Файл: Изучение творчества Анны Ахматовой в средней школе.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но этому подходу скоро было отказано в доверии: слишком многое свидетельствовало об условности изображаемого (та же множественность обличий). Возобладало в итоге разделение автора и персонажа, их разграниченное восприятие.
У ранней А. Ахматовой явный перевес получает настойчивое дистанцирование: героине не дано обладать персональной узнаваемостью). В поздней лирике дистанция значительно сократится, порой до неразличимости «я» и автора, и во многом это будет следствием укрупнения биографии, личной судьбы, введенной волею обстоятельств в эпохальную перспективу.[3, 143]
Персонажи А. Ахматовой готовы как будто смешаться с толпой, их дни и ночи - такие же, как у многих других любовных пар, встречи, разлуки, размолвки, прогулки - из разряда общеизвестных. В то же время исповедь героини прорывает оболочку обыденности, ее чувство возводится в круг понятий торжества и проклятия, храма и темницы, пытки и гибели, ада и рая. И это - восходящая спираль лирики, активизирующей ее собственные резервы.
Основные черты ахматовской поэтики, как уже говорилось, сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением, выраженность внутреннего мира через внешний (зачастую по контрасту), напоминающая о психологической прозе.
Это преимущественное внимание не к состоянию, а к изменениям, к едва наметившемуся, еле уловимому, вообще к оттенкам, при сильнейшем напряжении чувств, стремление к разговорности речи без ее прозаизации, отказ от напевности стиха, умение выстраивать осторожную, обдуманную мозаику слов вместо их потока, большое значение жеста для передачи эмоций, сюжетность, имитированная отрывочность (в частности, начало стихотворения с союза: «И кто-то во мраке дерев незримый…» и т.д.
В стихах А. Ахматовой как правило присутствует некая «тайна», но не того порядка, что у символистов.
А. Ахматова смела и нова и, сохраняя обличье классического стиха, внутри него совершает перевороты. Однако эти «разрывы», требующие читательского домысливания, и «перевороты» не означают хаотичности мироотношения и художественной системы А. Ахматовой, а являются признаком нового, более сложного и динамичного, чем в XIX веке, художественного единства.
Список литературы
-
Анненков Ю. Анна Ахматова//Дневник моих встреч.- М.: Владос, 2006. – 315 с. -
Артюховская Н. И. Акмеизм и раннее творчество А. Ахматовой. – М.: Высшая школа, 1991. – 290 с. -
Ахматова А.А. Лирика. - М.: Эксмо, 2007. – 504 с. -
Ахматова А.А. Сочинения. - М.: Художественная литература, 1987. – 530 с. -
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. - М.: Республика, 1996. – 288 с. -
Белкина М.И. Скрещение судеб. - М. Просвещение, 1988. – 312 с. -
Берберова Н.Н. Курсив – мой / /Серебряный век.- М.: Известия, 1990. – 193 с. -
Виноградов В,В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. – 220 с. -
Гаспаров М.Л. От поэтики быта – к поэтике слова. Избранные статьи.- М.: Республика, 1995. – 270 с. -
Гей Н.К. Художественность литературы. - М.: Просвещение, 1988. – 277 с. -
Герштейн Э.Г. Проза Ахматовой. – М.: Просвещение, 1989. – 303 с. -
Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии.- М.: Просвещение, 1990. – 255 с. -
Гурвич И. Любовная лирика Анны Ахматовой: целостность и эволюция// Вопросы литературы. - М., 1997. - № 5. -
Дементьев В. Предсказанные дни Анны Ахматовой.- М.: Вагриус, 2006. – 199 с. -
Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. – Л.: Лениздат, 1968. – 301 с.
-
Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой.- Л.: Наука, 1973. – 284 с. -
Иванова Н.Б. Пересекающиеся параллели. Борис Пастернак и Анна Ахматова.- М.: Эксмо, 2005. – 233 с. -
Мусатов В. В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. Вып. 1. - М., 1992. – 170 с. -
Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой. - Л.: Лениздат, 1990. – 315 с. -
Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: Книга для учителя.- М.: Вагриус, 2006. – 158 с.