Файл: 1. Язык как предмет языкознания 2 Связь языкознания с другими науками 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Природа и сущность естественного языка. Соотношение языка и речи


По вопросу о природе языка учёные разделились на два лагеря: одни считают его общественным (социальным) явлением, другие относят его к биологическим.

С одной стороны, язык социален. Он возникает, живёт и развивается вместе с возникновением и развитием общества; он сохраняет общественный характер, обслуживает потребности общества на протяжении своего существования и развития. С исчезновением человеческого коллектива, народа, говорящего на том или ином языке, исчезает и язык.

Будучи общественным явлением, язык коренным образом отличается от всех других общественных явлений, таких как, например, наука, культура, производство. Отличие заключается в специфической функции языка – быть основным средством общения людей.

С другой стороны, следует иметь в виду, что язык некоторыми свойствами, сторонами связан с явлениями естественными – биологическими, физическими, в частности акустическими. Существование, функционирование языка как знаковой системы обусловлено строением и деятельностью головного мозга человека, то есть явлением биологическим и физическим. Знаки, единицы естественного языка образуются в процессе общения людей благодаря деятельности органов речи (фактор биологический) и воспринимаются в виде звуковых колебаний во внешней среде (фактор физический).

По природе своей язык также может быть идеальным и материальным. Структура идеального в языке включает в себя энергию сознания – дух, энергию мышления – мысль. Своей идеальной стороной язык служит мостом между сознанием и психикой.

Сначала звуки речи послужили естественной материальной стороной языка, в которых он стал чувственно воспринимаемым для человека. Позднее была создана вторая материальная форма языка – графическая, в виде различных систем письма.

Итак, язык представляет собой сложное сочетание духа и материи, содержания и формы.

Язык определяется обычно в двух аспектах:

  • первый – система фонетических, лексических, грамматических средств, орудием выражения мысли, чувств, служит средством общения людей;

  • второй – разновидность речи, характеризуется теми или иными стилистическими признаками.

Речь – конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Язык определяется как система знаков, а речь – реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка.


Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения.

Речь – важное средство, к которому мы прибегаем, когда необходимо разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Речь – это способ передавать информацию. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе, и именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь и язык и едины и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. В психологии разделяют понятия язык и речь.

Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества. Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации. Язык – объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Различия между языком и речью:

  • язык абстрактен, а речь материальна;

  • язык стабилен, пассивен и статичен, а речь активна и динамична, для неё характерна высокая вариативность;

  • язык обслуживает всё общество, а речь – только индивид;

  • для языка характерна уровневая организация с иерархическими отношениями; для речи – линейная организация – последовательность слов, связанных в потоке;

  • язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена.

6. Функции естественного языка


Язык, как социальное явление, как важнейшее средство человеческого общения выполняет в жизни людей ряд функций.

Основной функцией языка принято считать коммуникативную функцию, под которой понимается предназначение языка служить средством общения людей, обмена информацией и т. п. В процессе общения с помощью языка люди передают друг другу различные сообщения, свои мысли, чувства, желания, настроения, душевные переживания и т. д.

Для того чтобы обмениваться информацией, мыслями об окружающей действительности, о конкретных предметах и явлениях, необходимо конструировать соответствующие мысли. Они не существуют в готовом виде, а появляются лишь в результате мыслительной деятельности человека, которая осуществляется с помощью языка

. Итак, выделяется мыслеформирующая функция.

Обычно мысль формируется, конструируется человеком с целью передачи её другим. А это возможно лишь при условии, что мысль имеет материальное выражение, звуковую оболочку, т. е. выражена языковыми средствами. Отсюда следует выделить выразительную (экспрессивную) функцию.

Для выражения мыслей, обмена суждениями о предметах и явлениях окружающей действительности в процессе общения необходимо, чтобы соответствующие предметы и явления имели свои названия. Следовательно, можно ещё выделить номинативную (назывную) функцию.

Выражая свои мысли, говорящий может выражать своё отношение к содержанию речи, свои чувства и эмоции. В этих целях используются такие языковые средства, как вводные слова и словосочетания, междометия, аффиксы с оценочным значением, интонация, порядок слов в предложении. Такая функция языка называется художественной (эстетической).

Язык также является основным средством и важнейшим источником познания мира, происходящих в нём процессов. Иными словами, язык выполняет когнитивную (познавательную, гностическую) функцию. С этой функцией связана и аккумулирующая функция, суть которой заключается в том, что с помощью языка (а именно, с помощью знаменательной лексики и грамматики) происходит накопление, закрепление и передача человеческого опыта.

