных по станции коррелируют со стажем работы, а гигиенические – с классностью станции. «Вес» каждого вопроса в границах от 0 (абсолютно не удовлетворен) до 4 баллов (совершенно удовлетворен). Нормальный (достаточный, средний) уровень мотивации к работе дежурного по станции, установленный разработчиком – от 59 до 70 баллов, средний уровень мотивации по Западно-Сибирской железной дороге – 71 балл (высокий), правда, он имеет некоторую положительную корреляцию (0,35) с фактором MD 16-факторного личностного опросника Кеттелла (склонность приукрашивать ответы). По данным ОЦПИ, при среднем показателе общей мотивации 59,4 балла, гигиеническая составляющая 23,3, а потенциальная 36,1, т.е. можно сделать вывод, что работники терпят текущие неудобства ради перспектив.
Эти данные подтверждаются и результатами проведенного в службе перевозок среди поездных диспетчеров мини-опроса 1: уровень заработной платы отнесли к числу важных факторов, влияющих на безопасность движения, лишь половина опрошенных – 50 %, 8,3 % — воздержались, 16,6 % считают фактор не влияющим и 25 % – слабо влияющим, средняя оценка – 0,68 (от стажа не зависит).
Техническая учеба представляется «очевидно полезной» 25 % опрошенных, бесполезной – 16,6 %, и 58,3 % считают, что знания, получаемые на техзанятиях, лишь в небольшой степени помогают в решении производственных задач, средний балл – 0,54 — не зависит от стажа.
Соответствие уровня профессионализма и квалификации большинства специалистов требованиям современной техники получило оценку 0,6 («да» — 33,3 %, «нет» — 16,6 %, и 16,6 % воздержались, «отчасти» — 33,3 %, 1 Всего 12 анкет, поездные диспетчеры службы перевозок: 7 человек — стаж в должности более 10 лет, 1 — от 5 до 8 лет, 3 — от 3 до 5 лет, 1 — менее года независимо от стажа). Это говорит о том, что диспетчеры заинтересованы не в современности, а в высокой надежности техники.
На вопрос, заинтересован ли ваш руководитель в разрешении проблем, стоящих перед коллективом, «да» и «отчасти» ответили по 41,6 % человек, «нет» — 16,6 %, без воздержавшихся, средняя оценка 0,63. Работники с более высоким стажем оценивают руководителей существенно выше: 0,75 — так оценили руководителей ДНЦ со стажем выше 5 лет, 0,5 — до 5 лет.
Эффективность применяемых на практике мер наказания к нарушителям правил безопасности получила одну из самых высоких оценок — 0,65 («да» — 41,6 %, «не совсем» — 25 %, воздержались 16,6 % и 16,6 % ответили, что меры формальны и неэффективны).
Отдельно по 5-балльной шкале оценивались деловые качества руководителя, итоговая оценка (средняя) весьма высока – 4,32.
Самый высокий результат, не зависящий от стажа опрашиваемых, получили такие качества, как компетентность и нетерпимость к нарушителям – по 4,75; ответственность – 4,67.
Заинтересованность в результатах труда коллектива оценена на 4,45.
Самостоятельность получила оценку 4,25 и от стажа «оценщика» не зависит.
Умение вовремя выявлять и устранять проблемы — 4,0, причем «старшие коллеги» строже: их оценка 3,85, а работающих менее 10 лет — 4,2.
Ниже всего – 3,75 – оценено наличие у руководителя реальных прав и полномочий, и здесь просматривается обратная зависимость от стажа: лица со стажем более 10 лет оценили в среднем на 3,6, а менее 10 — на 4,0. Это качество не столько характеризует руководителя, сколько организационную практику на дороге: как наделяются полномочиями организаторы движения.
Мы привели данные этого опроса, так как мнение диспетчеров представляется значимым в силу высокой позиции, занимаемой ими в организации перевозочного процесса дороги: эти работники прошли все нижестоящие ступени в иерархии оперативного персонала и могут оценить ситуацию, исходя из своего богатого опыта работы в отрасли.
Для изучения практики мотивации оперативного персонала железнодорожного транспорта была разработана анкета и подобран комплекс методик, включающий:
1 — методику выявления и анализа профессионально-важных качеств специалистов системы «человек-техника»;
2 — тест Герцберга «Набор мотивационных предпочтений», направленный на выявление предпочитаемых испытуемым мотивирующих факторов;
3 — морфологический тест жизненных ценностей Сопова-Карпушина, направленный на выявление важности различных жизненных сфер деятельности и определения мотивационно-ценностной структуры личности.
Исследование мотивационной сферы работников Западно-Сибирской железной дороги проводилось также на базе Института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров Сибирского государственного университета путей сообщения, на работниках службы перевозок Западно-Сибирской железной дороги, проходивших курс повышения квалификации. Выборку составили испытуемые в должностях дежурных по парку (ДСПП) и дежурных по станции (ДСП) различных отделений Западно-Сибирской железной дороги, мужчины и женщины в возрасте от 24 до 54 лет.
По результатам анкетирования среди психологических факторов поощрения опрашиваемые выделяли, прежде всего, благодарность, похвалу, признание и уважение, также моральную поддержку и моральное поощрение, звания почетного железнодорожника и лучшего по профессии, уважение к специальности, а также повышение по служебной лестнице. Также в ответах опрашиваемых было видно наличие отрицательной мотивации: нежелание наказаний, смещения с должности, лишения премии.
На данном этапе работы была определена иерархия мотивационных факторов по степени значимости для работников филиала ОАО «РЖД». На первом месте находится денежное поощрение (заработная плата), далее идет гигиенический фактор — стабильность работы. На третьем месте находятся мотивационные факторы (мотиваторы) — чувство достижения и содержание работы.
По результатам методики МТЖЦ также выстроилась иерархия ценностей: ценности духовного удовлетворения, достижения и высокого материального положения; активные социальные контакты; сохранение своей индивидуальности; собственный престиж; далее идут ценности развития себя и креативности.
Исследование также показало, что профессиональная жизнь стоит у работников на четвертой позиции, после семейной жизни, общественной и физической активности, но при этом она является для работников значимой.
В процессе решения вышеназванных задач мы получили результаты исследования по тесту Герцберга и методике выявления и анализа профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника», которые после обработки в корреляционном анализе требуют дальнейшего рассмотрения, что является перспективой нашего исследования.
3 Основные направления совершенствования системы мотивации персонала
Во второй главе курсовой работы психологические аспекты мотивации работников дороги были содержательно рассмотрены путем сопоставления полученных данных, что позволило на основе проведенного психологического исследования внести предложения по внедрению психологических аспектов мотивации в систему управления персоналом железнодорожного транспорта на примере Западно-Сибирской железной дороги.
Разработаны предложения по повышению мотивации через ее психологические аспекты для группы исследуемых работников:
— мотивационный фактор «чувство достижения» подкрепляется выбором ценности «достижения»: в этом случае в качестве способа повышения мотивации к труду можно проводить различные виды соревнований между работниками (например, рейтинговые) с обязательным поощрением по результатам;
— сочетание ценности «содержание труда» и «стремления к удовлетворению через процесс работы»: необходимо выявить, что именно является ценным в процессе труда для работника, это должно подкреплять интерес работника к труду. Здесь можно говорить о различных способах и формах выполнения труда, возможно, о повышении ответственности, делегировании полномочий и т.д.;
— мотивационный фактор «хорошие отношения с коллегами» соотносится с выбором ценности «активные социальные контакты»: возможно проведение различных форм коллективного труда, сотрудничества, корпоративных праздников и т.д.;
— выбор работниками ценности «престиж» с потребностью в признании: это может говорить о необходимости отмечать профессиональные заслуги работника в глазах окружающих, чаще использовать похвалу, повышать престиж организации и профессии;
— ценность сферы профессиональной жизни «саморазвитие» соотносится с мотивационными предпочтениями «личностный рост» и «продвижение»: в этом случае целесообразно говорить о работе с резервом, планировании карьеры, проведении мониторинга потребности работников в обучении, поощрять самообразование работников;
— поддерживающий фактор — «безопасность и надежность»: здесь можно говорить о предоставлении каких-либо гарантий работникам железной дороги, это позволит поддерживать уровень мотивации, не позволяя ему снижаться;
— самая значимая жизненная сфера — «сфера семейной жизни»: этот важный показатель также можно учитывать в системе мотивации персонала, распространяя различные льготы не только на работников компании, но и на членов их семьи, например, с условием определенных заслуг в трудовой деятельности.
В связи с этим можно предложить комплекс предложений по внедрению психологической составляющей в систему мотивации Западно-Сибирской железной дороги, которые приведен ниже.
1. Привлечение квалифицированного специалиста-психолога в работу с персоналом. На уровне структурных подразделений Западно-Сибирской железной дороги привлечение квалифицированного специалиста-психолога в работу с персоналом позволит проводить психологические исследования с целью выявления психологических аспектов, влияющих на эффективность труда работников (с учетом различных должностей), а также для проведения консультирования руководителей по вопросам мотивации. При необходимости возможна разработка и проведение психологом адаптированных тренинговых занятий с работниками отделения;
2. Проведение специальных занятий, производственных семинаров по проблеме психологических аспектов мотивации персонала железнодорожного транспорта. Это позволит руководителям подразделений, служб и отделов предприятий обмениваться опытом, достигнутыми результатами по вопросу мотивации персонала, коллективно решать спорные вопросы в этой и других областях;
3. Внесение изменений на уровне нормативно-правовых документов в системе управления персоналом железнодорожной отрасли. Здесь подразумеваем разработку приложения к Коллективному договору Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» с включением в него пунктов, учитывающих психологические аспекты мотивации работников дороги. Также возможно создание отдельных Приложений о мотивации персонала с учетом этих аспектов на уровне предприятий и подразделений. Это позволит регулировать деятельность предприятий и их руководителей по вопросам мотивации с точки зрения ее психологических аспектов;
4. Внесение изменений в систему повышения квалификации. Здесь мы подразумеваем повышение квалификации на основе целевых семинаров. Для повышения эффективности работы персонала традиционно проводятся технические занятия и курсы повышения квалификации, при проведении которых недооценивается психологический аспект профессионализма. Между тем, как отмечают многие исследователи, на успешное осуществление профессиональной деятельности на высших этапах овладения мастерством личностно-мотивационная сфера влияет даже в большей степени.
Решение задачи — в дополнении традиционного технического обучения воздействием на личность работника, во влиянии на индивидуальную шкалу ценностей и выработку эталонов профессиональной чести, служебного роста, мотивов повышения компетентности для эффективной и творческой профессиональной деятельности.
Высшие ступени профессионализма предполагают владение навыками рефлексивных процедур, способность пересматривать ценностные ориентиры и перестраивать структуру мотивов в соответствии с профессиональными задачами и производственной ситуацией.
Для формирования таких умений необходимы специальные образовательные процедуры, затрагивающие глубинные свойства личности, они разрабатываются в рамках новейших психотехнологий акмеологии — науки о способах профессионального совершенствования и факторах достижения вершин продуктивности.
Таким образом, в результате проведенной работы были выявлены психологические аспекты мотивации оперативного персонала железнодорожного транспорта на примере Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» на базе дежурных по парку, дежурных по станции и поездных диспетчеров.