Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ориентировки в ней, звено учебных действий. Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.

Проведённое нами педагогическое исследование мотивации учеников третьего класса к учебной деятельности, показало, что у большинства обучающихся преобладают внешние мотивы к обучению. В нашей практической работе мы стремились сформировать внутренние мотивы учения, т. е. мотивы, направленные на процесс деятельности (учения): процессуальные – интерес к процессу деятельности; результативные – интерес к результату деятельности (в том числе познавательный интерес), мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).

Для становления мотивации мы использовали не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.
Список использованных источников


  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. 496 с.

  2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2006. 158 с.

  3. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Воликова Т. В. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 2005. 367 с.

  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2009. 468 с.

  5. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. [Электронный ресурс] URL: http://elib.gnpbu.ru/2001/fs,1 (дата обращения: 04. 02 2019).

  6. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2016. 288 с.

  7. Быкова Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014 (дата обращения: 24.03.2019).

  8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2006. 509 с. [Электронный ресурс] URL: https://bookap.info/deti/load/pdf.shtm (дата обращения: 13.02.2019).

  9. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64-81.

  10. Зимняя И. А. Педагогическая психология.: учебн. для высш. учеб. завед. М.: Логос, 2007. 383 с.

  11. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. URL:https://infourok.ru/ (дата обращения: 10.02.19).

  12. Зотов К. Л. Организация современного урока. Книга для учителя ОНЛАЙН [Электронный ресурс] URL: https://hum.edu-lib.com/ (дата обращения: 11.03.2019).

  13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 517 с.

  14. Казанцева Г. Н. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/ (дата обращения: 12.02.19.)

  15. Казорина А. А, Парфенова Л. Л. Формирование учебной мотивации младших школьников. Барнаул, АлтГПА, 2013. 403 с.

  16. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания: высшее профессиональное образование. М.: Академия, 2015. 205 с.

  17. Костылев Ф. В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. М.: Владос, 2014. 104 с.

  18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971. 178 с.

  19. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: 2002. 264 с.

  20. Леонов Н. Ф. Новая эффективная дидактика. М.: Спутник, 2009. 176 с.

  21. Лусканова Н. Г. Анкета для оценки уровня школьной мотивации. URL: https://www.psyoffice.ru/ (дата обращения: 12.02.19.).

  22. Мaркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1990. 64 с.

  23. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.

  24. Николаева Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности // Образование в современной школе. 2015, № 7/8. С. 44–45.

  25. Никулочкина В. Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2682 (дата обращения: 07.02.2019).

  26. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2016.

  27. Окружающий мир: 3 класс: учебник в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2016.

  28. Окружающий мир: 3-4 класс: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2016. 240 с.

  29. Психологические особенности педагогической оценки (по Б. Г. Ананьеву). [Электронный ресурс] URL:http://metodist.edu54.ru/node/270445 (дата обращения 13.02.2019).

  30. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопр. – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2018. 365 с.

  31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2012 г. 720 с.

  32. Троицкая И. Ю., Рыбакова Е. Н. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников // Молодой ученый. 2014, №21. С. 132-134. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/80/13816/ (дата обращения: 12.02.2019).

  33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения с изменениями и дополнениями: 22 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://kem-edu.ucoz.ru (дата обращения: 10.12.2018).

  34. Харламов И. В. Педагогика: учебное пособие. М.: Гардарики, 2009. 520 с.

  35. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. 541с.

  36. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. Рига: Эксперимент, 1999. 136 с.

  37. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: пособие для учителей. М.: Интерпракс, 2014. 158 с.

  38. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. 560 с.

  39. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность – 2-е изд. М.: Смысл, 2013. 860 с.

  40. Холл С. История одной кучи песку. Очерки по изучению ребенка. М.: Пучина, 1998. 150 с..


Приложение А

Методика диагностики «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой



Инструкция.

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами в Таблице А.1. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву илиБ), соответствующую выбранному ответу.
Таблица А.1 – Текст опросника

Вопрос

Варианты ответов

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

А) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо отметил;

Б) садишься посмотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день;

2. После получения хорошей отметки ты:

А) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно тебя не спросят.

3. Бывает ли, что ты недоволен ответом, а не отметкой:

А) да;

Б) нет.

4. Что для тебя учеба:

А) познание нового;

Б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

А) да;

Б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения отметки, что сделал неправильно:

А) да;

Б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

А) да;

Б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

А) да;

Б) нет.

9 Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни уч.ителя:

А) да;

Б) нет.

10. Когда ты, перейдя в другой класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

А) да;

Б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть:

А) учиться;

Б) болеть.

12. Что для тебя важнее - отметки или знания:

А) отметки;

Б) знания.




Обработка результатов.

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику.

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы с 1 по 6, с 8 по 11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Приложение Б

Результаты диагностики «Направленность на получение знаний» у третьеклассников по методике Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
Таблица Б.1 – Уровень мотивации направленной на получение знаний у третьеклассников

Код обучающегося


Высокий


Средний


Низкий


01

9 б.







02




5 б.




03




7 б.




04




5 б.




05

11 б.







06




7 б.




07




6 б.




08




6 б




09

10 б.







10




8 б




11




6 б.




12

9 б.







13




5 б.




14




6 б




15

12 б.







16




7 б




17




5 б.




18




8 б.




19




6 б.




20

9 б.







21




6 б




22




8 б.




23




7 б.




24







1 б.

25




5 б




26




5 б







6 чел. 23%

18 чел. 71%

1 чел. 3%