7. Теории происхождения человеческого языка


Теория божественного происхождения языка. В библейских легендах можно найти два противоречивых решения вопроса о происхождении языка. Так, в первой главе Бытия сказано, что Бог творил словесным заклинанием, и сам человек был сотворён силой слова. Во второй главе этой же книги рассказывается, что Бог творил всё «молчком», а потом привёл к Адаму всех тварей, чтобы человек дал им имена: как он назовёт, так и будет.

В этих наивных легендах уже обозначались две точки зрения на происхождение языка: 1) язык от Бога; 2) язык от человека.

В различные периоды исторического развития человечества этот вопрос решался по-разному. Внечеловеческое происхождение языка объяснялось тем, что это «божественный дар», но не только античные мыслители дали иные объяснения этому вопросу, но и «отцы церкви» в раннем Средневековье, готовые признать, что всё исходит от Бога (даже дар речи), сомневались, что он мог бы превратиться в «учителя», который обучал людей словарю и грамматике. Отсюда следует, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов
.

Звукоподражательная теория. Суть звукоподражательной теории заключается в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя: бах, мяу, гав – отсюда: бахнуть, мяукать, гавкать. Однако таких слов в языке мало. Кроме того, наиболее употребительные слова не обнаруживают сходства с подражанием звукам окружающего мира: мама, папа, дом, луна, солнце, кровать, холодильник. Сюда же следует отнести то, что для звукоподражания нужен развитый слуховой аппарат, чего у первобытных людей такого не было.

Междометная теория. Суть этой теории заключается в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Первоначально междометия выступали как обозначения всплесков эмоций и воли человека. Позднее слова стали выражать другие впечатления, которые вызывались в душе человека окружающим миром.

Теория социального (общественного) договора. Ж. Ж. Руссо толковал это теорию через теорию двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык происходил от чувств, и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договорённости».

Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не даёт, так как прежде всего, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, эта теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

Трудовая теория. В конце 70-х годов XIX века немецкий философ и историк Л. Нуаре выдвинул трудовую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Согласно этой теории, междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью. Л. Нуаре справедливо подчеркнул, что мышление и действие были первоначально неразрывны, так как, прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на различных объектах действия различных естественных предметов. При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность.

Эту идею развивали и марксисты. Ф. Энгельс был убеждён в неразрывной внутренней связи трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания формирующегося человека и становления форм и способов общения. По его мнению, именно труд создал человека, а тем самым и его язык. При этом особая роль отводилась в возникновении человеческой речи прямой походке, во многом способствовавшей совершенствованию головного мозга и органов речи человека.


Современное состояние проблемы. Знаки первоначально не имели звукового сопровождения, но были ситуативны, и потому легко запоминались и повторялись в схожих явлениях. Далее уже изученные людьми жесты обрели звуковое наполнение, которое со временем становилось все более отчетливым, обретая форму четкой единицы речевого потока – слова.

8. Язык и мышление. Типы мышления


Язык – это достояние коллектива. Он осуществляет общение членов коллектива, позволяет сообщать и хранить нужную информацию обо всех аспектах жизни человека. Язык складывается и существует веками.

Мышление, напротив, по своей природе индивидуально. Оно развивается и обновляется быстрее, чем язык.

Таким образом, различия этих процессов очевидно, но связь понятий обусловлена тем, что и у речи, и у мышления существует один физиологический источник/механизм – мозг человека. Мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нём.

Разграничение понятий связано с тем, что законы мышления изучает логика. Эта наука различает такие категории, как понятия с их признаками, суждение, умозаключения. В языкознании выделяют другие единицы – морфемы, слова, предлоги и др.

В языкознании принята следующая классификация типов мышления:

  • вербальное (словесно-логическое)

  • авербальное:

- наглядно-образное;

- практическое (практически действенное);

- абстрактно-символическое.

Вербальное мышление является самой совершенной формой. Оно предназначено для целей коммуникаций и возникло по той же причине. Кроме того, если мысль не проговаривается, а направляется человеком к самому себе, то это тоже особая форма вербального мышления – внутренняя речь.

Словесно-логическое мышление ярко выраженное. Присуще ученым, преподавателям, переводчикам, писателям, филологам и др.

Авербальное мышление используется там, где нет потребности в непосредственной коммуникации.

Наглядно-образная форма – это оперирование не понятиями, а образами. Развита у людей с художественным складом ума.

Практический тип мышления имеет место при осуществлении деятельности, когда нет необходимости оформлять мысли даже для себя. Данный вид мышления наиболее древний. Он возник, когда первобытные люди ориентировались на местности, обеспечивая себя пищей, когда язык еще не существовал.

Абстрактное мышление – это умение представить что-то несуществующее, логически его организовать, выдвинуть гипотезу и найти способ решения проблемы. При этом элементами являются не понятия и образы, а абстрактные схемы, модели, алгоритмы действия.