Файл: Тема воспитание, образование и развитие детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 4. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


  1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

  2. Особенности двигательного развития детей с ДЦП.

  3. Классификация ДЦП.

Как вы считаете, какие дети могут быть отнесены к категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?

1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата


Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического или периферического типа. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7 % детей.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

  1. Заболевания нервной системы – детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит.

  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата – врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).

  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, нарушение или утрата двигательных функций).


Двигательные расстройства у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата могут иметь различную степеньвыраженности.

При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.

Присреднейстепенидвигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, их движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных возможностей кистей и пальцев рук (мелкой моторики).

Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%).

Детскийцеребральныйпаралич(ДЦП) полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных

факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов (асфиксия в родах и

родовые травмы). При ДЦП страдают самые важные для человека функции – движение, психика и речь.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП


У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются:

  • Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).

  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений.

  • Наличиепатологическихтоническихрефлексов.Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций у детей с церебральным параличом. Выраженность тонических рефлексов обычно отражает тяжесть заболевания.

  • Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных(стато-кинетических)рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

  • Нарушениеощущенийдвижений(кинестезий).

  • Синкинезии(непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений).

  • Наличие насильственных движений, которые проявляются в виде гиперкинезов и тремора (дрожания ).

  • Нарушенияравновесияикоординациидвижений(атаксия).Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки.

Классификация ДЦП


В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой

Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича:

  • спастическая диплегия,

  • двойная гемиплегия,

  • гемипаретическая форма,

  • гиперкинетическая форма,

  • атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия. Спастическая диплегия наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50% больных церебральным параличом. В литературе ее иногда называют «болезнь Литтля», по имени врача, впервые описавшего ее в середине XIX в. При спастической диплегии поражены и руки, и ноги, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Степень поражения рук различна от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях, ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Повышение мышечного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп, осанку, затрудняет стояние и ходьбу. При развитии контрактур конечности могут «застывать» в неправильной позе, тогда передвижение и манипуляции
становятся невозможными.

Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьирует в широких пределах. У 70–80% детей со спастической диплегией отмечают нарушения речи в форме спастико-паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии. При раннем начале коррекционно- логопедической работы речевые расстройства наблюдаются реже, и степень их выраженности значительно меньшая.

Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей. Наиболее часто они проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться в дошкольном или младшем школьном возрасте под воздействием занятий по коррекции нарушений познавательной деятельности. Такие дети могут учиться в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в средних общеобразовательных школах и на дому (по программе массовой школы или по индивидуальной программе). Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести. Эти дети обучаются по программе школы для умственно отсталых детей (школы VIII вида).

Спастическая диплегия прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

Тонические рефлексы исчезают у детей к 2–3 годам, иногда позже. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5– 2 лет, с теми или иными ограничениями. Лишь 20–25% детей самостоятельно передвигаются (без поддержки и подручных средств). Около 40–50% способны передвигаться, используя костыли или канадские палочки, на коляске. Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть