Файл: Министерство российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства

2.1. Общие положения

повышение служебного мастерства по линии специализации.

2.3. Организация учебного процесса

РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда

3.2.5. Подготовка руководителя к занятию

3.2.6. Подведение итогов обучения

РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач

4.1. Общие положения

4.3. Подготовка руководителя к решению задачи

4.4. Порядок и методика проведения занятия

РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)

5.1. Общие положения

5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию

5.5. Проведение группового упражнения

5.6. Разбор группового упражнения

РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров

6.1. Общие положения

6.2. Проведение разборов пожаров

РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения

7.1.Общие положения

7.3. Подготовка руководителя учения,

7.4. Подготовка посредников и имитаторов

7.5. Методика проведения учения

7.6. Подведение итогов учения

РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава


Основная задача руководителя при проведении группового упражнения заключается в том, чтобы, четко выполняя намеченный план, обеспечить активное и творческое участие обучаемых в отработке учебных вопросов и успешное достижение учебных целей.

Каждое групповое упражнение руководитель занятия начинает с проверки знаний у начальствующего состава указаний, инструкций, положений и других документов по теме занятий, путем постановки вопросов и получения ответов на них, проверка подготовленных проектов докладов (документов), расчетов и т.п. Этим самым руководитель сможет установить уровень подготовки обучаемых к занятиям. Пределы проверки готовности обучаемых к групповому упражнению должны быть обозначены в плане проведения занятий.

Проверив подготовку к занятию руководитель делает замечания о ее качестве сразу или в общем разборе. Если обнаруживается, что обучаемый не подготовлен к занятиям, следует допустить его к участию в упражнении, но не вызывать для принятия решения по вводным.

При проведении занятий на местности не следует без особой надобности проверять знания вопросов теории. Целесообразнее это время использовать для практической работы.

Проекты документов, подготовленные обучаемыми, могут быть проверены накануне занятия.

Учебная группа разбивается на подгруппы, состоящие, как правило, из трех-пяти человек. После этого объявляется оперативное время для изучения обстановки, решения задачи, оформления полученных результатов. Объявляется или выдается вводная и обстановка, например, к прибытию первого РТП и СПТ. Оперативная группа оценивает действия РТП-1, дает и обосновывает свое решение по начальной обстановке, затем по течению оперативного времени, заданному в выписке из расписания выезда, решает ПТЗ в динамике до локализации и ликвидации пожара.

При отработке вопроса руководитель занятия должен:

объявить оперативное время, в которое предстоит действовать обучаемым;

определить, в роли какого должностного лица будут действовать обучаемые;

сообщить обучаемым место их нахождения, определить, какими средствами, наглядными пособиями они располагают;

указать, что известно об оперативной обстановке, об объекте, районе выезда, о действиях аппаратов и подразделений пожарной охраны;


информировать о действиях сил и средств, участвующих в выполнении (решении) данной задачи;

потребовать доклад о предстоящих действиях обучаемых в роли определенного должностного лица.

В зависимости от темы, содержания учебного вопроса и учебной цели объем сведений, сообщаемых обучаемым, может быть различным.

Руководитель занятия обязан заранее предусмотреть возможные варианты решения задачи и действий обучаемых по каждому вопросу.

Отработка учебного вопроса должна строиться не в форме беседы руководителя занятия с обучаемыми, а в форме заслушивания их докладов, решений, распоряжений, расчетов. При контроле за ходом проведения занятия и анализе целесообразно показать, к каким вредным последствиям могло бы привести проведение в жизнь непродуманного и не соответствующего обстановке решения, и указать на наиболее целесообразные решения.

Решения по объявленному эпизоду могут докладываться устно или в письменном виде.

Руководитель занятия заслушивает не менее двух-трех ответов по объявленному эпизоду. Доклады обучаемых или их ответы на вопросы не рекомендуется прерывать. Надо выслушать их до конца и после этого предложить участникам занятия внести необходимые дополнения, поправки, уточнения или сделать это самому. Не следует навязывать своего решения, сковывать инициативу обучаемых заранее намеченным решением, необходимо отмечать инициативные и обоснованные решения и правильные действия обучаемых.

