Файл: ЭКОНОМ С-Х методичка для бакалавров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2021

Просмотров: 695

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

ВАЛОВАЯ И ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Таблица 1.1 – Эффективность сельскохозяйственного производства в 20___ г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ МОЩНОСТЯМИ И ТЕХНИКОЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНАЯТИЕ № 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

СПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

ОСНАЩЕННОСТЬ ОСНОВНЫМИ ФОНДАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

экономическАЯ эффективностЬ

капитальных вложений в сельское хозяйство

Таблица 8.3 – Исходные данные

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

СЕБЕСТОИМОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВЫВОДЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2 (для самостоятельной работы). По форме 9-мех сделать

сравнительный анализ использования тракторов двух марок.

Марки тракторов и показатели студенты выбирают самостоятельно.

Для расчетов необходимо пользоваться коэффициентами перевода

физических тракторов в условные эталонные (см. приложение Б).

Данные расчетов сводятся в таблицу 4.5.


Таблица 4.4 – Сравнительный анализ использования тракторов двух марок

Показатели

Марка ____________

Марка ____________

на физич.

на условн.

на физич.

на условн.
































ВЫВОДЫ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. По ниже приведенным данным решить задачу и сделать выводы

тракторного парка об изменении показателей.


Таблица 4.5 – Исходные данные

Годы

Среднегодовое число условных тракторов, ед.

Отработано

Выполнено нормо-смен

Выполнено всего работ, усл. эт. га

машино-

дней

машино-

смен

2003

1 150

182 550

184 275

139 690

977 900

2013

673

128 940

129 930

125 320

505 210


РАСЧЕТЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При написании выводов особое внимание уделить изменениям сменной выработки, отразить влияние основных факторов на изменение годовой выработки.


ВЫВОДЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание на самостоятельную работу:


Задача. Определить объем тракторных работ, выполненных трактором Т-150К

в мае месяце, если при норме 10 га он вспахал 220 га и 30 часов был

занят на транспортных и хозяйственных работах.


РАСЧЕТЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Контрольные вопросы:


  1. Какова методика расчета объёма тракторных работ?

  2. Как определить выработку трактора данной марки, который выполнял повременную работу?

  3. Как определяется коэффициент использования тракторного парка?

  4. Укажите за счет какого фактора годовая выработка по району имеет отклонения от годовой выработки по области?

5. Перечислите показатели использования комбайнов?

  1. Какое значение имеет отношение отработанных нормо-смен к машино-сменам?




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНАЯТИЕ № 5


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ


Цель проведения практического занятия заключается в формировании у студентов практических навыков в области расчета показателей использования грузового автотранспорта.


Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.

Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.

Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.

Степень использования подвижного состава характеризуют следу­ющие показатели.

Показатели использования автомобилей рассчитываются по приведенным формулам. Предварительно следует определить среднюю грузоподъемность одного автомобиля.


Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему чис­лу автомобиле-дней пребывания в организации.

(5.1)

где АДр – количество автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии;

АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в оганизации.


Коэффициент использования парка (выпуска подвижного состава на линию) (Кис) определяется отношением автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве и рассчитывается по формуле:

(5.2)

(Норматив 0,8)

где АДр – количество автомобиле-дней в работе;

АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в организации.


Коэффициент использования пробега (Кпр) определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу и рассчитывается по формуле:

(5.3)

(Норматив 0,6)

где Пр – пробег с грузом, т-км;

Побщ – общий пробег, т-км


Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выпол­ненных ездок:

Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр).

Грузоподъемность автомобиля – предельная масса полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.

Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использова­нии грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.

В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе, т.е. технической производительнсоти (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом) и рассчитывается по формуле:


(5.4)

(Норматив 0,8)

где Рф – фактический грузооборот, т-км;

Рв – возможная работа, т-км

Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.


Возможная работа определяется по формуле:

(5.5)

где Пр – пробег с грузом, км;

Гср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля, т


Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:

(5.6)

где Тобщ – общий тоннаж автопарка;

Чср – среднесписочное число автомобилей, ед.


Интенсивность работы грузового автопарка характеризуется среднесуточным пробегом (Пс) автомобилей в км. Он определяется делением общего пробега на число дней работы автомобилей и рассчитывается по формуле:

(5.7)

где По – общий пробег, км;

АДр – количество автомобиле-дней в работе.


Среднее расстояние перевозок грузов (средняя дальность перевозки 1 т груза) (Пср) в км определяется делением грузооборота (выполненной транспортной работы) в т-км на объем перевезенного груза (число перевезенных грузов) в тоннах и рассчитывается по формуле:

(5.8)

где От.км – общий грузооборот, т-км;

Т – объём перевезённого груза, т


Общий коэффициент использования автопарка (Кобщ) определяется умножением коэффициента использования автопарка на коэффициент использования грузоподъемности и рассчитывается по формуле:

(5.9)

где Кис – коэффициент использования автопарка;

Кпр – коэффициент использования грузоподъёмности.


Производительность автопарка (ПАт.км) в т-км определяется по грузообороту по формуле:

(5.10)

где От.км – общий грузооборот, т-км;

Тобщ – общий тоннаж автопарка.


Производительность автопарка по объему грузоперевозок определяется по формуле:

(5.11)

где Т – общее количество перевезённого груза, т;

Тобщ – общий тоннаж автопарка, т

Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

Время в наряде – измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом вре­мени, отводимого водителю на прием пищи.

Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.

Техническая скорость – это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная от­ношению пройденного расстояния ко времени движения.

Эксплуатационная скорость – это условная скорость движе­ния подвижного состава во время его нахождения на линии, опре­деляемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.

К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:

Число ездок – время работы подвижного состава на маршру­те, то есть время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).


Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.

Производительность транспортных средств характеризуется ко­личеством перевезенных грузов (т), или работой (т-км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т-км за рейс).

Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.

Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового авто­транспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-ки­лометров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда во­дителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные мате­риалы.


Задание 1. В индивидуальных заданиях представлены исходные данные

для расчетов (приложение В). Номер варианта указывает

персонально каждому студенту преподаватель.

Предварительно определяется среднегодовое число автомобилей и

средняя грузоподъемность одного автомобиля.


РАСЧЕТЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все рассчитанные показатели сводятся в таблицу 5.1.


По данным таблицы 5.1 сделать выводы и указать предложения по улучшению показателей использования грузового автопарка.


Таблица 5.1 – Использование грузового автотранспорта


Показатели

Значение

Грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, т

Среднесуточный пробег, км

Среднее расстояние перевозок, км

Коэффициент использования автопарка

Коэффициент использования пробега

Коэффициент использования грузоподъемности

Производительность в т-км на 1 автотонну

Производительность в т на 1 автотонну

Общий коэффициент использования автопарка



ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Рассчитать показатели экономической эффективности

использования сельскохозяйственной техники и транспортных

средств. Исходные данные представление в приложении Г.


Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из табл. Г.1.

2. Определить эффективности использования сельскохозяйственной техники. На основании расчетов заполнить табл. 5.2.