Файл: Курсовая работа Порядок признания безработным. Правовой статус безработного.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2631

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Безработным гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении периода сохранения среднего заработка по последнему месту работы.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные центром занятости населения сроки.

Гражданам, уволенным из организаций и имеющим в течение одного года перед началом безработицы 26 календарных недель (полгода и две недели) оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (недели), пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев. В иных случаях пособие по безработице выплачивается гражданам в течение 6 месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

При этом, общий период выплаты пособия по безработице для граждан, которым установлен 12-месячный период выплаты, не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Общий период выплаты пособия по безработице для граждан, которым установлен 6-месячный период выплаты, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций и имеющим 26 недель оплачиваемой работы в течение одного года перед началом безработицы, начисляется в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца – в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

в следующие четыре месяца – в размере 60%;

в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Во втором (12-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Во всех иных случаях пособие по безработице начисляется:

в первом (6-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;


во втором (6-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации8.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 8889 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год: минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей. Размер пособия по безработице на 2013 Постановлением Правительства остался без изменения10.

Граждане, уволенные из организаций по любым основаниям (за исключением безработных граждан, получающих пособие по безработице в минимальном размере). При этом граждане должны иметь в течение одного года перед началом безработицы 26 календарных недель (шесть месяцев и две недели) оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). При этом граждане должны представить в центр занятости населения справку о средней заработной плате по последнему месту работы.

Минимальное пособие получают:

граждане, уволенные от индивидуальных предпринимателей, физических лиц;

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

граждане, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;

граждане, уволенные из организаций в течение одного года перед началом безработицы и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей);

граждане, направленные центром занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Пособие по безработице не подлежит обложению подоходным налогом11.


Заключение



Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения, связанные с обеспечением занятости населения, определением правового статуса безработного, предоставлением дополнительных гарантий, в том числе отдельным категориям граждан, испытывающим трудности в поиске работы, в основном (по количеству и видам предоставляемых услуг) соответствует требованиям международных стандартов, получивших отражение в актах ООН, МОТ, Совета Европы и Европейского Союза. Однако по уровню социального обеспечения граждан, ищущих работу, включая граждан, признанных безработными, российское законодательство значительно отстает от них. Так, предусмотренный Законом о занятости размер пособия по безработице незначителен, фактически он не обеспечивает минимальных потребностей безработных граждан на период поиска ими работы. К тому же, при определении размера пособия по безработице законодателем не учитывается уровень жизни населения в различных субъектах Российской Федерации, а также семейное положение безработных граждан (наличие иждивенцев).



Провозглашенное Конституцией РФ право граждан на защиту от безработицы и предусмотренные в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» социальные гарантии для безработных носят в основном декларативный характер. Ныне действующие нормы не обеспечивают достойной жизни и свободного развития человека, ищущего работу, признанного в установленном порядке безработным.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Однако прожить на пособие просто не представляется возможным человеку не только с семьей, но и одному.

Конституционное право на защиту от безработицы реализуется путем предоставления двух групп гарантий, обеспечивающих защиту от потери работы и связанных с этим неблагоприятных материальных последствий. Первая группа гарантий выступает в качестве элементов защиты трудовых прав и осуществляются в рамках реализации права на труд. Вторая группа является элементом социальной защиты населения и осуществляются в рамках реализации права на социальное обеспечение в случае безработицы.

Необходимо внести изменения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с целью приближения пособия по безработице к реальным условиям жизни:

1. Дополнить новым абзацем п. 1 ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», предусмотрев, что государство гарантирует:

«...компенсацию расходов, связанных с выездом безработных граждан и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

2. П. 1 ст.34 изложить в следующей редакции:

«1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, потерявшим работу и признанным в установленном порядке безработными, но имевшим в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), при наличии 13 или менее календарных недель работы, пособие по безработице назначать на 6 месяцев. Гражданам, имеющим более 13 календарных недель работы, срок выплаты увеличивать на 1 неделю за каждые 2 недели работы сверх 13 календарных недель, но назначать пособие на срок не более 12 месяцев».

3. Изложить п.2 ст. 35 в следующей редакции:

«2. Граждане, предусмотренные в п.1 данной статьи, имеют право на назначение досрочно пенсии по старости по ходатайству службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства, в том числе и по состоянию здоровья, если они были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Данная пенсия назначается на период до наступления...» (далее текст без изменения).


В законодательстве отсутствует правовой механизм, гарантирующий реализацию свободы труда.

Не закреплена обязанность работодателя извещать службу занятости об имеющихся вакансиях.

Законодательством не предусмотрена ответственность работодателя за несообщение о вакансиях и неуказание истинных причин отказа в приеме на работу, в связи с чем ни одна из государственных служб не контролирует реальное положение дел при реализации гражданами права на свободу труда. А до суда с целью защиты своего права доходят лишь немногие граждане.

Таким образом, целесообразно внести изменения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

- дополнить п. 1 ст. 25 «1. Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости...»;

- изложить абзац второй п. 3 ст. 25 в следующей редакции:

«информацию о наличии всех вакантных рабочих мест (должностей), подлежащих заполнению не позднее двух рабочих дней с момента их возникновения»;

- изложить п. 1 ст. 26 в следующей редакции:

«1. Работодатель имеет право устанавливать требования к кандидату на занятие вакантной должности только по профессиональной пригодности»;

- изменить название ст. 5.42 КоАП РФ в следующей редакции: «5.42. Нарушение прав граждан в области трудоустройства и занятости», дополнив пунктами 3 и 4:

«3. Необоснованный отказ работодателя в приеме на работу, не связанный с профессиональной пригодностью кандидата, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

4. Несообщение или несвоевременное сообщение службе занятости о вакансиях, подлежащих заполнению, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а при неоднократных нарушениях - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

5. Несообщение или нарушение сроков сообщения работодателем информации о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов; о наличии вакантных рабочих мест (должностей) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, а при неоднократных нарушениях - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».


В целях защиты безработных (как фактических, так и зарегистрированных), т.е. лиц, ищущих работу, от злоупотребления правом работодателя проверки деловых и личностных качеств лиц, ищущих работу, путем использования способов проверки, не предусмотренных ТК РФ (заочное тестирование, анкетирование, опрос с применением полиграфа (детектора лжи), предлагается внести в ТК РФ следующие изменения и дополнения.

Дополнить главу 11 статьей 65.1 ТК РФ «Способы проверки деловых и личностных качеств лиц, ищущих работу» следующего содержания:

«Наличие деловых и личностных качеств лица, ищущего работу, подтверждается результатами аттестации, порядок проведения которой устанавливается локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Заочное тестирование с предложением решения конкретных производственных заданий запрещается. Опрос лица, ищущего работу, с применением полиграфа (детектора лжи) разрешается в порядке установленном федеральным законом.

Внести в название главы 14 ТК РФ, в названия и текст статей 86, 87, 88, 89, 90 следующие дополнения: перед словом «работник» внести слова «лицо, ищущее работу» в соответствующем падеже, далее по тексту.

Предлагается ввести запрет на использование работодателями такой гибкой формы трудоустройства, не предусмотренной ТК РФ, как заёмный труд (аутсорсинг).

Учитывая положительный опыт субъектов Российской Федерации по оказанию содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на специально оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, включая надомные, автор предлагает распространить данную практику на все категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В связи с этим предлагается дополнить Закон о занятости главой, содержащей нормы, регулирующие отношения по оказанию содействия в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на созданные (оборудованные), квотируемые для них рабочие места. В этой главе должен быть закреплен перечень граждан, которые могут быть трудоустроены на созданные (оборудованные) для них рабочие места, включая удаленные (надомные, вне места нахождения работодателя), на квотируемые рабочие места, и предусмотрен механизм стимулирования и поощрения работодателей, трудоустраивающих указанных граждан, а также меры ответственности за неисполнение закона.

Перечисленные выше предложения по изменению действующего законодательства с позиции социального государства реально повысили бы социальную защищенность граждан России от безработицы и способствовали их занятости.