По каждому вопросу указывается наиболее правильное решение, и руководитель переходит к отработке следующих вопросов.

В ходе занятия руководитель не ограничивается только вводными об обстановке, которые были подготовлены заранее и включены в план занятия, он может их дополнить новыми данными, способствующими более глубокому изучению учебных вопросов.

Возможны и иные варианты проведения этих занятий. Руководители территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также командно-преподавательский состав учебных заведений и подразделений пожарной охраны, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов пожарного дела, обязаны постоянно совершенствовать формы и методы проведения деловых игр.


5.6. Разбор группового упражнения


Заключительной частью группового упражнения является общий разбор занятия. Он может быть проведен сразу же после отработки учебных вопросов либо позднее, когда руководитель занятия к нему основательно подготовится.

В случае, когда все вводные были направлены на принятие обучаемыми решений и отдачу распоряжений на самом занятии, разбор группового упражнения целесообразно провести сразу же после отработки всех учебных вопросов.

Проведение общего разбора следует начать с того, что преподаватель повторяет название темы занятия и коротко очерчивает круг основных относящихся к ней теоретических положений, а также напоминает учебную цель занятия.

Далее целесообразно остановиться на рассмотрении основных неясных и недостаточно изученных вопросов, уделив особое внимание характерным недостаткам и ошибкам, допущенным обучаемыми.

В заключении разбора руководитель занятия делает вывод о степени усвоения обучаемыми содержания темы и достижения учебной цели, а также указывает вопросы, подлежащие дополнительному изучению.

В том случае, когда групповое упражнение завершается подготовкой какого-то отчетного документа, разбору группового упражнения должна предшествовать тщательная проверка этих документов.

Разборы большой продолжительности не приносят ожидаемых результатов. Поэтому не рекомендуется перегружать разбор рассмотрением второстепенных вопросов и деталей, так как при их обилии теряется главное.

К установленному заранее времени один из участников каждой группы записывает (задиктовывает) полученные данные в таблицу, заранее подготовленную руководителем на учебной классной доске. После того руководитель занятия заслушивает решения, принятые в 3-4 подгруппах (РТП, НШ, НТ), каждого по своему вопросу и выполняемым обязанностям. Доклады обучаемых или их ответы на вопросы не рекомендуется прерывать. Необходимо их выслушать до конца и после этого предложить участникам занятия внести дополнения
, поправку, уточнения, после чего представляется эталонный вариант решения задачи, который сравнивается с решением в подгруппах. Разрешается задавать вопрос участникам занятий докладчику по своему решению. Не следует навязывать своего решения, сковывать инициативу обучаемых намеченным решением.

Неполное совпадение вариантов решения задачи игровыми коллективами с вариантом решения руководителя не означает то, что выбрано неверное решение. В ходе дискуссии может быть выяснено, что предлагаемый вариант приемлем.

Критикуя (отвергая) то или иное решение обучаемых, преподаватель должен доказать его неприемлемость, основываясь на теоретических положениях, излагаемых в учебных пособиях, требованиях нормативных актов и примерах из практики.

В связи с этим к анализу и оценке работы целесообразно подходить тщательно, всесторонне взвешивая всю работу. Очень важно при разборе отмечать оригинальные, смелые и инициативные решения, применение более целесообразных и иных приемов и способов тушения пожаров.





РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров




6.1. Общие положения


Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен)смен пожарных подразделений;

анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;

анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.


6.2. Проведение разборов пожаров


Разбор пожаров проводится:

отдельно с начальствующим составом и с личным составом подразделений, участвовавшим в тушении пожара;


с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.

Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.

Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.
6.3. Требования к разборам пожаров

Для разбора пожаров необходимо:

определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.
6.4. Порядок проведения разбора пожара

Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;