Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитание; гражданское воспитание; развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности, жизнестойкости и т. д.), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; нарушения идентичности и поляризация самооценки; когнитивные искажения и др.).




Схема 2.2. Рекомендуемые направления профилактической работы в образовательной организации







    1. Рекомендации по психологической диагностике деструктивного поведения

Эффективность профилактической работы во многом зависит от выявления детей и молодежи, склонных к деструктивному поведению. Данная работа должна осуществляться комплексно и включать в себя:

  • наблюдение и экспертные оценки поведения обучающихся, воспитанников со стороны педагогов и родителей (законных представителей) на основе знания маркеров деструктивного поведения;

  • мониторинги – постоянные скрининговые психологические исследования личностных особенностей, связанных с формированием деструктивного поведения;

  • индивидуальную психодиагностику детей, подростков, молодежи, требующих особого психолого-педагогического внимания, позволяющую разрабатывать программы индивидуальной профилактической работы.


Методики для диагностики деструктивного поведения подбираются в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, от задач проведения скрининговой или углубленной диагностики. При организации психологической диагностики несовершеннолетних с нарушениями поведения психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) могут быть предложены разные модели обследования и выработки коллегиального заключения ПМПК (модель экспресс-обследования или планово-динамическая модель).




В целом методики можно разделить на две большие группы: методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения, и методики диагностики признаков деструктивного поведения. Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения, должны быть направлены на исследование следующих особенностей: социальное развитие и морально- ценностная сфера, саморегуляция, психоэмоциональная сфера, межличностные отношения и коммуникативная компетентность, самооценка, самосознание, мотивационно-потребностная сфера, индивидуально-типологические особенности, акцентуации характера и др.

Методики диагностики признаков деструктивного поведения подразделяются на комплексные методики и методики диагностики отдельных видов деструктивного поведения (суицидального, зависимого, делинквентного, рискованного и т. д.).


При выборе диагностических методик важно учитывать их параметры стандартизации,

доказательность в соответствии с современными научно обоснованными требованиями к стандартизованным (валидизированным) методикам. Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования и реализации в школе, представлен в Методических рекомендация по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.

Схема 2.3. Методики психологической диагностики девиантного поведения


МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ





Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения: социального развития иморально-ценностной сферы;саморегуляции;психоэмоциональной сферы;межличностных отношений икоммуникативнойкомпетентности;

самооценки, самосознания;мотивационно-потребностной сферы;индивидуально-

типологическихособенностей,акцентуацийхарактера
Методики диагностики признаков деструктивного поведения

Комплексныеметодикидиагностикисклонностик

деструктивномуповедению



Методики диагностики отдельных видов деструктивного поведения:

    • методики диагностики делинквентного поведения (противоправного);


    • методики диагностики аддиктивного поведения (химических и нехимических зависимостей);
    • методики диагностики отклоняющегося поведения на базе агрессивности личности;


    • методики диагностики суицидального поведения;
    • методики диагностики патологичного сексуального и репродуктивного поведения;


    • методики диагностики социально-паразитарного поведения;
    • методики диагностики отклоняющегося поведения на основе нарушений социально-личностной самореализации




    1. Рекомендации по индивидуальной и групповой психологической профилактике деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций

Психологическая работа по профилактике
деструктивного поведения должна реализовываться в условиях образовательных организаций на трех уровнях:

  • первичная, общая профилактика – развитие качеств личности, повышающих ее устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов;

  • вторичная профилактика психокоррекционная работа с группой риска формирования деструктивного поведения;

  • третичная профилактика психокоррекционная работа с обучающимися/воспитанниками, имеющими признаки деструктивного поведения и состоящими на профилактическом учете.

Психологическая коррекция личности обучающегося/ воспитанника аспекте профилактики деструктивного

поведения) направлена на снижение влияния «факторов риска» и усиление «факторов защиты».

Выделяются две формы проведения профилактической работы индивидуальная и групповая. Выбор формы и методов работы зависит от возраста, особенностей психофизиологического развития обучающихся/воспитанников, уровня сформированности деструктивного поведения.

Коррекция отклоняющегося поведения должна реализовывается врамкахпсихопрофилактических программ(мероприятий) и включать различные формы и методы работы: социально-психологические тренинги (коммуникативные, реориентационные, развития жизненных навыков, личностного роста, формирования ассертивного поведения, устойчивости к негативному социальному влиянию), дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы, кейс- технологии, консультирование,