Файл: Организация работы с одаренными детьми.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Эмоционально-нравственное воздействие» (по методике Е.И. Ильина) Обеспечивают ускоренное развитие ребенка на занятиях, позволяющих реализовывать две формы духовности: УУС (убеждать, утешать, советовать) и МДК (метод духовного контакта), включающего в себя ЛПППС (любить, принимать, помогать, прощать,

«Комментированное управление» (по методике С.Н. Лысенковой) Побуждают к активной мыслительной деятельности; способствуют выработке учебных навыков (мыслю, говорю, записываю) и усвоению азов учебного материала.

«Восхождения» (по методике М.К. Рунковой)

Формула таких занятий: обучение - процесс познания: от проблемы (противоречия), незнания к знанию путем упражнений и заданий по образцу и замыслу педагога и по замыслу ребенка.

«Эврика!» (по методике М.К. Рунковой)

Восстанавливают знания через специально организованную систему повторения и обобщения, например через игру, наблюдение, неформальную беседу и т.д.

Компьютерные занятия (по методике В.В. Лаптева)

Дети получают новые знания, вспоминают забытые. Они позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении.

«Открытые мысли и свободные суждения» (по методике В.Ф. Шаталова)

Определяют направленность мыслительных операций в системе свободных суждений.

Нетрадиционные формы занятий (разработаны Л. Пасечником)

«Познание мира»

Включают в себя знакомство с предметами, явлениями и событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей (формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства, знакомство с жанровым многообразием искусства, с характером изображаемого колорита и т.д.).

«Диалоги»

Формируют логическое мышление на основе собственного видения проблемы, задачи, ситуации (обсуждение планов на будущее, планирование работы по художественному творчеству и т.д.).

«Сочинения»

Позволяют формировать диалектическое, логическое, абстрактное и продуктивное (творческое) мышление, отрабатывать умение производить операции анализа, синтеза, обобщения и умозаключения (возможные темы: «Если бы я был волшебником», «Что произойдет в природе, если погибнут птицы?» и т.д.).

«Художественное творчество»


Помогают формировать творческий подход к изготовлению художественных поделок, а также развивать сенсомоторные навыки (изготовление декоративных поделок из мягкой проволоки, веревки, ткани, бумаги, дерева, упаковочного материала, глины и т.д.).

«Волшебство»

Формируют самостоятельность и активность, ассоциативное мышление (так называемая поэзия волшебства), а также сферу психической реальности (искусство и обыденная реальность). Тематика таких занятий может быть самой разнообразной, но главное - в ней всегда должно быть место нравственности и красоте; иными словами, их задача - формирование собственной нравственно-эстетической позиции.

«Экскурсии»

Уточняют теоретические знания, оттачивают интеллектуальные и практические умения, в том числе измерительные и вычислительные (экскурсии на строительные и промышленные объекты, на природу; наблюдения, обобщение их результатов; оценка проделанной работы).

«Беседы-общение»

Способствуют формированию навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы. В процессе таких бесед педагог в непринужденной обстановке провоцирует ребенка на обсуждение тех или иных ситуаций, событий, природных явлений. Задача - не только получить правильный и логичный ответ на тот или иной вопрос, но дать возможность ребенку высказать свою точку зрения.

Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого в работе - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.


2.3. Методы выявления одаренности



Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одарен каждый нормальный ребенок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия - своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности. В современной психологии уже трудно найти сторонников указанных полярных точек зрения, но тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания сохраняется.

В рамках обоих подходов отмечается возможность ошибочного прогноза относительно одаренности конкретного ребенка и неуспешность попыток развить нормального ребенка до уровня одаренного. Признается также, что цена такого рода ошибок может быть весьма высока. Однако представители различных направлений сходятся в мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одаренность», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одаренности и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз.

Можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. Первое связано с задачей установления самого феномена одаренности, для чего используются методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития и т.п.). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности для представителей различных групп населения (детей из сельской местности, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, детей, имеющих различные нарушения, и т.п.).

В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор одаренного ребенка, но и психологическую помощь ему, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать в себя выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры.


Специальную область представляют диагностические исследования с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п.

В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации. Специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Психодиагностика сравнительно молодая наука, поэтому пока трудно рассчитывать на гарантированный результат. Современная психодиагностика часто вызывает вполне оправданную критику со стороны исследователей, недовольных прогностической ценностью используемых на практике тестов. Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями; оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.

В настоящее время в психологической литературе широко представлены два взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорда-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных. Так, А. Шведе и Р. Стоунбернер отмечают, что такой показатель должен превышать 135 баллов. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей в себя множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от сомнений: не пропущен ли какой-либо талант? Печальна судьба и тех детей, которые по результатам обследования были отнесены к числу одаренных, но впоследствии не подтвердили этой оценки.


Цена такого рода ошибок определяется теми целями, ради которых проводится диагностическое обследование. К сожалению, иногда поиск талантов является самоцелью. Это очень опасно, если подобная деятельность не включает задачу помощи таким детям. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают: ярлыки типа «талант» и «ординарный» могут негативно сказаться на личностном развитии ребенка. Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах ДОУ и «центрах для одаренных». Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования. Условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.

В нашей стране длительное время тесты были почти под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и качестве адаптации западных тестов, а также на обучении квалифицированных специалистов-диагностов. За последние десятилетия вышел ряд работ, в том числе и учебных пособий, посвященных проблемам психодиагностики, были опубликованы многочисленные варианты созданных на западе тестов.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одаренности. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования методов оценки способностей, установления зависимости результатов тестирования от социально-культурных факторов, деятельности испытуемых, специфики тех практических задач, для решения которых используются диагностические процедуры.

Известны основные требования к построению и проверке методик:

  • стандартизация - единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

  • надежность - устойчивость результатов при повторении опыта на одних и тех же испытуемых;

  • валидностъ - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика.