Файл: Психологические характеристики этапов расследования преступлений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Версия шаблона

2.1

Вид работы

Реферат-презентация

Название дисциплины

Юридическая психология (курс 2)

Тема

Выполните учебное задание в виде реферата с презентацией в формате Power Point на тему: «Психологические характеристики этапов расследования преступлений»

Основная часть

Глава основной части



Изобличение лиц, совершивших преступления, привлечение их к уголовной ответственности и наказанию осуществляются по двум основным этапам:

• досудебное производство (предварительлное расследование);

• судопроизводство (судебный процесс).

Во время первого этапа выясняются сущность совершенного преступления, вина и ответственность исполнителя (исполнителей).

В этот период устанавливаются (идентифицируются) исполнители того или иного преступления, собираются и конкретизируются доказательства их участия в совершенном преступлении, а также выясняются причины и мотивы их преступного участия.

На втором этапе основное внимание уделяется проверке собранных доказательств. Дается возможность обвинению и защите выяснить свои позиции в отношении совершенного преступления, а также вины и ответственности его исполнителей.

Суд оценивает вину и ответственность лиц, совершивших преступление, и назначает соответствующее наказание. Любой приговор может быть обжалован надзорной инстанцией.

С психологической точки зрения расследование связано со специфической познавательной деятельностью, проведенной следователем. Сама познавательная деятельность тесно связана с целенаправленными усилиями следователей восстановить событие (преступное деяние), совершенное в определенный период времени. Реконструируются как условия, при которых оно произошло, так и действия лиц, принявших в нем участие.

При расследовании любого конкретного преступления на передний план выступают два основных момента:

• реконструкция преступления и объективных условий, при которых оно произошло, в определенной степени способствовавших его реализации
;

• исследование личностных особенностей преступника и психологические механизмы, обусловливающие совершение преступления.

Преступный умысел формируется как под влиянием личностных качеств отдельного индивида, которые ему дают возможность принимать решения и выбирать варианты поведения, так и под влиянием всего того, что он воспринимает и переживает в тот или иной момент.

В стимулировании и реализации каждого поведенческого акта имеют место как стереотипизированные вещи, т.е. такие, которые неоднократно повторяются, так и те, которые в поведении проявляются только один раз.

Преступления могут повторяться и могут быть использованы одни и те же средства для их реализации, но условия, при которых они осуществляются, всегда бывают различными. Определенные несоответствия можно также обнаружить и в психическом состоянии исполнителей.

Реконструкция преступления (инкриминированного события) происходит на базе поиска, выявления, фиксирования и идентификации различных видов следов, оставленных на месте происшествия или связанных с ним.

Следователь работает с двумя видами следов преступления:

• материальными, дающими объективную информацию о преступлении, которая может быть исследована посредством естественнонаучных методов. Это следы от рук, ног, крови, отпечатки пальцев, а также следы от различного вида оружия и других предметов, связанных с совершенным преступлением;

• идеальными, т.е. с полученной информацией о преступлении от людей, которые стали свидетелями конфликта или преступного деяния и могут предоставить об этом информацию.

Судебная психология исследует психологические закономерности, которые обусловливают воспринятие, сохранение и воспроизведение информации, связанной с совершением тех или иных преступлений. Содержание и качество этой информации зависят от психического состояния лица в момент ее восприятия. Свидетели и потерпевшие трудно могут воспринять и сохранить в памяти целостную информацию о происшествии, а позднее, при даче показаний, ее воспроизвести.

Реконструктивная деятельность следователей, направленная на воссоздание условий и параметров преступного деяния, имеет следующие отличительные особенности:

• является регламентированной в правовом отношении деятельностью. Каждая инициатива и любое действие следователя должны соответствовать требованиям наказательно-процессуального кодекса;



• успешная реализация реконструктивной деятельности предполагает наличие у следователей познаний в различных областях социальной практики;

• следователи должны хорошо разбираться в особенностях поведения человека при выполнении привычных профессиональных и повседневных обязанностей и в особенностях человеческого поведения при совершении преступления;

• реконструктивная деятельность может быть затруднена активным сопротивлением заинтересованных лиц. Как правило, они прилагают все усилия, чтобы максимально затруднить работу следователя. Причем, кроме откровенных угроз, возможны возникновение и реализация различного рода конфликтов.

Сопротивление создает эмоциональное напряжение, которое может привести к затруднениям в расследовании и реконструктивной деятельности следователей;

• реконструктивная деятельность предполагает наличие умения хорошо разбираться в поведении лиц, дающих показания, и в изменениях, которые в нем наступают под влиянием различных психических состояний.

Хорошая психологическая подготовка следователей предоставляет им возможность использовать более эффективные методы для психологического воздействия на допрашиваемых лиц: обвиняемых, потерпевших, свидетелей; в основном реконструктивная деятельность следователей осуществляется при остром дефиците информации. Поэтому в процессе реконструирования того или иного преступления возникает необходимость использования логических и эвристических методов. Этот подход помогает расследующим выдвигать различные гипотезы об инкриминированнном деянии и его исполнителях.

Посредством реконструктивной деятельности следователь должен уточнить, что произошло и каковы были конкретные действия участников в инкриминируемом им преступлении.

Само расследование, которое связано с выяснением вины и ответственности лиц, совершивших преступление, предполагает также прогнозирование поведения расследуемых лиц при проведении отдельных следственных действий.

Само преступное деяние и поведение лиц, принимавших в нем участие, реконструирование и доказывание вины и ответственности лиц, совершивших его, формируют следственную ситуацию, в которой работает следователь.

Как любое преступление, так и любая следственная ситуация, связанная с ним, неповторимы. Они неповторимы не только ситуацией, но и поведением лиц-участников во время реализации преступного плана и в процессе проведения основных следственных действий. А это значит, что при проведении любого следственного действия следователям необходимо проявлять творческих подход.


Творчество необходимо как для анализа ситуации и определения следственных версий, так и для дальнейшей следственной деятельности. Попытки рутинного решения следственных задач очень часто приводят к ошибочным заключениям, к задержкам в расследовании, а иногда и к совершению новых преступлений.

Творческий подход необходим и при выборе следственных действий, а также при определении тактических подходов для их проведения. Это относится и к выбору и использованию средств и методов для психологического воздействия на обвиняемых и потерпевших. Творческий анализ каждого этапа расследования дает возможность следователю своевременно выявить попытки лжесвидетельствования и предпринять меры для их предотвращения.

Таким образом, выделенные специфические особенности расследования, включая и его психологические аспекты, существуют и могут быть выявлены в любом следственном действии. Мы последовательно остановимся на основных процессуально-следственных действиях и выясним их специфические психологические особенности.

Психологические особенности осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия относится к первоначальным следственным действиям. При совершении тяжких преступлений против личности он проводится в первую очередь.

С осмотра места происшествия начинаются действия по реконструкции инкриминированного деяния, выдвижению гипотез и следственных версий об исполнителе (исполнителях).

При осмотре места происшествия устанавливаются причинно-следственные и пространственно-временные связи из-за необходимости найти ответ на два вопроса:

• Когда и почему произошло инкриминируемое событие?

• В какой последовательности совершались действия лиц, принимавших участие в данном преступлении?

При поиске ответов на эти вопросы всегда нужно иметь в виду, что опытные преступники очень часто стремятся направить следствие по ложному следу, оставляя на месте происшествия фальшивые следы, тем самым пытаясь ввести в заблуждение оперативно-следственные органы.

При осмотре места происшествия перед следователем стоит ряд вопросов познавательного характера, на которые он должен найти ответ, осматривая и фиксируя положения предметов и объектов, а также материальных следов на них. Требуют разъяснения следующие моменты:


• произошло ли на месте происшествия преступление;

• причины и мотивы совершенного преступления;

• кто является исполнителем преступления и почему его совершили.

Вся собранная информация описывается в протоколах и отражается на схемах, снимках, в фильмах. Это делается для того, чтобы не пропустить чего-то существенного. При оформлении этих документов выполняются определенные процессуальные требования, без соблюдения которых они не будут иметь доказательственного значения.

В протоколах об осмотре места происшествия описывается все то, что, по мнению следователя, может быть связано с совершенным преступлением, что окажет незаменимую помощь в розыске, а впоследствии и в идентификации исполнителя.

Проведение осмотра места происшествия как особого следственного действия проходит три этапа:

• на первом этапе, после получения сигнала о совершенном преступлении, создается организация, формируется оперативно-следственная группа, обеспечиваются все необходимые технические средства;

• на втором этапе на месте происшествия производится розыскная и реконструктивная деятельность. Выявляются следы и специфические изменения в обстановке. На этом этапе следователь постепенно выдвигает свои гипотезы о преступлении и предположения о его исполнителях. Чем точнее будет реконструировано событие (преступление), тем более стабильными и диверсифицированными будут предположения о причинах и мотивах его совершения;

• третий этап связан с освидетельствованием, т.е. точным описанием всего, что было открыто на месте происшествия. Точное отображение места происшествия в протоколе об осмотре в схемах и снимках может послужить для проведения повторного анализа инкриминированного события, а также для формирования новых следственных или для дополнения уже выдвинутых версий.

Основными при осмотре являются выявление и исследование следов, оставленных на месте происшествия. Поиск и обнаружение связей между отдельными следами крайне необходимы для установления последовательности действий при совершении данного преступления.

Выявление следов и выделение их в отдельную систему предполагают предварительное определение следователем границ пространства, в котором будут проводиться выявление и изъятие следов при использовании различных криминалистических методов.